|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Смешанный видКомпилированный вид. Тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового ядра всей программы в целом, эпизода или блока, композиционное построение всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме. Оригинальный вид. Создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня - вот основные компоненты создания художественного образа эпизода. Смешанный вид. Использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание текстов и номеров. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - организатора. К такому виду театрализации может относится митинг, рапорт и пр. Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы культурно-просветительной работы, либо в качестве составной части массового праздника, агитационно-пропагандистской компании или иной комплексной системы идейно воспитательной работы. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ - обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Художественный образ – форма отражения действительности искусства, вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи фантазии в свете эстетического идеала художника. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает раздел между театрализованными и не театрализованными формами массовой культурно – просветительной работы. Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и режиссер создают новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно-досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование. Зная, что в основе сценария театрализованного действа, или праздника всегда лежит документальный материал. И то, что в процессе театрализации документального материала происходит образное воспроизведение действительности. Можно сделать вывод, что чрезвычайно важно правильно совмещать и документальный, и художественный материалы в одном действии. Существуют основные пути соединения этих материалов в процессе театрализации: 1. Киномонтаж. Он способствует формированию второго плана документальной информации. Причём этот вторай план формирует собой зримый резонатор. После анализа и сравнения первого и второго плана зритель может вывести для себя новую – третью идею. 2. Путь органического соединения документального и художественного материалов. При этом сущность документа остаётся неизменной, а изменяется лишь форма его подачи – через действие. Таким образом, зритель может наблюдать реальную реконструкцию документального материала, сквозь призму виденья режиссёра. 3. Путь контрастного соединения документального материала с художественными средствами. 4. Путь показа документального материала в ретроспективе с одновременной организацией национальной образной линии. 5. Путь создания художественно оформленной ситуации выступления реального участника или героя события. 6. Путь создания художественно оформленной атмосферы действия.
Помочь соединить документальный и художественный материал, последовав по одному из вышеперечисленных путей, может средство театрализации. Средство театрализации – это средство искусства, используемое в процессе синтеза документального материала с художественным. Важным элементом в театрализации является художественное слово - форма концентрированной образной речи. Но нужно помнить и понимать, что специфика массового праздника требует большой экономии в словах, поэтому режиссёр должен стараться найти слову зрительный эквивалент, а если и использовать слово, то, как можно более разнопланово. Основных средств театрализации немного и все они знакомы каждому зрителю: 1. Речь ведущего. В первую очередь ведущий излагает то, что не поддаётся показу. В этом его главная цель. Ведь то, что поддаётся показу, должно быть показано, а не озвучено. Так же ведущий, как это принято, соединяет между собой номера. Но нужно понимать, что в себе и в своей речи ведущий несёт важную, порой отдельную мысль. Так же одним из действенных средств для режиссёра служит поэтическое слово. Оно имеет сильное воздействие на зрителя, особенно если правильно подобрано. Довольно часто поэтическое слово зрителям излагает именно ведущий. И наконец, обычная речь, которую ведущий произносит для зрителя, должна быть изложена художественным словом, иначе роль ведущего теряет свой смысл. 2. Музыка. Отдельный вид искусства,материал которого звук, звук особого свойства. Основой музыкальных образов прежде всего являются чувства, эмоции, переживания. Которые совпадают с общим настроем праздника, а главное понятны для зрителя, ведь музыка, при правильном её применении – сильное средство идейно эмоционального воздействия на аудиторию. 3. Хореография. Как средство театрализации, она предстовляет собой органический синтез музыкальных и звуковых интонаций и выразительных возможностей человеческого тела в движении. 4. Театральные фрагменты. Такие фрагменты является отрывками, вырезками из спектакля. Но нужно помнить, что это средство театрализации должно в первую очередь обновлять идейность праздника, а не только украшать его зрелищность. Театральный фрагмент чрезвычайно эстетическое средство театрализации, однако в случае неправильного использования, оно теряет всё свою привлекательность для зрителя. Синтетический выдвигает это действо в число часто используемых 5. Пантомима. Это средство театрализации соединяет в себе идею художественного слова и образную форму изложения. Одна из главных проблем пантомимы – это непонятность, неестественность, безыдейность и неактуальность. Как и все остальные средства театрализации, пантомима не может существовать сама по себе, ведь если она за собой не несёт никакой идейности то и её предназначение утрачивается. Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей, в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера - воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом ее сценарно-режиссерской разработки. В наши дни театрализация заняла ведущее место в зрелищной культуре. Организуя эмоционально-художественную деятельность трудящихся, она способствовала созданию атмосферы оптимизма, быстрейшему усвоению личностью ценностей общества. Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности, которые должны быть реализованы организаторами в ходе праздника. Человек приходит на праздник, движимый своим отношением к реальному событию, которому он посвящен, и обязательно должен проявить свое активное отношение к этому событию. А для этого ему нужно почувствовать себя одним из героев-участников. Если же мы предложим пришедшим людям спектакль, композицию, а не театрализованное действие, то оставим неудовлетворенными те потребности, которые вызвали к жизни театрализацию.
Соотношение понятий “театрализация” и “иллюстрирование”» Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней. Театрализация реального зрелищного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, как подчас понимают театрализацию, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие Для того чтобы выстроить мероприятие драматургически, мало разбираться в законах драматургического построения досугового мероприятия, понимать специфику той или иной конкретной формы клубной работы, необходимо уметь использовать возможности приемов иллюстрирования и театрализации. Каковы же потенциальные возможности двух существенных для драматургического решения приемов - иллюстрирования и театрализация? Подчеркнем, что это два принципиально различных приема, но довольно часто происходит подмена полного понятия другим. Иллюстрирования и театрализация – это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.). Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия. Теперь попробуем определить своеобразные границы между театрализацией и иллюстрированием. Задача приема иллюстрирования –усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.). Прием иллюстрирования довольно давно известен клубной практике. Еще в 20—30-х годах он умело использовался при организации различных форм массовой работы. Задача всех используемых в структуре массового мероприятия выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии - в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения. Этой же цели служит, но совершенно иными средствами, и другой прием - театрализация. Его педагогическую значимость высоко оценивала Н. К. Крупская, подчеркивая возможность использования его для «воздействия» на эмоциональную сторону мероприятия. Подлинная суть театрализации в современной практике режиссуры массовых праздников – в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора). В этом, прежде всего и заключено принципиальное различие между приемами иллюстрировании и театрализации. Кроме этого, иллюстрирование всегда статично по своему характеру, театрализация же действенна, ибо ее природа - это природа игры. Высоко ценил игру как способ воспитания личности в условиях массового мероприятия А. В. Луначарский. Игра, писал он, «представляет собой мощное начало объединения людей». Являясь «зерном» театрализации, игра, по его мысли, и делает этот прием «возможным и применимым в работе среди взрослых». И разумеется, не только среди взрослых. В каких же формах работы используется тот или иной прием, содействующий драматургическому построению материала? И каким образом? Прием иллюстрирования рассчитан прежде всего на усиление восприятия содержательного материала. Итак, прием иллюстрирования должен превращать необходимую информацию, составляющую содержание мероприятия, в «эстетическую», которая вызывает у зрителя чувство наслаждения, удовольствия. А прием театрализации, как было уже отмечено, ориентирован на создание, единого сквозного действия. Оно в свою очередь способствует максимальному вовлечению в него зрителя. Трудно представить себе досуговую программу без активной и своеобразной театрализации. Разумеется, в каждом конкретном случае она используется в соответствии со спецификой той или иной клубной формы.
Подлинная суть театрализации в современной клубной практике - в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя. зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора). В этом, прежде всего и заключено принципиальное различие между приемами иллюстрировании и театрализации. Кроме этого, иллюстрирование всегда статично по своему характеру, театрализация же действенна, ибо ее природа - это природа игры. Высоко ценил игру как способ воспитания личности в условиях массового мероприятия А. В. Луначарский. Игра, писал он, «представляет собой мощное начало объединения людей». Являясь «зерном» театрализации, игра, по его мысли, и делает этот прием «возможным и применимым в работе среди взрослых» И разумеется, не только среди взрослых. Выбор организатором приема иллюстрирования или театрализации драматургического материала зависит, и весьма ощутимо, от правильно найденной гармонической взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия. Иллюстрирование и театрализация как приемы драматургической организации материала, имея различную природу и специфические особенности, едины в одном – они призваны добиться активизации зрителя в большей или меньшей степени, создать необходимые условия для его участия в мероприятии.
Заключение Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что для создания успешного массового праздника, режиссёр, в его основе, обязан использовать методы театрализации. Он обязан совмещать в своем празднике как документальный, так и художественный материал. Причём, помимо того, что такой синтез должен быть органичным и эстетичным, выявленная сквозь него идея, должно быть актуальна и понятна зрителю. Для этого он (зритель) должен стать участником праздника, а не просто наблюдателем. Поэтому режиссёр, к своим целям облачения идеи в образы, должен добавить и активизацию зрителя. Тогда праздник будет нести не только художественную или социальную ценность (что уже не маловажно), но и педагогически-воспитательную работу, что является целью работника-просветителя.
Список используемой литературы
1. Вершковский Э.В. «Режиссура клубных массовых представлений». 1977. 2. Шароев Н.Г. «Режиссура массовых театрализованных представлений». 1980 3. Генкин Д.М. «Массовые праздники». 1975 4. Мазаев А.И. «Праздник как социально-художественное явление». 1978 5. Бенифанд, А.В. «Праздник: сущность, история, современность». 1986 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |