АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личная жизнь

Читайте также:
  1. Борьба за жизнь
  2. Бытие как жизнь и бытие как (жизне)деятельность
  3. В норме женщина этого мужчины не имеет желания иметь другого мужчину и представляет свою интимную жизнь только с этим мужчиной.
  4. В условиях глубокого вакуума субстрат высыхает и жизнь невозможна.
  5. Ведаю, что Жизнь в Великом Роде вечна, и должны мы заботиться о вечном, идя стезёю Прави.
  6. Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
  7. ВЕЗДЕСУЩАЯ ЖИЗНЬ
  8. Высшие нравственные ценности: добро (благо), свобода, счастье, жизнь и её нравственный смысл
  9. Дадим Богу управлять нашей жизнью
  10. Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  11. Жизнь - это не учебные занятия
  12. Жизнь в Пустоши

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году).

В 1917—1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствии женой Всеволода Мейерхольда. Свой «мальчишник» перед венчанием Сергей Есенин устроил в Вологде, в деревянном доме по Малой Духовской улице (ныне ул. Пушкинская, дом 50).

Венчание Сергея Есенина и Зинаиды Райх произошло 30 июля 1917 года в церкви Кирика и Иулитты деревни

Толстиково Вологодского уезда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты — Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист.

В 1920 году живёт у своего литературного секретаря Галины Бениславской. На протяжении всей жизни неоднократно с ней встречался, иногда жил у Бениславской дома, вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.

В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга Колобова — ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд, Бухару и Полторацк (бывший Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств большая часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски.

Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе и США. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества. Тем не менее, их брак был краток, и в 1923 году Есенин вернулся в Москву.

В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных, чрезвычайно интимных стихов из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк очевидно зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?» Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась.

12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. Единственный ныне здравствующий из детей Есенина.

18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.

Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.

Гибель

Гостиница Англетер

Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно — найти Есенина не мог».

Известно об 11 арестах поэта (например, «дело о четырёх поэтах»), о его не всегда угодных режиму высказываниях на людях и в творчестве — Есенин часто позволял себе говорить то, что он думал. «Белогвардейцу я не позволю говорить о Советской России то, что говорю сам. Это — моё, и этому я — судья».

Последние годы жизни у Есенина — невероятный творческий подъём. В 1925 году он — первый поэт России. Готовит к выходу полное собрание своих сочинений.

«В России почти все поэты умирали, не увидев полного собрания своих сочинений. А я вот — увижу своё собрание» — говорил поэт. В конце ноября все три тома его собрания сочинений уже сданы в набор

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил и он вынужден был писать своей кровью.

 

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005).

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или «малоубедительными» и другими биографами поэта.

 

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

 

 

2.2. Цветопись в поэзии С.Есенина

 

2.2.1. Белый и черный.

 

Сергей Есенин - оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Есенин жил связями с миром, с людьми. В его творчестве отчетливо слышен свой голос, своя песнь о родине, своя удаль и грустная боль, в которой звенит народная душа. Любовь к родине, ненависть к войне, тяготение певца к крестьянской Руси, к передовым общественным силам и идеям помогали поэту в бурные революционные годы находить свой путь к правде.

Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки
человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и
противоречив, характер драматичен.

В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью, красочностью.

 

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина - как «белоснежное перо». Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. Конечно же, белого цвета больше, нежели черного. Белым Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад («Белая береза под моим окном», «Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежною»,

 

«Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым».

Черный цвет в лирике представлен достаточно скупо. И отсюда сразу можно понять, что он не несет в творчестве Сергея Есенина особое символическое значение. В каждом конкретном примере «черный цвет» имеет собственное значение. Например, «Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, как не любить?», «Здравствуй ты, моя чёрная гибель, я на встречу к тебе выхожу!».

 

2.2.2. Синий и голубой.

 

Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России ("только синь сосет глаза", "солнца струганные дранки загораживают синь" и др.), создает атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувства нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение: «Васильками сердце светится, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза».

«Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Например:

«Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным....

Сердце остыло, и выцвели очи... Синее счастье! Лунные ночи!».

 

Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам

 

 

 

(даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком)

и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении

«Эта улица мне знакома» прилагательное «голубой» используется трижды в трех различных сочетаниях:

«Проводов голубая солома опрокинулась над окном»

«Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказалась лексема «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, то перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

 

«В прозрачном холоде заголубели долы»

«Летний вечер голубой»

«Голубизна презримой гущи»

«Синяя вьюга»

«Гой ты Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза».

 

Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то!» Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»!

Эпитет синий встречается ив обычных, привычных словосочетаниях.

Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль.

 

Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина.

 

«Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он.

«Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

 

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение:

 

«Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества, ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»…

 

 

2.2.3. Красный, розовый, малиновый.

 

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма.

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый). В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным. В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину.

Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение.

«В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть…»

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

«Я теперь скупее стал в желаниях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне».

Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе - красном по белому предчувствуется беда:

«В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть». Но иногда красный цвет несет значения красивый. Для Есенина, у которого цветовые значения постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света.

 

«Там, где капустные грядки красной водой поливает восход, клененочек маленький матке зеленое вымя сосет».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет:

 

«О Русь – малиновое поле…»,

«Тлеется дым у малиновых сел».

 

Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками:

 

«Выткался на озере алый свет зари»,

«Красной водой поливает восход»,

«На закат ты розовый похожа…».

 

Но есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись эти помыслы розовых дней».

 

2.2.4. Желтый и ржавый.

 

В поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»:

«золотой октябрь осыпает перстни

С коричневых рук берез…

Срежет мудрый садовник осень

Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания (желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя.

 

 

В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

«Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья - кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…» Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

 

 

2.2.5. Зеленый и золотой.

 

Зеленый — цвет жизни. Есенин как поэт жизни, также, часто использует в своей лирике этот свет. В этом «цвете значение более постоянно, нежели в синем и голубом. Хотя семантика «зеленого» в лирике Есенина также многозначна. Главное значение -это растительная зелень и символ жизни:

 

«Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет».

«Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе».

«Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы».

«Держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню».

 

И, конечно же, нередко поэт использует «зеленый цвет» в значении устойчивого выражения «зеленая тоска», «И вновь вернулся в отчий дом, чужою радостью утешусь, в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».

Отдельно хочется остановиться на использовании поэтом цветов «золотой» и «серебряный». Эти цвета несут, в первую очередь сематику необычного восхищения природой. В этом значении они имеют очень широкий круг сочетаемости.

 

Например:

«И горят снежинки в золотом огне».

«Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона».

«Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег»

«Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут»,

«Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотою».

 

Семантика цвета в лирике Есенина имеют очень широкую и богатую палитру. Очень много оттенков цвета, образованных путем сравнения: «льется с листьев медь», «стеклянный дым». Встречаются и более широкие цветовые решения:

 

«Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень».

«Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи»

«О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят»

 

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)