|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 23 апреля. Яблоков И.НАнтропология религий формировалась начиная с 19 в. на стыке с этнографией, этнологией, фольклористикой, а также во взаимосвязи с другими отделами религиоведения. Этнография – дисциплина, изучающая народы, общности, их возникновение, состав, особенности, материальную и духовную культуру и прочее. Этнология изучает закономерности возникновения, взаимодействия этнических систем. Этнография ориентирована на конкретно-исторические проблемы, этнология занимается теоретическим обобщением соответствующих данных. Культурная антропология – область исследований, которая имеет своим центром область взаимоотношения человека и культуры. Предметом антропологии религии является «человек религиозной» в его жизненно-природной среде и созданной им культурной среды. Антропология религий конкретизирует идеи социально-культурной антропологии применительно к рассмотрению религий, антропология религий специально исследует религиозный аспект культуры человека. Сквозной проблемой антропологии религии была и остается проблема происхождения религии и прочее. Два этапа в развитии антропологии религии. Первый этап представлен Леббоком, Тайлором, Мареттом, Фрэзером, Малиновским – представители классической антропологии религий. На формирование антроп. религий оказали существенное влияние исследования Эмилем Дюркгеймом тотемизма. Труды – «Элементарные форм религиозной жизни», «Тотемическая система Австралии». По мнению Дюркгейма, идея бога присуща лишь некоторым религиям, тем более она не присуща элементарным религиям. Идея сверхъестественного появляется тогда, когда уже сформировалась идея естественного. Дюркгей выделяет функции тотемизма. Согласно Дюркгейму, исходной формой религии был тотемизм. Тотемизм – вера в наличие родственной связи данного этнического образования, клана, рода, племени с определенным видом растений или животных. С середины 19 в. складывалась антропологическая школа исследования первобытного общества, его истории и культуры. Она базировалась на принципах эволюционизма. Ее основатели Тайлор, Лебокк и другие. Особенно большую роль играл Тайлор. Его работы – «Антропология: введение в историю человека и цивилизации». Тайлору принадлежит приоритет в создании анимистической теории. Он выдвинул понятие «первобытный анимизм». Анимизм – вера в духовных существ – определение минимума религии. Анимизм составляет основу философии как у дикарей, так и у цивилизованных народов. Последующие усилия ученых показали, что анимизм неправомерно считать минимумом религии. Б. Малиновский известен рядом своих трудов: «Магия коралловых садов», «Научная теория культуры и другие очерки», «Магия, наука, религия и другие очерки». Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой и магию в бесписьменной культуре. По его мнению, не существует народов без религии и магии, а также нет народов, у которых полностью отсутствуют научные воззрения. Первобытная наука позволяла использовать силы природы, и тем самым давала мощное биологическое преимущество. Магию он определяет как веру в волшебную возможность осуществления своих целей. Если магия имеет дело с конкретными делами, то религия решает всеобщие человеческие проблемы: смерть и бессмертие, почитание сил природы как чего-то общего и целостного, проблема судьбы. Религия имеет дело не с конкретными проблемами, а с фундаментальными вопросами человеческого бытия. Обычному человеку религия прагматически необходима чтобы преодолеть парализирующее предчувствие смерти. Первобытная религия является гетерогенной – неоднородной. Религия не может быть определена через свой предмет как анимизм, поклонение духам, культ предков, культ природы. Особое место в 1 трети 20 в. занимает Люсьен Леви-Брюлль – «Первобытное мышление», «Первобытная мифология». Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответсвуют различные типы мышления. Своеобразие первобытного мышления обусловливает характер общественных представлений. Первобытное мышление является мистическим и пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно подчинено закону партиципации (сопричастности). Оно безразлично к логической дисциплине. В дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. К коллективным представлением Брюлль относил и верования. Они носят императивный характер, передаются из поколения в поколения, навязываются отдельным личностям. Клод Леви-Строс – один из главных представителей французского структурализма. Труды: «Неприлученная мысль», «Структурная антропология» и другие. Он и изучал явления культуры как совокупности знаковых систем. Различал два типа познания: примитивное и научное. Оба типа имеют несколько вариантов. В мифе он выделяет бинарные позиции: высокий-низкий, твердый-мягкий, сухой-влажный. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |