АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие права, преемственность, обновление и рецепции в праве

Читайте также:
  1. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  2. VII. Человеческое развитие и массаж
  3. Анализ реализации республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы»
  4. Ангионевротическая - первоначально развивается ангионевроз сосудов с ишемическим повреждением тканей отростка, а затем инфицирование и развитие воспаления.
  5. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  6. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  7. Бюджетне право як підгалузь фінансового права, його предмет, система та джерела
  8. В каких случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам?
  9. В кассационной жалобе ЗАО «Астор», ссылаясь на нарушение судом норм административного права, просит решение и постановление по делу отменить.
  10. В-3. Циклическое развитие экономики. Причины, фазы.
  11. Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
  12. Вклад П.Друкера в развитие мировой управленческой мысли.

Принципы права - фундаментальные, асноватворчыя, ведущие идеи, в которых отражаются самые значимые, наиболее существенные свойства, качества права и через которые конкретизируется и «разворачивается» сущность права. Через систему таких идей происходит детализация эквивалентной природы права. В этом плане нельзя относить к принципам права идеи и представления, не имеющие своих корней в праве, которые сформулированы в рамках других форм общественного сознания и характеризуют сущность и содержание других видов социальных регуляторов.

В принципах (идеях) права как бы синтезируется мировой опыт развития права. Принципы права являются своеобразным «сухим осадком» правовой материи, то ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и мелочей. Поскольку сущность права во все времена существования и развития права оставалась неизменной, то и к принципам права следует относить такие фундаментальные идеи о праве, которые способны охарактеризовать права независимо от исторического этапа его развития. Правда, принципы могут наполняться различным конкретно- историческим правовым содержанием и включать различные по форме, но одинаковые по сути правовые эквиваленты.

Есть разница между принципами права и принципами закона. Последние представляют идеи, в том числе и правового характера, которые закрепляются в издаваемых государством нормативно-правовых актах (законах), других источниках права. Поскольку в законах могут найти отражение не только правовые идеи, но и моральные, политические, религиозные, другого рода идеи, то далеко не каждый принцип закона является принципом права. Собственно говоря, принципы права являются стабильными, неизменными. Принципы закона более подвижны, они могут меняться. С другой стороны, случается и так, что не все принципы права закрепляются в законе либо закрепляются не в полном объеме. И тогда они не получают защиты со стороны государства.

Первый Принцип единства прав и обязанностей. В этом принципе наиболее основательно отображается эквивалентна сущность права. Соразмерность в обмене материальными и духовными ценностями может быть сохранено только при условии, если каждый из социальных субъектов и общества полностью сохраняет свои обязанности на представление определенной мере ценностей взамен на полученные в пользование, в собственность ценности в другой форме. Немало прав без обязанностей, как не может быть и обязанностей без прав - так сокращенно звучит этот принцип. Никто не имеет права претендовать на некую меру ценностей, если сам не передает в собственность или пользование другим субъектам общественных отношений определенные ценности. Связь прав и обязанностей имеет различные формы проявления, которые обусловлены характером и содержанием абменьваемых ценностей. Она может проявляться в сочетании право одного субъекта с обязанностью второго либо в форме, если каждый из субъектов имеет какие-то права и одновременно выполняет какие-то обязанности.

Второй Принцип формального равенства субъектов права. Он означает, что, вступая в отношения имущественного характера, социальные субъекты естественно вынуждены признавать друг друга формально равным себе. При этом каждый из социальных субъектов должен иметь свободу воли. Только при таких условиях может быть сохранен эквивалентный (соразмерно) характер регулируемых правом общественных отношений. Выработаны эквивалент (мера, норма) является единым для всех субъектов права масштабом поведения. Этот единый масштаб накладывается, применяется к различным по своим способностям, имущественному положению, возрасту, семейному положению и т.д. субъектов, а это естественно приводит к неравенству в обществе. Но это неравенство является справедливой, закономерной и правовой, так следует из права, обусловлено им.

Таким образом, справедливость в праве сводится к применению равного, одинакового масштаба к различным людям, что приводит к фактической неравенства. Право по своей сути не знает иной справедливости, кроме той, которая следует из формального равенства участников общественных отношений и закономерно ведет к фактической неравенства. Фактическая неравенство и есть справедливость в правовом смысле слова. Поэтому в праве не существует отдельного принципа справедливости. Справедливость в праве является логичной и закономерной проявлением принципа формального равенства сторон. Нельзя прикладывать к праву меру и шкалу моральной справедливости и выделять среди принципов права в качестве отдельного принципа принцип справедливости и формулировать его в качестве некоего универсального требования к праву.

Третья Принцип всеобщей формального равенства субъектов права. Его содержание в том, что выработанные однажды в обществе эквивалент, мера, норма регулирования должны быть приложены абсолютно ко всем общественных отношений одного и того рода и вида. Для характера данного принципа права не имеет значения внешняя форма существования эквивалента (правовые отношения, правовое сознание или нормы права) и тот вид источника права, в которой будет закреплен правовой эквивалент (закон, правовой прецедент и т.д.) Данный принцип «выравнивает» всех субъектов права, обеспечивает им равные возможности (права) и равные обязанности. Потому как требование законности, так и требование равноправия, которые выделяются отдельными авторами в качестве самостоятельных принципов права, являются лишь проявлениями принципа всеобщего формального равенства субъектов права.

Вместе с тем неотъемлемой составляющей частью этого принципа являются разнообразные правовые льготы и исключения разного рода. Дело в том, что ряд субъектов права по причине своих психофизических особенностей (инвалиды, больные и т. д.) и по другим обстоятельствам не могут объективно участвовать в эквивалентных общественных отношениях на принципе формального равенства, а это, в свою очередь, приводит к нарушению единства прав и обязанностей. Именно для обеспечения формального равенства субъектов права и предусматриваются разнообразные правовые исключения и льготы.

Можно предположить, что наличие многих исключений в праве обусловлено сильным влиянием, давлением на право такого универсального социального регулятора, как мораль. Моральные убеждения общества требуют установления препятствий для обеспечения правовой справедливости и фактической неравенства.

Четвёртое Принцип всеобщей социальной кантралюемасци. Поскольку производство ценностей имеет непосредственно общественный характер, то общество имеет непосредственное, можно сказать, «правовой» интерес в контроле за их обменом и распределением.

Участники общественных отношений заинтересованы в том, чтобы при перемещении, при обмене ценностей одной формы на ценности другой формы не нарушались соразмерны начала, эквивалентность в общественных отношениях, так как это, в свою очередь, нарушает нормальное, правовое существование социума. Соразмерность в общественных отношениях может быть реально обеспечена, если процессы размеркання и перераспределения ценностей находятся под непосредственным контролем со стороны общества и его официального представителя - государства. Общество и государство заинтересованы в том, чтобы поставить под свой ​​контроль все материально- финансовые потоки в обществе с тем, чтобы каждый участник правовых отношений получил от общества, от других субъектов права, что эквивалентно, соразмерно его вклада в копилку общества и государства. У общества и государства не существует другого средства обеспечения эквивалентности в общественных отношениях, кроме средств социально -правового и государственно -правового контроля.

Принцип всеобщей социальной кантралюемасци позволяет также обосновать необходимость вмешательства государства в общественные отношения, которые основаны на эквивалентных, соразмерно началах. Государство не может оставить без внимания процессы распределения и перазмеркавання материально- финансовых ценностей, потому что она является официальным представителем общества и вынуждена обеспечить всеобщий социальный интерес. А в социальной кантралюемасци правовых отношений заложена и возможность государственного принуждения.

Пятый Принцип сочетания убеждения и принуждения. Эквивалентность в общественных отношениях может быть сохранена при условии, если нарушена соразмерность воссоздается либо компенсируется. Уже на ранних этапах существования права были выработаны два универсальные средства сохранения соразмерности в общественных отношениях - убеждение и принуждение. Если изначально использовались «варварские» приемы принуждения, то затем постепенно формируются цивилизованные органы и учреждения, например, суд. Существование суда как специфического института общества обусловлено, таким образом, необходимостью защиты и сохранения права.

Шестой Принцип ответственности за вину. Существование права, возможность его нарушения обусловливают существование в обществе института юридической ответственности. Принцип ответственности за вину означает, что нежелательные последствия, т.е.. юридическая ответственность, наступают только в том случае, если нарушение права, невыполнение обязанностей являются логическим результатом вины нарушителя.

Образно говоря, принципы права - это душа права. Они пронизывают все правовые явления, всю правовую систему. Они имеют большое значение в правотворчестве (законотворчестве) и правоприменении. Именно принципы права обеспечивают системность в законотворчестве, системность законодательства и всех других источников права. В правоприменении к принципам права обращаются, когда в системе законодательства обнаруживаются пробелы и их надо заполнить. Активно используются принципы права в правовом воспитании и в подготовке специалистов- юристов (при преподавании права на юридических факультетах университетов и в юридических институтах, академиях в континентальной правовой системе).

Одни принципы находят прямое закрепление в нормах закона, иных источниках права (например, принцип ответственности за вину). Другие принципы, наоборот, не формулируются в конкретных нормах, но отражаются в их ряду. Во все времена законодатели разных народов стремились четко и однозначно сформулировать сущность права, раскрыть его содержание через формулировку принципов права. Сознательно сформулирован и закреплен принцип права снижает объем, количество необходимых для правовой системы норм права.

В отличие от принципов права, которые представляют собой фундаментальные идеи о праве и имеют наиболее общий, универсальный характер и в которых отражаются самые существенные качества права, в правовой системе существуют более конкретные понятия и идеи, с помощью которых происходят конкретизация и детализация принципов права. Это правовые аксиомы. В отличие от принципов права, которые создаются путем изучения закономерностей формирования, функционирования и развития права и состоят из обобщений с высокой степенью абстракции, правовые аксиомы создавались в ходе практического правового опыта, они, условно говоря, «органично вырастали» из повседневных потребностей в правовых отношениях

Люди в своей практической деятельности миллионы раз сталкиваются с необходимостью повторения каких-то моделей поведения, после чего эти модели фактически превращаются в агульнапрызнаваемыя и обязательные для исполнения нормы права, если это касается общественных отношений, основанных либо обусловленных имущественного неравенства, товарообменом и товарно- денежными отношениями. В этом смысле аксиомы права - это «першацаглинки» права, его самые простые, элементарные нормы. Формулируя новые правила поведения, любой законодатель всегда так или иначе исходит из наиболее известных, простых правил, выработанных его предшественниками или правовой практикой. Чаще всего аксиомы находят закрепление в законах или иных источниках права. Но отличительным свойством именно аксиом права является то, что они фактически существуют и действуют в правовых системах даже тогда, когда не находят официального выражения. Другими словами, правовые аксиомы являются правовыми обычаями или нормами обычного характера. В международном праве существует понятие общепризнанных норм международного права, под которыми понимаются правовые положения, которые были выработаны в течение веков в практике международных отношений и которые применяются и используются без дополнительных аргументов только потому, что их полезность не требует этого.

Через аксиомы права происходит преемственность в праве. В различных правовых системах они приобретают другой словесный выражение, но сохраняют при этом свое содержание. Известно, что в Кодексе Наполеона, который был издан в буржуазной Франции, были закреплены многие положения римского права, которые выдержали испытание временем. Среди них мы находим почти все сформулированные римлянами аксиомы. Правовые аксиомы зъявдяюцца своего рода «золотым фондом» правовых норм, сложившихся в ходе развития человечества. Отказ от их использования, невыполнение аксиом может привести к тому, что право потеряет свою социальную значимость, не сможет обеспечить в полной мере устойчивость, порядок и организованность в общественных отношениях. Вот некоторые аксиомы права: никто не может быть судьей в своем собственном деле, никто не обязан себя обвинять, да будет выслушан и другую сторону; личная польза отступает перед общественной.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)