|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Осн. идеи русской социологической мысли по взгядам М.Ковалевского и Н.Михайовского11)Социалистические исследование и этапы его проведения. 11)Соц-ое исследование - исследование соц-ых объектов, отнош.,процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в соц. Виды исследований: 1) разведывательное– предварительное обслед-ие опр-ого процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по исполь-ому инструментарию; 2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о соц-ым явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных; 3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагаемы не только изучение самого явления, но и его причины.Этапы проведения соц-го исследования: 1) Вычленение актуальной социальной проблемы, 2) Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя. 3) Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы. 4) Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной, 5) Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы. 6) Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исслед.7) Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария. 8) Обработка полученного материала. 9)Анализ обработанной информации. 12)Социологическое исследование. -Это способ получения знаний о соц мире,основанный на строгом сборе фактов соц жизни и их логическом объяснении. этапы проведения соц исследования: 1)выбор проблемы 2)обзор литературы 3)построение гипотезы 4)выбор программы исследований 5)сбор данных 6)анализ результата 7)выводы Основные методы исследования: 1)эксперимент 2)опросы 3)анкетирование 4)наблюдение 5)архивное исследование 13)Понятие личности и ее качеств. Каждый человек-это индивид,уникален и неповторим,при этом имеет свое «лицо» и выполняет опр. фун-ии.Сущ.множество определений личности,Но наиболее удачное явл. В.А.Ядова: Л -это целостность соц.св-в человека,продукт общ. прироста и вкл. индивида в сис-му соц. отношений посредством активной деятельности и общения. Качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.По качествам, их наличию и развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. Выделяются: -позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность и др. -общественно осуждаемые, негативные качества: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость и др. - общественно полезные качества: воля, решительность, мудрость, умения, установки, убеждения, патриотизм. Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств. Одни качества развиты больше, другие - меньше. 14) Социальная типология личности. К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся: 1) свойства социально-исторических типов личности, обусловленныеприродой данной формации; 2) черты личности, обусловленные социальной принадлежностью иобразующие социально-классовую типологию; 3) социально-типологические особенности национального характеракак продукт историко-географического развития данного народа; 4) профессиональная типология личности.В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе. 15)Основные подходы к структуре личности. 1) сущность силы человека (Л.Н.Коган ) 2) соц. деятельность (Е.А.Ануфриев) 3) структуру личности В.Г.Немировский включает положение личности, ее роль в общ-ве и направленность. 4) память, культура и деятельность.
16)Свобода и ответственность личности. Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.Свобода есть там, где есть выбор.'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность — социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть. Выделяют след. виды ответственности: - историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; - индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя всоответствии с интересами других людей.
17) Социальная структура общества. ССО-это сложная сис-ма соц. орг-ции,которая определяется формой собственности наследства произ-ва в данном общ-ве. ССО вкл в себя: 1) Отношение к собственности,что приводит к проявлению классов и соц.групп. 2) По отношению к труду, физический, умтвенны, в городе или деревне; трудящиеся или учащиеся; мужчины или женщины. 3) По национально-историческим особенностям. 4) По духовно-родственным связям. 18)Классификация социальных групп.1) Первычные группы -2 или более индивидов, имеющие непосредственные личные взаимосвязи друг с другом. 2) Вторичные группы -объединят 2 или более индивидов,участвующие в безличностных отнош. И собравшиеся вместе для достижения некой практической цели.3)Внутрення группа-эта группа,с которой индивид индефецирует себя и к которой он принадлежит.4)Внешняя группа-эта группа,с котрой индивид не индефецирует и к котрой он не принадлежит.5)Референтные группы-такие группы,в которых индивид ориентирует вои взгляды,чувства и действия на окружащих. 19)Социальный статус личости. Социальный статус - это показатель положения, занимаемого личностью или группой в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами, однако статусы неравны. Положение в обществе определяет главный статус. В его основе лежат должность, профессия человека. Социологи различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи вне зависимости от личных усилий. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации. Реальная стартовая позиция индивида влияет на его отношение к обществу, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом обусловливает дальнейшее поведение личности. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Социальный статус обеспечивает определенные права и возможности личности. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как на внешнем поведении и облике человека, так и на внутренней позиции личности, т.е. на ее установках, ценностных ориентация и мотивах. Каждый статус требует (и дает возможность) выполнения социальных ролей.
20)Классы, народность, нации. Классы -большие группы людей, различающиеся по их мместу исторической опр. сис-мы общественного производства по их отношениям к средствам произв-ва,по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размером той доли общественного богадства, которым они распологают. Народность -истор.сложившиеся общность людей,имеющаясвой язык,территорию,общность культуры и загатки экономической связи.Нация-большая группа людей,связана общностью языка,территории,эк. Жизнью,а так же национальной культурой и быта. 21)Семья,род и их роль в развитии общества. Семья -организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья составляет корень каждого рода, а затем она разрастается многими ветвями, целым деревом. Став таким деревом, семья получает название «род», то есть становится союзом, общиною многих семей, связанных между собой естественной последовательностью рождения. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
22)Социальные организации и их основные черты. Социальная организация -представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. Осн.черты соц.организации:1) они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации опр-х целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Орган-и представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения фун-ии объединения людей, регулирования их деят-ти для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку. 2) члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. 3) характерная черта организации\, обусловлена разделением труда, его специализацией по функциональному признаку. 4) управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению Пригожина, детерминируют организационный порядок.
23)Виды социальных организаций. Социальная организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей. Социальная организация — большая, формальная вторичная социальная группа, которая характеризуется: 1. Опреде -ленной социальной структурой, 2. коллективной тождественностью (идентичностью), 3. имеет точный список членов, 4. программу деятельности и 5. процедуру перемещения (или замещения) членов. 1. Социальная структура — совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в ходе взаимодействия. Включенность индивидов в социальную структуру предполагает, что они имеют как минимум одну общую черту (свойство) и связаны не иначе, как посредством взаимодействия. Социальная структура организации раскрывается через взаимодействие формальной и неформальной структур. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Элтон Мэйо (1880—1949), проводивший в 20—30-е годы знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация).Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней.
24)Управление в организациях. Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование. Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль. Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.
25) Социализация личности. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Соцализация выполняет в общество три основных задачи: 1)интегрирует индивида в общ-во, а также в различные типысоциальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими соц-ых ролей;3)сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответ-ствующих образцов поведения. По мнению Ч. Кули (американский социальный психолог), личность проходит следующие стадии социализации:1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
26)Агенты социализации. В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени. Они называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответству-ющих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи). Исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию. Соответствен- но можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации. Агенты первичной социализации – это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни). Агенты вторичной социализации – это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, гос-ва, сотрудники средств массовой информации и т.д. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.
27) Фазы социализации личности. В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция (намерение). Интенциональность личности проявляется в течении жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла. Первая фаза продолжается до пятнадцати лет и характеризуется отсутствием у человека каких-либо целей, развитием в основном физических и умственных способностей индивида. Вторая фаза длится до двадцати лет и отвечает периоду юности, когда человек осознает свои потребности, способности и интересы, планирует большие изменения, связанные с выбором профессии, партнера, смысла бытия. Третья фаза продолжается до сорока пяти лет и отвечает зрелости человека. В этот период ставятся четкие цели, достигается стабильность на профессиональном уровне и в личной жизни, принимаются решения о создании собственной семьи и рождении детей. Четвертая фаза длится до 65 лет. В этот период человек подводит итог прошлой деятельности, пересматривает цели с учетом своего профессионального статуса. Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи, с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены) или разочарования (цели оказались недосягаемыми).
28) Основные этапы социализации личности. Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоци-ализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.
29)факторы социализации. Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены. основные факторы социализации, объединили в три группы:· макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;· мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);· микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.
30)Механизмы социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведе- ния, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функциони- рования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентифи-кации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Зигмунд Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведе-ния;2) идентификация - это способ осознания принад-лежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения. Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям: 1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
31)Проблемы социализации. Эта проблема весьма актуальна в России, где наблюдается высокая неравномерность интеграции социальных слоев в информационное пространство; многочисленные социальные группы россиян сегодня не имеют возможности и мотивации к формированию информационной культуры. Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.
32)Социальная стратификация. Социальная стратификация -это выделение соц. слоев(страт) и изучение соц.неравенства их положений. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. П.Сорокин исследовал эту проблему, считал что общ-во делятся на слои из-за неравномерного распр-я пра и привелегий,ответственностей и обязанностей,наличие или отстутствие соц. ценностей.П.Сорокин вделил 3 разновидности соц.страт.: 1)экономическая;2)политическая;3)профессиональная. 33)Основные принципы теории социальной стратификации. 1) изучать все,без искл.соц. слой общ-ва ;2)соизмерение м сравнивать группы с помощью одних и тех же критерий. 3) допускать сущ-с и др. типов и моделей стратиф.Сущ. и др. точки зрения,по поводу соц. стратификаций.По-мнению социологов(К.Девиса и Х.Мура),сущ. функциональная стратиф.,согласно кот.неравенство в общ-ве сущ-ет из-за того, что задачи, сущевуемые в общ-ве есть важных и менее важных.Марксистская(клановая теория К.Маркса и Ф.Энгельс.,считает,что неравенство-есть следствие соц.-эконом-ой неоднородности труда.)
34)Основые идеи В.Радаева О.Шкаратана об этакратической иерархии.. Этакратическая стратифика -ционная система. В ней диф- ференциация между группами происходит по их положению в госуд-ых иерархиях (полит., военной, хоз-ой), а все прочие различия (демографические, религиозные, этнические, экон-ие, культ-ые) играют второстепенную роль. Стратификация, т.о., связана в этом случае, прежде всего с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномо- чий) в этакратической сис-е находятся под контролем государственной бюрократии. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем гос-ой бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формальноюридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий гос-нным учреждениям, а могут оставаться и вне сферы гос-ого законодательства (наглядным примером может служить сис-а советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общ-ва (за искл.зависимости от гос-ва), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую сис-му от системы сословий. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает гос-ное правление.В древности ярким образцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенные, впрочем, отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте).
35)Социальная структура современной России. Соц. структура современной России - это структура государства переходного типа - из социализма в капитализм, эту эпоху называют периодом первичного накопления капитала. Такое общество описали исследователи общества середины -- конца XIX века, среди них М. Вебер и К. Маркс.Принятое в современной науке положение о переходных обществах, как сердцевине теории «модернизации»1, имеет глобальное значение и призвано характеризовать главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются: а) развитой или «современной» может считаться только страна созначительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте ит.д.; б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным» ;в) образцом развитости, «модернизи -рованности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»; г) «модерни зированность», «развитость», «современность»
36)Социальная мобильность и ее типы. Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях. Вертикальная мобильность — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная мобильность — это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.
37)Маргинальность и марганизация. Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Виды маргинальности 1) Экономическая — маргинализация как "относительная депривация", отстранение от деятельности и потребления; 2) Политическая — поражение в гражданских/политических правах (de facto или de jure), лишение права выборов; отстранение от участия в обычной политической деятельности и от доступа к формальному политическому влиянию; 3) Социальная — маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация ("Verachtung") и т.п. маргинальных групп.
38)Власть и ее исторические типы. Власть – 1) это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо: 2) оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. Элементы власти: 1) субъект;2) объект; 3) основания и 4) ресурсы;5) функции;6) процесс, приводящий в движение все её элементы. Объект власти – лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение. Основания власти – база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Виды власти): 1) экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми); 2) социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп); 3) культурно- информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации); 4) полити- ческая; 5) принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру).
39)Типы правления. 1)Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и передаётся по наследству.Монархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. 2)Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение; 3)Олигархия, то есть власть немногих лиц; 4)Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия
40)Идеология и ее социальные функции. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные конфликты, проблемы, а так же содерж. Цели социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений. Термин «идеология» ввёл Артур Дестью де Траси. К. Маркс и Ф. Энгельс в немецкой идеолог. раскрыли сущность идеологии. Основные функции идеологии: 1) Познавательная 2) Оценочная.3) Целевая.4) Прогностическая.5) Интег -ративная6) Защитная 7) Социально- организационная. Социальная идеология – это мощнейшее орудие власти. 42)Социальные институты и их основные признаки. Соц.институты -это устойчивая форма орган-ции обществ. жизни и совместной деят-ти людей,вкл. В себя совокуп. Лиц и учреждений. Наделен властью и средствами, для ощущ. соц. фун-ий и ролей. Осн. признаки:1) своды норм поведения и их кодексы.2)Действущ. Установка и образцы поведения. 3)Общим признаком для всех институтов явл. Культурные признаки. 4)В качестве общего признака соц.институ-тов рассматриваются специфические особенности. 5)наличие идеологии в каждом соц.институте.
41)Основные идеологии современности. 1 Гуманизм (-мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.) 2 Иудаизм и сионизм.( Иудаизм — рели -гиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших моноте -истических религий человечества. Сионизм — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается. Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения — от лево-социалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны сионизм был одним из наиболее крупных общественно-политических движений еврейского народа.) 3 Национализм и фашизм( Нация - высшая ценность (бог-Нация, язык, человеческая стая, ксенофобия), а церковь и армия - средства ее защиты. Фашизм отличается предельным национализмом. Мир для людей, придерживающихся этой идеологии делится на своих (сверхчеловеки) и чужих (недочеловеки). Гордость о принадлежности к сверхлюдям толкает людей, придерживающихся этой идеологии, на преступления против так называемых недочеловеков.) 4. Консер –ватизм. (Консерватизм обращается к тем группам, которые стремятся сохранить накопленное состояние. Консерваторы провозглашают Национализм. Власть по их мнению должна заботиться о национальных интересах. Консерваторы стремятся к сохранению существующего порядка вещей, к устранению различных внешних и внутренних возмущений. Другими словами зачастую консерваторы при возникновении ветра перемен строят от него плетень, а не ветряную мельницу.) 5.Авторитаризм и этатизм ("государствен -ничество"). (Главной ценностью является военно-бюрократический порядок (бог-Порядок, страх перед непредсказуемостью, жажда власти), абсолютная власть. Чинопочитание, соответствие букве закона играют наиболее важную роль в жизни людей. Идеология бюрократов.)6.. Элитаризм (Управление обществом должно принадлежать одним умникам (бог-живой Кумир). Носители "политической мудрости" - живые бюрократы и интеллектуалы. Ум - обоснование права на власть.)7. Религия денег: либерализм, социализм, марксизм.( Либерализм — в ней права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общ-го и экон-го порядка. Социализм —процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; Марксизм —, осн.К. Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.)
43)Структура социального института. 1)Сфера дефт-ти и обществ. Отнош. 2)учреждения для орган-ции деят-ти людей или групп лиц. 3)Нормы и принципы отнош. Ежду официальными лицами,а так же между ними и членами общ-ва. 4)Сис-ма сануций за невыполнение ролей. 5)Материальные средства(общест-ые здания и филиалы) 44)Виды соц.институтов и их виды. Социальный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроиз- водящиеся отношения людей (институт брака, институт семьи, институты гос-ого администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общ-ых фун-ий; строится эта деятел-ть на основе опр.норм, правил. (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: 1) Воспроиз- водство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.2 ) Социали -зация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др .3) Производство и распределение. Обеспечи- ваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
45)Соц.институты в сфере экономике. Социальный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция.
46)Соц.институты в сфере. Социальный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ.
47)Соц.институты в социальной сфере. Социальный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
48)Соц.институты в духовной сфере. Социальные институты -это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей,вкл. в себя совокупность лиц и учреждений,наделен властью и средствами,для осущ. соц. функций и ролей. Духовная сфера — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи. Социальные институты духовной сферы — это великое социальное изобретение человека, поскольку развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. 49)Соц.процессы и их виды. Соц.процессы- это взаимосвязь соц. действий,через которые проявляется опр.тенденции обществ-ой жизни. Виды:1) В зависимости от направленности (прогрес- сивная и регрессивная). 2) По характеру(эволюц,революционное). 3)стихийные и сознательные .4) эффективные и неээфективные. 5) полит-е,эконом-е,информац-ые,духовные.
50)Соц.поведение и соц.движение. Соц.поведение- это коллективные, групповые действия людей, приследующие общие интересы,В опр. обычных и стандартных,санкционированных и несанкционированных условиях. Соц.движения -это действие большого кол-ва людей,направленные на поддержку опр. общественных процессов или же сопротивления им. Классификация соц. движе- ний: По масштабам предполагаемых изменений: 1) Реформистские — эти движ.стремятся к измен. лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами .2) Радикальные — такие движ. выступают за изм. сис-ы в целом. По типу изменений: 1) Прогрессивные-движ., стремящиеся к внедрению в жизнь различных новов -ведений — новых институтов, законов, образа жизни и др. 2) Консервативные — движ., ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. По методам работы: 1)Мирные— движ., высту- пающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. 2)Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы.
51)Теория общественных движ. Современные западные социальные движ.стали возможны благодаря сфере образования (более широкому распространению литературы), а также повышению мобильности рабочей силы в процессе индустриализации и урбанизации общества XIX века. Иногда утверждают, что свобода мнений, образование и относительная эконом-я независимость, распространившиеся в современной западной культуре, несут ответствен- ность за беспрецедентное количество и масштабы различных современных социальных движений. Но также отмечается, что многие из крупных социальных движений за последние сто лет выросли, наподобие Мау-мау в Кении, и противостоят западному колониализму.В политологии и социологии разработан ряд теорий и эмпирических исследований о социальных движениях. Например, отдельные исследования в области политических наук подчеркивают связь народных движений и формирования новых политических партий, и говорят о значении общественных движений с точки зрения их оказываемого влияния на политику и повестку дня политиков.Американский социолог Чарльз Тилли определяет общественные движения как ряд дискуссионных перформансов, демонстраций и кампаний, с помощью которых простые люди осуществляют коллективные требования к другим[1]. Для Тилли социальные движения являются основным средством привлечения обычных людей к участию в государственной политике. Он утверждает, что существуют три основных элемента социальных движений:
52)Инновации и их жизненные циклы. Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребован- ное рынком. Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенство- вание продукта — инкрементальная продуктовая инновация — связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики. Процессная инновация — это освоение новых или значительно усовершенство- ванных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства. По степени новизны инновации подразделяются на пр.Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на. ее основе инновационного продукта.
53)Модернизация и теория медернизма. Модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Теория модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощённое представление об историческом процессе. Подход, в котором история рассматривается в процессе усовершенствования, улучшения или обновления, именуется «модернизацион- ный подход». В плане исторического значения модернизационный подход рассматривает историю как процесс перехода от традиционного общество к модерному обществу, от аграрного общества к индустриальному. Главной целью модернизационного подхода является изучение модернизации.
54)Постмодернизм и характеристика современного мира. Постмодернизм возник как направление, ориентированное на исследование социальной жизни с позиций культурологии, и получил широкое распространение, когда сфера культуры, из которой он объективно вышел, заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди остальных социальных сфер. Несмотря на обусловленность культурологическими построениями, постмодернизм нельзя считать только ими порожденным. Само понятие "постмодернизм" появилось, фактически, одновременно в культурологических и социологических работах. В 1934 году, Федерико де Ониз. Постмодернизм – это теоретический подход, изначально не признающий четких дисциплинарных границ в рамках гуманитарного знания, что связано с новым представлением о социально-культурной реальности, не придающим большого значения автономии различных сфер и "подсистем" общества. Постмодернисты отказываются искать рациональные объяснения человеческого поведения, отрицают возможность создания какой-либо универсальной модели объяснения мира.
55)Религия как соц.институт. Религия- особая форма общественного сознания,связанная с верой сверхестественно силы и культивируемой с помощью ритуалов обрядов и традиций. Осн.причины возникновения религии: 1)бессилие человека в борьбе с природой. 2)социально-экономическая беспомощностью человека. 3)вера с загробную жизнь. Осн.взгляды на возникновение религии:1)Богословы утверждают,что религия-это результ. Божественного откровения .2)материалисты Др.Греции(Демокрит,Эпикур),утверждал,что богов придумали сами люди по своему образу и подобию .3) Француз.материалисты(Вольтер,Гольбах),считали,что религия возникла благодоря жрецам.4)Немецкий философ(Фейсербах),считал,что религия явл. ничем иным,как ограниченым знанием человека о мире и зависимости его от природы. 5) Русские революционеры-демократы(Белинский,Чернышевский),считали,что религия это фантазия и выдумка.
56)Типы религиозных организаций. Для всех религий характерно наличие общин верующих, но способы организации таких общин весьма разнообразны. Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем8). Вебер и Трельч проводили различие между церквями и сектами. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь. Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общ<ну в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонны представлять интересы консервативных религиозных слоев, поскольку действуют в рамках уже сложившихся институтов. Родители большинства их приверженцев исповедовали ту же веру.
57)Основные религиозные традиции христианства. Христиаанство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христианство — крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.Священная книга христианства- библия.
58)Оссновные религиозные традиции ислама. Ислам — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имеется в виду — исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним пророком-посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде.
59)Основные религиозные традиции будизма. Самая рання религия(5в. До н.э). Основой буддизма явл.4 благородные истины: 1) сущ.страдание(духкха);2)у него есть причина; 3) оно может быть прекращено; 4) есть путь,ведущий к этому. Буддизм -самая древняя универсальная мировая религия,которая выступает общим религиозным компоненто цевилизацией Востока,от Индии до Японии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (Будда-просветленный). Появление буддизма стал катализатором все творческих сил Дальнего Востока. (восточная архетикрута, скульптура,живописсь,,садовое искусство,создание скульптуры храмы монастыри,искусство чаептия(как бодрящее средство). Главное влияние Буддизма на культуру имнно в сохранении и развитии важных идеалов челове- чества. Священная книга- веды.
60)Основные религиозные традиции иудаизма. Иудаиизм, (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.),национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеисти -ческих религий человечес- тва.В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничи- ваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаиз- мом.В современном русском языке существуют понятия «еврей» и «иудей», разделяю щие национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. Иудей — этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израилеи около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода:храмовый (в период существования Иерусалим- ского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время). Совре- менный ортодоксальный иудаизм сложился на оснве движеня фарисеев, возник- шего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н. э.).В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имею- щего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным идр. Правами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |