|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Периоды эпохи ВозрожденияВозрождение делят на 4 этапа: 1.Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) 2.Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века) 3.Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) 4.Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением».Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонаротти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520). «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. В конце средневековья в Италии мощного развития достигли экономика и культура феодальных городов. Крупные города превращались в самостоятельные государства. Возникли первые университеты, которые становились центрами культуры и образования. Начало Возрождения принято связывать с творчеством Данте, Петрарки, Боккаччо, приходящимся на XIV в. После Италии дух Возрождения охватил Пиренейский полуостров, который в то время был завоеван маврами (арабами). Португальцы и испанцы сделали множество великих географических открытий: Христофор Колумб достиг Багамских островов 8 октября 1492 r. Васко да Гама обогнул Африку и показал дорогу в Ост-Индию в 1498 г.; Магеллан обогнул Америку с юга в 1520 г. и совершил первое кругосветное плавание; Америго Веспуччи объездил и описал материк, названный впоследствии его именем; Бальбоа перешел Панамский перешеек в 1513 г. и открыл Тихий океан и т. д. В Англии по инициативе Бэкона, но уже после его смерти, в 1660 г., было основано Королевское общество (Академия наук). Этим событием формально обозначено начало эпохи Просвещения. Среди первых членов Королевского общества были Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Кук,, архитектор Христофер Врен, построивший в Лондоне величественный собор Св. Павла, и др. Бэкон предполагал начать кропотливую работу по изучению и систематизации естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые согласно его концепции должны были стать исходным материалом для последующего индуктивного обобщения. Следует признать, что эти намерения, скорее, дали толчок в работе других исследователей, чем были реализованы самим Бэконом. Бэкон предвидел, что эпоха великих географических открытий не только раздвинет пространственный кругозор человечества, но послужит основой для познания законов природы. Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии. Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Первые систематики – Андреа Цезальпин (1519 – 1603), Джон Рей (1623 – 1705), Жозеф Турнефор (1656 – 1708) утверждали, что существует зависимость растений от условий и мест их произрастания и возделывания. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описания их строения, называли «историей» жизни животных. Английский биолог Джон Рей в 1670 году предложил первую естественную систему растений, ввел представление об однодольных и двудольных растениях и впервые использовал категории вида и рода в смысле, близком к современному. Известный английский химик Роберт Бойль (1627-1691) оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент; он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных. Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые, как шведский естествоиспытатель Карл Линней(1707-1778) и французский исследователь природы Жорж Бюффон(1707-1788), в трудах которых подчеркивалось ведущее значение климатических факторов. Особенно большой интерес представляют сочинения Линнея "Экономия природы" и "Общественное устройство природы". Под "экономией" Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущей по определенным законам.(В оригинальной шкале Цельсия температура замерзания воды принималась за 100 градусов, а кипения воды — за 0. Эта шкала была перевёрнута Карлом Линнеем, и в таком виде используется до нашего времени.) Линней, как явствует из его трудов, имел вполне целостную картину мира (недаром его главный труд назван «Система природы»; фактически, само понятие «система» введено в естественные науки этой работой [42]), в которой тесно были переплетены Природа и Бог, материальное и духовное. Бог, по Линнею, «работает» через Природу, создавая отдельные организмы и регулируя отношения между ними: Мы утверждаем, что в начале была создана только одна пара [особей обоего] пола каждого вида; 157. Видов [species] мы насчитываем столько, сколько различных форм было создано изначально… Видов столько, сколько различных форм создало изначально Бесконечное Существо; эти формы согласно заложенным [в них] законам зарождения произвели множество других, но всегда себе подобных. Следовательно, видов столько, сколько различных форм и структур встречается ныне» [19, с. 83, 93]. Таким образом, вид по Линнею – это творение «Бесконечного Существа», а вот разновидность (varietas) – это «растение, измененное случайной причиной: климатом, почвой, температурой, ветрами и т.д., и оно возвращается к исходному состоянию с изменениями условий обитания» [19, с. 94]. Казалось бы, здесь Линней отрицает возможность развития от низших форм к высшим, от меньшего числа форм к большему, отрицает возможность возникновения новых видов. Все это было вполне в «духе времени»: «А между тем именно в Библии, в отличие от греческих, вавилонских, индийских писаний, мы впервые находим понятие о мире как об Истории, Становлении и Процессе… Но в средние века был слишком велик авторитет античной науки, которой трансформизм был чужд. От ее гипноза долго не могли освободиться философы и богословы. Это тем более понятно, что ученые от Аристотеля до Линнея и Кювье считали постоянство видов бесспорным фактом». Линней был приверженцем физикотеологии Вильяма Дерхэма (William Derham, 1657–1735) – философско-богословского направления, которое представляло мир как машину, сделанную и запущенную Богом, но работающую без его участия (не только приверженцем, но стал одним из лидеров, который углубил это направление). Средневековая логика доказательства Бога через его совершенство, в конце концов, привела к представлениям Г. Лейбница (Leibniz Gottfried Wilhelm von, 1646–1716) о том, что наш мир – лучший и совершеннейший из возможных миров. Книга Дерхэма “Physico-Theology: or a Demonstration of the Being and Attributes of God from His Works of Creation” (1713 г., «Физико-теология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога через его работы по творению») несколько раз переиздавалась, была переведена на ряд европейских языков [51]. Естественно-научное значение этой книги состояло: ñв детализации любого исследования, ñв необходимости развивать методы наблюдения в природе и экспериментирования, ñв принятии единства и разнообразия природы, ñнаконец, в концепции гармонии и равновесия в природе (именно в этой работе впервые был использован термин «баланс» в экологическом смысле, рассмотрены вопросы регуляции численности животных[11]; см.: [37, 38]). Линней помог физикотеологии развиться от «наивной простоты, которая характеризовала ранее естественное богословие, до более сложных перспектив, в которых нашли свое место и экологические факторы» [71]. А это, в свою очередь, подчеркнуло влияние среды на процесс Создания (особенно в распределении растений и животных [66]; хотя будет неправильным считать, что Линней стал «буревестником отделения церкви от государства естествознания» – все же он исходил из того, что Бог «работает» в природе и влияние окружающей среды есть еще один пример божественного плана Создания). Однако его мысли об «экономии природы» представляют собой «сцену экологии XIX столетия… Физико-теология, можно сказать, была одним из корней современной экологии, составляя, в некотором отношении, прото-стадию истинной экологии…» [71]. Все это, несомненно, служило становлению экологического мышления и было неплохой методологической базой для начальных этапов развития экологии. Демэкология (от греч. demos – народ и экология),
Аутэколо́гия (др.-греч. αὐτός - «сам») - раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой. ñАутэкология - раздел экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы, популяции и виды (растений, животных, грибов, бактерий). Задача аутэкологии - выявление физиологических, морфологических и прочих приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы (для растений). В последние годы у аутэкологии появилась новая задача - изучение механизмов реагирования организмов на различные варианты химического и физического загрязнения (включая радиоактивное загрязнение) среды. ñАутэкология или факториальная экология изучает взаимодействие отдельного организма со средой его обитания (образ жизни, взаимодействие с отдельными элементами окружающей среды, поведение и т.п.). «Нельзя постичь растение без [понятия] о месте [произрастания]: однако это случайный, хотя и ближайший [признак]: ведь оно весьма изменчиво и поэтому не может входить в видовое название» [19, с. 184]. «Почва[12]изменяет растения, и таким образом возникают разновидности, а с переменой почвы они возвращаются [в исходное состояние]» [19, с. 218]. «Величина (размеры растения. – Г.Р.) меняется в зависимости от места [произрастания] и почвы, климата; причем у растений она меняется от количества пищи не менее, чем у животных» [19, с. 181]. «Нельзя понять растение без [понятия] о месте [произрастания]…» [19, с. 182]. «Засушливое место [обитания] чаще дает [растения] с более выраженным вкусом, тучное – безвкусные, а изобилующее водой – едкие. Большинство водных растений – острые и едкие… Растения, произрастающие на тучной почве, [обладают] менее выраженным вкусом, как большинство овощей. На сухой почве произрастают самые лучшие ароматические [растения]… Фрукты, [созревшие] во влажных и тенистых местах, более терпкие, на сухих и открытых солнцу – более сладкие» [19, с. 247]. Эти цитаты из «Философии ботаники» (кстати, назову первое изложение (именно так, а не перевод) этой работы 1800 г. на русском языке [17]) как нельзя лучше демонстрируют интерес Линнея к взаимосвязи растений и их местообитаний. Причем он не просто описывает те или иные особенности этих местообитаний, а стремится проследить причинно-следственные связи и дать предположительные механизмы такого рода взаимовлияний. Например, в работе «Путешествия по Лапландии», которая была написана им по результатам экспедиции 1732 г., он дает такое описание: «Дубы растут на высоте на выступах ближайших скал. Сначала кажется невообразимым, как они могут получать питание; но испарения собираются по выше расположенным холмам и просачиваются вниз к их корням» [84, p. 13]. Еще один, можно сказать, классический пример – это попытка культивировать в шведских садах селитрянку (Nitraria)[13] с низовий Волги, которая на протяжении 12 лет не давала цветов, пока в почву не была внесена морская соль [6, с. 1796; 12, с. 77; 81]. К работам в рамках «факториальной экологии» следует отнести и эссе “Vernatio arborum” (1753 г., совместно с Harald Barck) – работу, по сути, фенологического плана. В ней подробно проанализирована зависимость фаз развития деревьев и кустарников Швеции от ряда метеорологических (прежде всего температурных) факторов.
Подробному изучению как популяций растений, так и популяций животных посвящено значительное число работ Линнея. К первым относятся “Betula nana” (1743), “Anandria” (1745), “Potus thaeae” (1765) и др., ко вторым – “Cervus Rheno” и “Ovis” (1754), “Phalaena bombyx” (1756), “Pingvedo animalis” (1759), “Morsura serpentum” (1762), “Hirudo” (1764), “Siren lacertina” (1766) Новые научные открытия: географические, астрономические. Сейчас трудно себе представить ту революцию, которую вызвали новые научные открытия. Когда вдруг было доказано, что земля – это шар, потрясение было такое, что сейчас представить невозможно. Утверждалось, ведь, что земля не может быть шаром, потому что антиподы (люди, которые на противоположной стороне шара), будут ходить вверх ногами и т. п. Астрономические и географические представления как никакие влияют на горизонт человека: оттуда берутся прототипы реалий, и оттуда берутся аналогии. Мысль о том, что не Земля, а Солнце является центром вселенной, была ещё в древние века: Аристарх Самосский[1], Филолай, Пифагор (во всяком случае пифагорейцы) утверждали, что Земля не является центром вселенной. Но в Средние века считали, что геоцентрическая система отвечает библейским представлениям. Это мнение, к тому же, подкрепляли мнением Аристотеля. Когда же появилось утверждение Коперника о том, что Земля является периферийным телом, а в центре находится Солнце, оно совершило переворот в учёном мире и просто среди любопытных людей. Потрясение было сильное. Оказывается, что Земля – шарик сбоку от Солнца. Это очень влияло на мировосприятия средневековья. Гелиоцентрическая система была санкционирована христианством. Эту теорию подтверждал Аристотель, а аристотелевские мнения по естествоведению они, особенно в центральных своих утверждениях, были поддержаны и церковным авторитетом. Поэтому все без исключения конфессии того времени запретили книгу Коперника, потому что открытие Коперника нарушало целостную картину создания Богом Земли и людей, что Бог ради Земли и людей занимался творением. Из этого утверждения было также очень важное следствие: почти автоматически за этим утверждением следовало, что мир бесконечен в пространстве и во времени, и вся средневековая космография разрушалась; а космография является костяком мировоззрения, если понимать под мировоззрением картину мира вообще. Компас, телескоп. Географические открытия потребовали обеспечить мореплавание. Без компаса можно плыть только около берега, а с компасом люди стали совершать и кругосветные путешествия. Навигация ориентируется и по звездам, телескоп позволил сделать наблюдения за звездами более удобными, и это тоже помогло возникновению иного мировосприятия. Другие открытия. Появилось огнестрельное оружие, – устрашающее явление, изменился характер войны, усилились столкновения с другими народами. Европа выходила из узкого уголка вселенной и сталкивалась с необозримым миром и географически и астрономически. Все философы-оппозиционеры, как правило, говорили о бесконечном множестве миров (Джордано Бруно), а психологически это шло вразрез с традиционной картиной мира, которая доминировала в Cредние века. Книгопечатание. Благодаря ему книги стали доступными для любого серьезного человека. Пусть они были и дорогими, имел смысл накопить и купить. Когда книга, например, Библия, стала доступной, стали её сами непосредственно толковать. Средневековый образ жизни предполагал сословное разделение общества, и сословия резко отличались друг от друга, и социальное положение сословий резко фиксировалось. Отношения сословия были строго регламентировано. А переходный период поставил под сомнение это деление, наметилось другое деление: между образованными людьми и необразованными; культ образования, который тогда зарождался в европейском обществе, потом всё более креп, и до сих пор европейская культура делает различие между людьми образованными и необразованными. Итак, церковная истина перестает быть монополией священнослужителей, попадает в поле самостоятельного осмысления просто образованных людей, тем самым возникает соревнование в истинном понимании Библии. Вот один из корней реформации. Интерес к древним философам тоже находился в оппозиции Церкви. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |