|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет исследования. Символика российских эмблематических фейерверков начала–середины XVIII века в культурном пространстве России 1700–1760-х ггСимволика российских эмблематических фейерверков начала–середины XVIII века в культурном пространстве России 1700–1760-х гг.. 2) фундаментальный подход к анализу источников и историографии (более 400 работ); 3)обоснованная научная новизна. КОНКРЕТНОЕ ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ АВТОРА В ПОЛУЧЕНИИ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ДИССЕРТАЦИИ: В диссертации Е.А. Наймарк исследование символики российских эмблематических фейерверков начала–середины XVIII века впервые становится предметом исследования. Основой исследования являются письменные источники. В девяти архивах выявлены исследования нарративных и изобразительных источников по теме, большинство из которых опубликованы впервые. В диссертации проанализировано порядка сотни промеморий, докладных записок, отчетов, реестров из Архива Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации которые стали делопроизовдственной основой строительства фейерверочных «театрумов». Кроме названных материалов к исследованию привлекались документы Отдела письменных источников Государственного исторического музея, Петербургского филиала Архива Российской Академии наук, Российского архива древних актов, Государственного архива Смоленской области, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, Отдела письменных источников Государственного исторического музея, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Отдела эстампов Российской национальной библиотеки, Российского государственного военно-исторический архива. СТЕПЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Достоверность основных научных результатов исследования обеспечивается опорой на оригинальные изобразительные тексты, гравюры, делопроизводственные документы исследуемого периода, а также корректным использованием эмпирических данных и теоретических положении, которые содержатся в работах исследователей предшествующих и современных исследователей. Достоверность исследования обеспечивается анализом огромной массы источников и историографии. По проблемным областям диссертации созданы десятки работ. Однако фейерверки в культуре1700–1760 гг. нуждаются в комплексном исследовании. Культурологическую и философскую основу исследования составили монографии, которые делятся на четыре группы, описанные ниже. Историко-культурные, культурологические работы о структурном генезисе и организации городских праздников (О.Л. Орлов, М.М. Бахтин, И.М. Снегирев, В.Я. Пропп). После дуалистического анализа праздничных мероприятий, который провел М.М. Бахтин, установлено, что фейерверки не являются ни официальной праздничной, ни народной праздничной культурой. Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, М.С. Каган, В.М. Живов проанализировали русскую культуру XVIII века и ее символы, которые также показывались в картинах фейерверков. Е.А. Погосян, Т.А. Чебанюк, К. Гирц, С.Т. Махлина, Е.А. Келлер, Л.А. Черная рассмотрели воздействие знаков, цветов искусства на субъектов. исследовала в статье «Да не молчаливы будем» возможности зрителей придворных зрелищ как трансляторов новых идей культуры просвещения. Исторические исследования по развитию культуры, в общем, и эволюции фейерверков официальных культурных мероприятий, в частности обогащают аналитическую и фактологическую основу работы (Й. Хейзинга, Н. Элиас, В.И. Жмакин, Д.А. Ровинский, В.Н. Васильев, Е.А. Сариева, П.С. Цытович, М.А. Алексеева, О.Г. Агеева, Е.А. Тюхменева, Д.Д. Зелов, Н.А. Огаркова). Философские работы по истории общественных взглядов деятелей культуры первой половины XVIII века послужили основой для анализа общественной и идеологической значимости фейерверков (Т.В. Артемьева, А.В. Чернышева). Достижения в искусствоведении поспособствовали многоплановому анализу фейерверков как памятников искусства(М. Дворжак, О.С. Евангулова, Е.Б. Мозговая). Таким образом, положения и выводы данного диссертационного исследования аргументированы и вполне достоверны. НОВИЗНА ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Реконструирована модель показа фейерверка. Исследуется культурное пространство, в котором показывались самые главные символы фейерверков. К научной новизне работы можно отнести следующие основные положения: Выявлены механизмы воздействия городских «театрумов» фейерверков и их символического содержания на жителей столицы российской империи первой половины XVIII века и процессы «привыкания» к новым для них смысловым знакам показов. Установлено, что смыслы «показов» являлись средством просвещения в культурном пространстве Санкт-Петербурга, имея в нем очень большое значение. Проанализировано то, что если в начале XVIII века особую ценность для россиян представляли военные символы, то к середине XVIII века появляется приверженность принципам стабильности. Эти идеи играли важную роль во внешней и внутренней политике. С помощью анализа «театрумов» как памятников искусства раскрыта эволюция декоративного оформления эмблематических композициях фейерверков от несложных картин, стилизованных под античные декорации к изысканным, многоплановым барочным и классическим эмблемам, прославлявшим роскошь российской империи. Выявлено, что с помощью фейерверков прославлялась доблесть, «сердечное» служение на благо Отечеству, а также то, что в эмблематике выражались и утверждались ценностные смыслы смирения, миролюбия, любовь к тишине спокойной, гармоничной жизни. Показано, что в смысловом содержании эмблем фейерверков выдержано стремление к управление «историческим временем», «конструирование социальной памяти», гармонии мировых архетипов—Огня, Света, Земли, Воды, Воздуха. Введены в научный оборот материалы Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи, Петербургского филиала Архива Российской академии наук, где сохранились неопубликованные описания коронационных фейерверков 1731 и 1737 года, установлено их значение как документов по культурному строительству Российской империи. Понимание символов фейерверков как свидетельств культурной памяти народа позволит расширить традиционные рамки теоретических исследований фейерверков, выстроить культурное пространство вокруг «театров», лучше понять историческую память, сознание народа, воплотившиеся в героические полотна и оды показов. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСККАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Теоретическая значимость данного исследования определена расширением и углублением научного знания о символике российских фейерверков, о ценностных смыслах, выраженных в фейерверочной эмблематике, о воздействии «огненных зрелищ» на российскую культуру. Практическая значимость связана с возможностью использования материалов этого исследования при изучении истории русской культуры вообще и культуры Санкт-Петербурга в частности. А также при корректировке направленности творческих поисков при создании и использовании современных фейерверков и сходных с ними «огненных зрелищ» как элементов культуры празднеств и торжеств. Выводы и сведения исследования могут использоваться на специальных курсах по истории государственной власти, культуры России. Диссертация является основанием для разделов авторского курса «История и культура Санкт-Петербурга». Возможна разработка электива «Санкт-Петербург и создание «новой культуры» XVIII века. Обучение исследовательским проектам». Материал диссертации может быть применен для написания истории общественной мысли и отечественной культуры XVIII века. ЦЕННОСТЬ НАУЧНЫХ РАБОТ СОИСКАТЕЛЯ, ПОЛНОТА ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДИССЕРТАЦИИ В РАБОТАХ, ОПУБЛИКОВАННЫХ СОИСКАТЕЛЕМ Результаты проведенного исследования являются концептуально ценными для развития понимания явления фейерверочного искусства с его особыми символами, смыслами и ценностями как «новой культуры». Перечень работ соискателя по теме диссертации: 1. Наймарк Е.А. «К сочинению фейерверка и иллюминации для предбудущего торжества…». //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 25 (58). СПб.: Книжный дом. 2008. С. 201 – 207. 0,5 п.л. Наймарк Е.А. Религиозная этика в коронационных фейерверках 1724 – 1750 – х гг. //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 28 (63). СПб.: Книжный дом. 2008. С. 229 – 232. 0,4 п.л. 3. Наймарк Е.А. «Ногою твердой встать при море…». Проблема имперских амбиций Петра Великого и ее образное воплощение в фейерверках первой четверти XVIII в. // Историческая и социально-образовательная мысль. № 3 (8). СПб.: «Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов». Краснодар. 2011. С. 19–23. 0,5 п.л. Наймарк Е.А. Обучение исследовательской деятельности при изучении школьниками курса «Новая культура XVIII века» // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал-ВАК. - Июль 2011, ART 1613. - CПб., 2011 г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2011/1613.htm. 0,4 п.л. Электронное научное издание. Наймарк Е.А. Символика эмблем фейерверков царствования Елизаветы Петровны в честь мирных событий // Вопросы культурологии. № 4. М.: Издательский дом «Панорама». 2012. С. 29–32. 6. Наймарк Е.А. Идея императорской власти в коронационных фейерверках времени Анны Иоанновны // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно- методических трудов/ отв. ред. В.В. Барабанов; сост. А.Б. Николаев. Спб.: 2006. С. 13 – 16. 0,3 п.л. 7. Наймарк Е.А.Подготовка фейерверков в первой половине XVIII века. // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно- методических трудов/ отв. ред. В.В. Барабанов; сост. А.Б. Николаев. Спб.: 2007. С. 27– 31. 0,3 п.л. 8. Наймарк Е.А. Приложения к «Санкт- Петербургским ведомостям» как источник общественно- политических идей// Вспомогательные исторические дисциплины- источниковедение- методология истории в системе гуманитарного знания: материалы ХХ международной научной конференции. Москва, 31 января – 2 февраля 2008 года: в 2 ч. /редкол.: М.Ф. Румянцева (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2008, С. 492 – 495. 0,3 п.л. 9. Наймарк Е.А. «На больших картинах иллюминации»: изготовление академиками Петербургской Академии наук проектов фейерверков в 1720 – 1750 – е годы.// «Ломоносов – 2008». Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: Издательство МГУ, Электронное издание. «Социально- политическая мысль». 2008. Б.с. 0,1 п.л. 10. Наймарк Е.А. Идеи «естественных законов» в фейерверочных представлениях первой половины XVIII в.// История идей и история общества: Материалы VI Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 17 – 18 апреля 2008 года). Ч. 2. Секция «Проблемы отечественной истории». Секция «Теория, методология истории, историография». – Нижневартовск: Изд – во Нижневарт. гуманит. ун - та, 2008. С. 103 – 106. 0,5 п.л. 11. Наймарк Е.А. Начало создания «новой культуры XVIII века»//Философский век. Альманах. Вып. 34. Человек в философии Просвещения. СПб., 2008. С. 125 – 132. 0,4 п.л. 12. Наймарк Е.А. Подготовка фейерверков служащими артиллерийского ведомства Санкт-Петербурга в первой половине// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. М.: 2009. С. 42-48. 0,4 п.л. 13. Наймарк Е.А. Эволюция идеологии войны в фейерверках первой половины XVIII в. // Университетский историк. Альманах. Издается с 2002 года. Вып. 7. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2010. С. 399 – 406. 0,6 п.л. 14. Наймарк Е.А. Символы Времени мировых стихий в фейерверках 1740–1750-х годов. // Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: НП «Сибак». 2011. С. 8–13. 0,2 п.л. 15. Наймарк Е.А. Сборники эмблем к фейерверкам начала XVIII века в собрании Российской национальной библиотеки// Петровские реликвии в собраниях России и Европы. Материалы III Международного конгресса петровских городов. Санкт-Петербург 8-10 июня 2011 года. СПб.: Европейский дом. 2012. С. 227–231. 0,2 п.л. 16. Наймарк Е.А. Фейерверки первой половины XVIII века как социально-культурная инновация//Историческое исследование творческого потенциала культур. Сборник статей. Сборик статей по материалам заседаний Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 27–29 октября 2010 года). СПб: Эйдос, 2012. — С. 161-173. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИССЕРТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ПО КОТОРОЙ ОНА РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ЗАЩИТЕ: В ходе обсуждений и предзащит Е.А. Наймарк успешно ответила на все вопросы оппонентов. Она убедила присутствующих в научной состоятельности своей работы. Все замечания (имеющие непринципиальный характер) были учтены при окончательной доработке исследования. Заключение Заключение кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена от 19 июня 2009 года. Присутствовало: 22 человека. Результаты голосования: «за» – единогласно, «против» – нет, «воздержались» – нет, протокол № 9 2009 года, заседания кафедры. Заключение кафедры «Философия» СПБГУСЭ. Присутствовало 22 человека. Результаты голосования: «за» – единогласно, «против» – нет, «воздержались» – нет, протокол № 6 от «02» февраля 2012 г. Заключение методического совета Автономной некоммерчекой организации «Санкт–Петербургский центр дополнительного профессионального образования» 21.10.13 (протокол заседания № 1). За-единогласно. Несмотря на большую вероятность квалификации представленной Наймарк Еленой Александровной диссертации на тему «Символика фейерверков в российской культуре 1700–1760-х годов» как соответствующей специальности 24.00.01 – «Теория и история культуры» (культурология), соискатель представила книгу, более подходящую по профилю к специальности «07.00.02» и ряд работ по истории, а значит диссертация рекомендуется к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук «07.00.02-отечественная история».
Директор Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |