АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание - высшая форма отражения объективной реальности

Читайте также:
  1. C.) При кодировании текстовой информации в кодах ASCII двоичный код каждого символа в памяти ПК занимает
  2. g) процесс управления информацией.
  3. I Курс I I семестр (полная форма обучения)
  4. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  5. IV. Информационный блок.
  6. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  7. V. Завершите предложения, используя информацию из текста.
  8. V. Завершите предложения, используя информацию из текста.
  9. V. Завершите предложения, используя информацию из текста.
  10. V. Завершите предложения, используя информацию из текста.
  11. V. Операции в пользу мира в информационный век
  12. А не интенсивность, которая выясняется только спустя некоторое время, после получения информации о последствиях.

Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

чувственное познание

мышление

эмпирическое познание

теоретическое познание.

Выделяют также различные формы познания:

познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление).

познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы познания как:

обыденное

художественное

научное

естественнонаучное

общественно-научное.

Термин знание обычно употребляется в трех основных смыслах:

Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

Любая познавательно значимая информация;

Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со "своим другом" - с практическим отношением. Второй и третий аспекты – и есть предметы рассмотрения гносеологии, теории познания.

Гносеология - наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией.

Эпистемология – это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а если может, то каким именно образом – давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому "как оно кажется, так оно и есть", разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делает вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. Ранней Фомой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности.

Следующая разновидность агностицизма – кантианство. Его лидером был немецкий философ ХVIII века И. Кант. Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только их явления, то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.

На рубеже ХIХ-ХХ веков сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющий диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия ХХ века. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы.

Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются: юмовский, кантовский и. т.д., агностицизм, по средствам и характеру аргументации: этический, физиологический, кибернетический, иероглифический, материалистический, идеалистический, сенсуалистический, рационалистический.

Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.

Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)