АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология как процесс становления личности

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A) «Педагогика и социология»
  3. APQC структура классификации процессов SM
  4. E) нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан
  5. g) процесс управления информацией.
  6. L.3.1. Процессы переноса вещества и тепла.
  7. RISC-процессоры 3-го поколения
  8. Адвокат в уголовном процессе
  9. Американский профессор Невилл Смелзер утверждал, что социология - это наука об обществе. Социология - socium (общество) logos(наука).
  10. Анализ бизнес-процесса(ов) предприятия и построение моделей
  11. Анализ организации и технологии существующих на пред - приятии процессов ТО и ТР автомобилей.
  12. Анализ переходных процессов.

Социализация – процесс усвоения чел-ком соц-го опыта (норм поведения) и воспроизводства этого опыта в собств. Жизнедеятельности. Чел- к рожден индивидом, а личностью становится в процессе социализации.

Социализация – неуправляемый процесс, но есть управляемые элементы (воспитание). В процессе социализации есть общие черты (обучение) а есть специфические. Человек в процессе обучения передает смысл и назначение обучаемого материала.Не один этап социализации пропустить нельзя, он не восстанавливается.Ускорить или замедлить можно.Соц-ция чаще всего однонаправленная (старший учит младшего).

Этапы соц-ции:

1 – осознание собственного Я (от рождения до 12-13 лет)

1шаг-отделения себя от окр.среды

2шаг- процесс самоидентификации (путем подражания или имитации)

2 – осмысление собственного Я (12-13 до 18лет) (какой я есть, чем я лучше других) максималистское восприятие мира.

3 – формирование социальной зрелости

1шаг- обретение политической самостоятельности

2шаг- обретение экономической самостоятельности

3шаг- обретение соц-й самостоятельности (семья, дом, дети)

социализация — специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая (рудиментарная) форма — обучение. Последнее принимает внутри- и межвидовую форму, а социализация — только внутривидовую. Раньше социали­зация была однонаправленным процессом (от старших к млад­шим). Сегодня она приобретает черты двунаправленности.

15.становление социального "я"

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает "правилам жизни" другую, называется становлением социального "Я".

У большинства взрослых есть свой "социальный дом" — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Однако социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая.

У новорожденного нет личности. Ребенок неспособен различать собственное "Я" и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего "Я". Он не знает границ между собой и не-собой, между "Я" и "не-Я". Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — все это стадии одного процесса, а именно осознания своего "Я".

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего "Я" для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? И т.д.Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального "Я": сквозь индивидуальность уже "проклевывается" личность. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго.

Итак, мы можем сделать выводы: содержание процесса становления социального "Я" — взаимодействие с себе подобными;предназначение этого процесса — поиск своего социального места'. Результат процесса — зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего "Я", б) осмысление своего "Я". На том завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент — обретение самостоятельности.

Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем ("Коля хочет пить") и с трудом переходит к личному местоимению "Я хочу пить". Понятие о своем "Я" развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть другим, как и самим собой. Через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального "Я". Впервые этот процесс описал Ч. Кули.

Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы "смотримся" для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции на наше поведение окружающих. Мы постоянно размышляем о том, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они будут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И эти размышления не покидают нас всю жизнь.

Наше "Я" — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.Но это специфический процесс, он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше "Я" обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что "Я" не сводится к сумме психических процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем или субстанцией "Я" выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.

Итак, сделаем вывод: становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным "Я". Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального "Я" происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)