АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные особенности немецкой классической философии

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  3. II. Национальные особенности менеджмента.
  4. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  5. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества
  6. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  7. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  8. III. Основные требования по нормоконтролю
  9. V. Особенности оказания отдельных видов услуг(выполнения работ)
  10. V2: Женская половая система. Особенности женской половой системы новорожденной. Промежность.
  11. V2: Мужская половая система. Особенности мужской половой системы новорожденного.
  12. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.

Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование.

Пятый вопрос: Родоначальниками марксистского учения считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Необходимо показать наиболее значимые предпосылки возникновения марксизма, а затем выделить характерные черты данной философии (диалектический материализм, материалистическая диалектика, диалектико-материалистическая теория познания, учение о материи, ее формах и атрибутах, материалистическое понимание истории, учение о деятельном преобразующем характере философии, учение о социальной революции и социальном прогрессе и пр.). Подытожить этот вопрос можно рассмотрением эволюции марксистской философии в конце XIX–XX вв.

В целом философия Нового времени получила импульс к развитию, благодаря достижениям науки и техники (механика, география, политология, оптика и др.) и, разработав новую методологию познания, стала стержнем утверждения рациональной мощи человека, непоколебимости социального прогресса и веры в нравственную перспективу человечества.

Однако, увлекаясь культом разума и силой знания, философы не обратили внимания на обратную сторону рациональности, несущую в себе невиданные проблемы для человечества, которые обнаружатся в конце XIX–XX вв., что станет предметом рассмотрения в последующих темах.

Тема 5. Становление и основные стратегии развития постклассической философии

1. Пересмотр основных принципов классической философии. Критика рационализма. Иррационализм как умонастроение и философское направление в Западной Европе второй половины ХІХ в.

2. Переоценка наследия классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

3. Основные черты философии ХХ века. Отношение к науке и разуму. Сциентизм и антисциентизм, технократизм и антитехнократизм.

4. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм.

6. Лингвистический поворот и методологические программы исследования языка и культуры в неопозитивизме, структурализме и герменевтике.

7. Социокультурная ситуация на рубеже ХХ–ХХІ веков и философия постмодернизма.

 

1.

В европейском обществе зрели и распространялись пессимистические настроения, стремления к отказу от рационального объяснения неудач и кризисных состояний. Эти настроения отражались в учениях мыслителей эпохи.

2. В учении С. Кьеркегора – предтечи философии экзистенциализма – излагаются представления о существовании определенных этапов, периодов в жизни человека. Так, возможно выделить и объяснить, по Кьеркегору, различные стадии существования личности: эстетическую, этическую и религиозную. Для философа только существование – есть подлинная реальность, над которой возможна философская рефлексия: «Быть – значит существовать».

У истоков «философии жизни» – одного из самых оригинальных иррационалистических течений конца ХIХ начала ХХ вв. – находилась философия А. Шопенгауэра.

Шопенгауэр разработал учение о воле как мировой, универсальной, неконтролируемой разумом силе, не имеющей никакого обоснования по причине своей иррациональной императивности. Воля – космическая сущность мироздания, реализация которой воплощена мыслителем в жизненном волюнтаризме, который противоположен рационализму: «Хочу, следовательно, существую».

Для представителя «философии жизни» Ф. Ницше, характерны нигилистические, субъективистские взгляды на жизнь как волю к власти, на личность как самоутверждающегося сверхчеловека, на душу как демиурга творца, поднимающегося и господствующего над толпой.

Для утверждения подлинного состояния жизни необходима «переоценка всех ценностей», освобождающая человека от общепринятых моральных норм, выводящая его по другую сторону добра и зла. Ницше повергает жесткой критике христианские ценности, общечеловеческую мораль, человеческие слабости и сентиментализм.

Надо подчеркнуть, что философия Ницше была реакцией на упадок европейской культуры конца ХIХ в., но имела гораздо большее влияние на культуру ХХ в.

4.

Экзистенциальная философия проявляет особый интерес к сущности и существованию человека, смыслу его жизни через проявления экзистенции и выход в пограничную жизненную ситуацию, (в которой наступает осознание сути своего «Я»), восприятию «Я» через отношение к другому, пониманию свободы и ответственности.

Необходимо выделить отдельно проблему абсурда человеческого существования, которая занимает одно из центральных мест в экзистенциализме. Здесь жизнь есть движение к смерти. Выбор жизненных приоритетов и ценностей невозможен ввиду жесткой рациональной необходимости, которая сама по себе абсурд. Заброшенность человека в мир повседневности превращается в страдание, поскольку поиск выхода из бессмысленных действий невозможен.

5.

Религиозная философия в лице Э. Жильсона, Ж. Маритена, П. Тейяр де Шардена ставит своей задачей необходимость адаптации христианского вероучения, философии томизма к современным земным, общественным проблемам, решает проблему совмещения истинности религиозной веры и научного знания о законах развития мира и общества.

Широкую известность получило учение П. Тейяра де Шардена об эволюции мира, движущей силой которой выступает сознание («ортогенез»). Стадиями развертывания – «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера), вершиной – образ Христа как телеологический переход от «космогенеза» в «христогенез».

6.

В центре внимания структуралистов оказываются механизмы построения и воспроизведения структурных образований по определенным правилам, в том числе и лингвистическим, результатом чего выступают всевозможные преобразования множеств и систем.

7.

Рационалистические школы (неокантианство, аналитическая философия, марксистская философия и др.) уступают в популярности и распространенности на изломе ХХ–ХХІ веков философии фрейдизма и неофрейдизма, религиозному философскому направлению, экзистенциализму, философской антропологии, прагматизму и др.

Под воздействием этих процессов постмодернисты переключились с анализа объективной реальности на субъективность знаково-символических условностей, противостоящих реальному объекту. В гносеологическом аспекте они выступают сторонниками плюрализма истины, поскольку человек, «скользящий по поверхности явлений», неспособен проникнуть в их сущность, понять их смысл. Поиск идеальной модели мироустройства приводит постмодернистов к размышлению над двумя противостоящими началами: шизоидно-творческим становлением и параноидально-деконструктивным порядком. Постмодернизму свойственна эклектика, софистика, субъективизм.

 

 

Направление Представители Основные положения
Феноменология Гуссерль, Л.Ландгребе, Э. Финн направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.
Экзистенциализм Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая– формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования)– забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д.
Герменевтика Ф.Э.Шлейермахер В. Дильтей Х. Г.Гадамер Немецкий философ Ф. Э. Шлейермахер попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в наиболее точном и полном понимании психологии автора и его характера. Основным методом в данном случае может быть только «вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к тем же результатам. Другой немецкий философ В. Дильтей рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он противопоставил методы гуманитарных и естественных наук: понимание для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея как и для Шлейермахера понимание может быть достигнуть только в результате вживания, чувствования в чужой субъективный мир. История (основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое, которое посредством понимания – вживания, вчувствования–становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, т.е. временем интерпретатора. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»: для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых это целое состоит, а понимание части, в свою очередь невозможно без понимания целого и предполагает его.  
Неомарксизм Теодор Адорно и Герберт Маркузе Первое, что предлагают сделать «неомарксисты» - это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма. Неомарксисты утверждали, что нашли единственно эффективный - третий путь, между эталитаризмом, потребительским западным обществом и реально существующим социализмом. Для этого, по их мнению, надо покончить с увеличением эталитаризма и больше заниматься морально-политическим просвещением масс в духе идей «неомарксизма». Третий путь неомарксистов, по существу сводится к своего рода моральной и культурной революции, которая упразднила бы разложившуюся идеалистическую систему либерализма и заменила бы ее новой культурно-идеологической надстройкой со здоровой жизнеутверждающей этикой. Такая революция дала бы, на их взгляд, западному обществу новое дыхание. Идеализм подобных соображений предполагал моральное обновление на базе системы производственных отношений, основанных на частной собственности. Также неомарксисты предполагали, усилить миссионерскую роль католической церкви, для морального и духовного возрождения, в результате чего, должна возродиться сила раннего христианства и западно-европейские народы вновь поднимутся на духовную высоту. В том числе, одной из своих идей они выдвигали учение о «культурной борьбе» или «культурной войне», утверждая, что издревле существует культурная модель общества, которая, начиная с эпохи раннего христианства, уступала место нынешней идеологии, но сейчас эта модель в возрожденном виде, призвана вновь занять свое место в мире....

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)