АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теологическая теория происхождения государства

Читайте также:
  1. A) одновременно с возникновением государства
  2. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  3. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  4. I. Классическая теория.
  5. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  6. II. Квантовая теория А. Эйнштейна.
  7. III. Теория П. Дебая.
  8. III. Финансовый контроль государства.
  9. Анализ спроса и предложения( теория спроса и предложения)
  10. Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
  11. Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  12. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

Понятие государства. Признаки государства

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны

2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

 

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В нас-тоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н. э.), Фома Аквинский (1225 1274) христианские философы и богословы.

В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.

2. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государ ство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институ ты, власть:

• вечны;

• незыблемы;

• святы;

• их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли чел0' века;

• являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает:

• принять государство и власть как данность, полученную свыше;

• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский представитель Бога на Земле монархи представители Папы и через него Бога в своих государствах),

• полностью и во всем подчиняться власти небесной (божественной),
то есть церковной и земной, являющейся представительницей небес
ной на Земле, то есть монархам и государству;

• не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства данной теории:

• способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

• препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Главный недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

 

3. Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий

философ Аристотель (384 322 до н. э.).

В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по
мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть
государство своеобразная "большая семья", состоящая из множества
обычных семей).

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:

• монарх является отцом всего народа;

• благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;.

• король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

• власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

• подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

• способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

• культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

• в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;

• монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государствам; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

• вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время.

4. Договорная теория возникновения государства

Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 1646) голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 1704), Томас Гоббс (1588 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 1755), Дени Дидро (1713 1783), Жан-Жак Руссо (1712 1778) французские философы-просветители;

А.Н. Радищев (1749 1802) русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению
ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный
договор".
Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

• первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

• каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

• в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

• чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

• в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты государство.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

• были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

• сделан шаг к созданию гражданского общества;

• фактически выдвинут принцип народного суверенитета власть произ-водна от народа и принадлежит народу;

• государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

• теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик как альтернативы реакционным монархиям XVII -XVIII вв.;

• согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства -народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

• в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря

современным языком право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

• "общественный договор" скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями войнами, насилием и при наличии иных условий;

• ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

• сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

• общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время
как в реальной действительности оно разделено на различные группы-
классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные
интересы и враждебные друг другу

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)