АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА

Читайте также:
  1. Анализ реализации функций системы самоменеджмента на предприятии (на примере ООО «ХХХ»)
  2. Анализ рынка недвижимости на примере многоквартирного жилья в г Пермь
  3. Большая новогодняя книга: стихотворения, сказки. – М.: РОСМЭН, 2014. – 128 с.: ил. – (Все лучшие сказки).
  4. Дайте оценку творчеству Джотто, выявите особенности творческого метода на примере его произведения, назовите самые известные его работы.
  5. Катулл стихотворения
  6. Методические особенности занятий йогой (на примере хатха-йоги).
  7. Программа лояльности персонала на примере компании Google
  8. Социальная стратификация на примере современной России
  9. Стихотворения
  10. Стихотворения
  11. Тема 4. Разработка проектного менеджмента в РК на примере конкретного предприятия здравоохранения - 4 часа

Занятие № 1 – 2

СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

 

1. Объясните значение слов «стих» и «проза».

2. Что такое ритм? Каково происхождение ритма в стихе?

3. Что является ритмической единицей стихотворной речи? Что такое корпус строки, константное ударение, анакруза и клаузула?

4. Понятие системы стихосложения.

5. Ритмические особенности русского народного песенного стиха.

6. Русская силлабика. Проблема происхождения и исчезновения в отечественной поэзии.

7. Реформа В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова: содержание и последствия.

8. Ритмические определители силлабо-тоники.

9. Дольники, логаэды, тактовики.

10. Своеобразие тоники. Споры о стихе В. Маяковского.

11. Что такое свободный стих (верлибр)?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Баевский, В. С. К истории русского свободного стиха / В. С. Баевский и др. // Русская литература. – 1975. – № 3.

2. Гаспаров, М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях / М. Л. Гаспаров. – М., 1993.

3. Гончаров, Б. П. Поэтика Маяковского / Б. П. Гончаров. – Л., 1975.

4. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. – Л., 1975.

5. Илюшин, А. А. Русское стихосложение: учеб. пособие / А. А. Илюшин. – М.: Высш. шк., 2004.

6. Калачева, С. В. Эволюция русского стиха / С. В. Калачева. – М, 1986.

7. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. – М., 1966.

8. Лили, Й. Динамика русского стиха / Й. Лилли.– М., 1997.

9. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – Л., 1972.

10. Маяковский, В. Как делать стихи / В. Маяковский // Введение в литературоведение: Хрестоматия. – М., 1979. – С. 215-248.

11. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1994.

12. Тимофеев, Л. И. Слово в стихе / Л. И. Тимофеев. – М., 1982.

13. Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение / Б. В. Томашевский. – Л., 1959.

14. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М, 1999.

15. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика / О. И. Федотов. – М., 1997.

16. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение / В. Е. Холшевников. – Л., 1972.

 

 

Занятие № 3

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...»

 

1. Текстология как область литературоведения и задачи текстологического анализа.

2. Что общего в форме и содержании обоих вариантов стихотворения?

3. Что отличает эти тексты?

4. Проследите этапы работы поэта над текстом стихотворения и поясните изменения, производившиеся на семантическом, ритмическом, фонетическом уровнях.

5. Как изменилось содержание стихотворения после синтаксического объединения первой и второй строф в окончательном (каноническом) тексте?

6. Сопоставьте лирические зачины и концовки первоначального и окончательного вариантов. Определите их содержательную (смысловую) функцию.

 

ТЕКСТЫ

1. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т.3 / А.лександр Пушкин.– Л., 1977. – С. 111.

2. Бонди, С. М. Черновики Пушкина / С. М. Бонди. – М, 1971. – С.22-23.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Романова, Г. И. Творческая история произведения / Г. И. Романова // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятая и термины. – М., 1999. – С.393-405.

2. Елина, E. Г. Текстология / Е. Г. Елина, И. А. Книгин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятая и термины. – М., 1999. – С. 415-425.

3. Холшевников, В. Е. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А.С.Пушкина / В. Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. — Л., 1985. – С. 98-105. (Статья также воспроизводится в книге: Степанов В. А. Анализ художественных произведений в национальной школе. – Чебоксары, 2000. – С. 316 – 327.).

4. Холшевников, В. Е. Анализ композиции лирического стихотворения. / В. Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. — Л., 1985. – С. 5-48.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Теория литературы как наука. Поэтика в составе литературоведения.

2. Литература как вид искусства. Специфика словесно-художественных образов в литературном произведении.

3. Объяснить значение следующих понятий: «тип», «прототип», «художественный характер», «герой», «персонаж», «образ».

4. Автор и читатель. Понятия «классика», «беллетристика» и «массовая литература».

5. Литературная критика: сущность и назначение.

6. Понятие творческой истории произведения.

7. Проблема целостности, единства художественного произведения. Содержание и форма в литературном произведении.

8. Структура художественной формы литературного произведения. Понятия стиля и стилевой доминанты.

9. Художественное содержание и характеристика его аспектов: тематики, проблематики и идейно-эмоционального авторского отношения к действительности, выраженного в произведении.

10. Типы содержания художественных произведений: героическое, трагическое, идиллическое, сентиментальное, романтическое, комическое в его основных разновидностях: юмор и сатира.

11. Понятие пейзажа.

12. Литературные роды. Принципы деления литературы на роды.

13. Литературный жанр как литературоведческая проблема.

14. Эпические жанры.

15. Драматургические жанры.

16. Лирические жанры.

17. Межродовые и внеродовые художественные явления.

18. Специфика художественной речи (поэтический словарь).

19. Понятие художественной детали.

20. Виды тропов и иносказательные возможности художественной речи.

21. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.

22. Происхождение ритма в стихе и прозе.

23. Стихотворная строка как единица стихотворной речи. Понятия корпуса строки, анакрузы, клаузулы, константы, цезуры, переноса.

24. Рифма: сущность и принципы классификации.

25. Понятие системы стихосложения.

26. Песенный тонический стих.

27. Русская силлабика.

28. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные размеры силлабо-тонического стиха.

29. Дольники, логаэды, тактовики.

30. Декламационно-тонический (акцентный) стих.

31. Свободный стих (верлибр) и попытки классификации верлибра.

32. Строфика. Виды строф.

33. Понятие цикла и циклизации.

34. Художественная фонетика. Звукоподражание и звукопись, аллитерация и ассонанс.

35. Понятие художественного мира произведения и художественного мира писателя.

36. Принципы организации времени и пространства в произведении. Понятие хронотопа (М.М.Бахтин).

37. Персонаж и структура его образа. Характерологиче­ское значение речевых, портретных; психологических деталей. Система персонажей в литературном произведении.

38. Понятия сюжета и фабулы. Основные компоненты сюжетного действия. Типы сюжетов.

39. Понятие мотива.

40. Понятие конфликта. Типы конфликтов.

41. Понятие композиции.

42. Понятие психологизма.

43. Понятие лирического героя, персонажа. Ролевая лирика.

44. Портрет и его роль в литературном произведении.

45. Текстология как вспомогательная научная дисциплина.

46. История литературы как наука. Понятие традиции.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)