|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология культурыТеория культуры Культура, согласно Уайту, — это способность человека создавать символы. Сформулированный закон эволюции культуры он рассматривает с точки зрения энергии: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией или то и другое вместе». Культуру Уайт подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную (типы коллективного поведения) и идеологическую, причем основной считал именно технологическую, что дает основание относить его к числу технологических детерминистов в социальных науках. Уайт считал, что в культуре существуют три четко разграниченных процесса и, как следствие, три метода их интерпретации взаимодополняющих друг друга: исторического, функционального и эволюционного. Исторический подход исследует временные процессы (последовательности уникальных событий), функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры, а интерпретацией «формально-временного процесса, представляющего явление в виде временной последовательности форм» занимается эволюционизм. Например, если взять такое явление как мятеж, то исторический подход призван изучать конкретные мятежи, формальный анализ будет изучать общие признаки всякого мятежа, а эволюционный подход будет анализировать как и почему менялись формы и виды мятежей в социально-историческом и культурном контексте.
Типология культуры В силу многогранности человеческой деятельности культура обладает видовым разнообразием. Это дает возможность говорить об отдельных видах культуры, хотя на практике их различение наталкивается на существенные трудности. Применительно к данной проблематике используется такой метод научного исследования как типология. Суть типологического метода заключается в выявлении сходства и различия изучаемых объектов или явлений. Поскольку культура представляет собой многоуровневую систему, то можно говорить о том, что типология позволяет установить ее строение и выявить присущие ей закономерности. Типология культур с одной стороны стремится систематизировать ступени или периоды их развития, а с другой - разделить культуры по наиболее существенным основаниям. В связи с этим выделяют синхронную, диахронную и структурную типологию культуры, а также типологию культуры по методу «идеальных типов» Синхронная типология культуры предполагает различение типов культуры безотносительно к их хронологическому соотношению. На синхронном срезе выделенные типы культуры могут выстраиваться в любой последовательности. В качестве примера можно назвать культурные ареалы восточной цивилизации: исламский, индо-буддийский и буддо-конфуцианский. Их формирование связано с рождением и развитием религиозных систем, которые возникли в разное время. Однако для типологии культурных ареалов эти хронологические различия имеют второстепенное значение. Гораздо важнее существующие между ними различия в материальной и духовной культуре. Диахронная типология предполагает исследование этапов развития культуры на временном срезе. Примером такой типологии может служить современное понимание культуры первобытной эпохи, которая ведет свою родословную с момента появления самого человека. В рамках первобытной эпохи выделяют три основных периода развития общества и культуры: каменный век, бронзовый век и железный век. Так называемую систему «трех веков» предложил Кристиан Томсен, директор датского национального музея, и первоначально использовал ее для классификации музейных коллекций. В современном виде эта система имеет более дробный вид и собственную хронологическую шкалу. Каменный век подразделяется на следующие эпохи: палеолит или древнекаменный век (2,5 млн. лет - 12 тыс. до н.э.); мезолит или среднекаменный век (12 - 7 тыс. лет до н.э.); неолит или новокаменный век (7 - 4 тыс. до н.э.). В качестве переходного времени от эпохи камня к эпохе металла выделяют энеолит или меднокаменный век (середина 4 - конец 3 тыс. до н.э.). Бронзовый век (конец 3 - нач.1 тыс. до н.э.). Железный век (с нач. 1 тыс. до н.э.). Формальным основанием для этой периодизации служит развитие материальной культуры, а именно освоение новых материалов для изготовления средств производства. Совершенно очевидно, что совершенствование материальной базы шло рука об руку с развитием духовным форм творчества, направленных на познание мира. Изучение древних языков позволило установить, что все они без исключения испытывали дефицит абстрактных понятий. Это означает, что осознание мира происходило стихийно и за первичными понятиями стояли вполне конкретные образы и реальные действия. Наиболее информативным источником для изучения духовной культуры палеолита является изобразительное искусство. Проблемы происхождения ранних форм искусства были изложены в предыдущей главе, поэтому здесь мы остановимся на его мировоззренческом значении. Развитие общественных потребностей ориентировало людей на поиск материальных средств для фиксирования информации. Звуковая и жестовая формы коммуникации не могли соперничать с изобразительным творчеством по точности и объему передаваемой информации. Особо подчеркнем долговечность информационных сообщений, зафиксированных материальными средствами. Изобразительные образы, передавая внебиологический опыт, способствовали накоплению и закреплению рациональных знаний. Это в свою очередь способствовало укреплению и развитию социальных отношений. Графические знаки, появившиеся на заре художественного творчества, подразумевали наличие определенной системы кодирования информации. Само существование подобного кода предполагало его доступность для всех членов коллектива. Простейшие графические знаки - параллельные линии или борозды в некоторых случаях имеют ритмическую группировку и, следовательно, могут рассматриваться как результат использования простейших счетных операций. В целом, развитие изобразительного творчества отразило внеутилитарную направленность первобытного сознания. На последующих этапах развития первобытной культуры произошел переход к более сложным формам хозяйственной деятельности (земледелие, скотоводство) и не случайно в неолите и бронзовом веке появляются и широко распространяются изображения, передающие сложные и отвлеченные понятия. Освоение металла сопровождалось появлением новых форм производственной деятельности, а затем и художественных ремесел, использовавших в качестве материала бронзу, золото и серебро. Ремесленная организация труда возникла уже в системе развитых экономических и общественных отношений. Структурный анализ культуры предполагает ее рассмотрение как организованной интегрированной системы. В этой структурной целостности можно выделить три основных подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. Первая из них, технологическая, включает в себя орудия труда, строительные материалы, средства для ведения войны, а также технологии их использования. Эта подсистема позволяет человеку осуществлять контакт с внешней средой и поэтому играет ведущую роль. Человек зависит от материального обеспечения и механических средств приспособления к окружающей среде. Технологическое оснащение прямо влияет на особенности его социальной организации. По мнению Л. Уайта, технологическая подсистема первична. Социальные системы являются функциями от технологических. Под этим углом зрения, социальная подсистема является отражением усилий общества по использованию средств существования. Идеологическая подсистема, соответственно, выступает как систематизация представлений и верований, интерпретирующих человеческий опыт. В широком смысле можно говорить о том, что каждому типу технологии соответствует определенный тип философии. Между ними может не быть ничего общего по содержанию, но они могут обладать сходной структурой развертывания своих содержаний. Типология культуры по методу «идеальных типов» предполагает описание обобщенных моделей культуры, которым реальные культуры соответствуют лишь приблизительно. Реальные культуры могут охватывать одновременно несколько «идеальных типов» и, как правило, представляют собой некий переходный тип. Один из вариантов подобного типологического подхода предложил Д.Фейблман. Он выделил «ранние» (до-первобытный, первобытный, военный и религиозный) и «развитый» (цивилизованный, научный и пост-научный) типы культуры, указав, что термины «ранний» и «развитый» в данном случае являются описательными и не предназначены для построения хронологической последовательности. До-первобытный тип культуры характеризуется господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы. Основной вопрос до-первобытной культуры: «Насколько нужен именно ты, чтобы мы все выжили?». В рамках этого типа власть опирается на физическую силу, поэтому в каждой социальной группе есть место только для одной выдающейся личности. Окружающая среда оказывала жесткое влияние на до-первобытную культуру и взаимодействия человека с природой как такового еще не существовало. Человек не вторгался в природу, а искал у нее поддержки. Межкультурные контакты отсутствовали, поскольку всюду господствовал один и тот же тип культуры. Социальная организация еще не получила развития и, вероятно, была представлена только семьей. В целом до-первобытная культура представляла собой непрерывную борьбу за выживание. Первобытная культура стала исторически первым типов высокоорганизованных обществ. Она представляла собой такую фазу развития, для которой были свойственны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологический тип мышления. Основной формой организации является община. Основной вопрос первобытной культуры: «Насколько ты вовлечен в сообщество?». В этом типе культуры выдающийся индивид - это не тот, кто отклоняется от общепринятых норм, а тот, кто их строго соблюдает. Любой человек, который выступает против обычаев, перестает быть членом данного общества. Первобытный тип культуры подвергается сильному воздействию физического и биологического уровней природы. Экстремальные условия окружающей среды обуславливают возникновение экстремального типа физиологического приспособления. Разделение труда существует в интересах всего сообщества. Общественным управлением занимается совет старейшин. Изобразительные искусства занимают столь же почетное место, как и религия. Религия носит анимистический характер. Военный тип культуры. По сравнению с первобытным типом культуры являет собой значительный шаг по пути усложнения социальной организации. Военная культура проявляется в двух основных типах деятельности: военной и торговой, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, в частности, военные действия помогают захватить торговые пути. Появляется письменность, создаются библиотеки. Ведущим видом искусства становится архитектура. Основной вопрос военной культуры, обращенный к ее представителям: «Хорошо ли ты повинуешься?». Идеальная личность - это прежде всего социальный лидер. Общественная организация построена на абсолютной власти меньшинства. Индивидуум должен отказаться от личных притязаний во имя общей цели. Героизм на войне и самопожертвование становятся самыми почитаемыми добродетелями. Мужчины существуют для войны, а женщины занимаются воспроизводством воинов. Военная культура скорее регламентирована, нежели организована. Суть этого различения состоит в следующем. В культурах иного типа человеку говорят: «Делай свою работу. Выполняй свои обязанности или иди с миром». В военной культуре человеку указывают: «Следуй своему предназначению и прекрати бояться». Физическое и биологическое влияние окружающей среды весьма велико Способ производства основан на рабстве. Контакты с другими культурами в психологическом и социальном плане не имеют особых последствий. Общественные институты предназначены для реализации военной политики. Важную роль играют мужские и женскиетайные общества. Религия зависима от политики и военных действий. Воспитание сводится к выработке выносливости. В целом, военная культура - достаточно хрупкое образование, которое живет за счет меча и от меча должна погибнуть. Религиозный тип культуры основан на отказе от непосредственной и активной деятельности. Идеал религиозной культуры - пассивность и неопределенность. Основной вопрос этого типа культуры: «Насколько ты набожен?». Идеальным членом общества является богопослушная личность. Для общественной жизни свойственна с одной стороны строгая регламентация, с другой - сильная организация. Общая цель подразумевает отказ от признания какой-либо значимости земной жизни. Влияние окружающей среды наименьшее по сравнению с другими типами культуры, поскольку основной догмат религиозной культуры предполагает безразличие к природной среде. Биологические потребности членов общества предельно ограничены и роль ограничителя выполняет религиозный аскетизм. Разделение труда иерархическое. Класс священнослужителей правит непосредственными производителями продукции. Религиозная культура - время абстрактных богов. Они олицетворяют не конкретные силы природы, а единство Вселенной. Любовь заменяется идеей взаимодействия богов и людей. Основной социальный институт - церковь. Образование целиком подчинено религиозным целям. Наряду с архитектурой признанием пользуются изобразительные искусства. Появляются профессиональные художники, музыканты и т.п., посвятившие себя чистому искусству. Наука находится в зачаточном состоянии, процветают астрология, магия и алхимия. Религиозная культура открыта и охотно впитывает религиозные элементы других культур. Цивилизационный тип культуры характеризуется высоким разнообразием. Однородность общества достигается посредством больших усилий. Не случайно основной вопрос этого типа культуры: «Насколько индивидуальны твои ощущения?». Идеальной личностью является тот, кто вырабатывает собственные критерии ощущений, чувств, мыслей и действий. Высоко ценится рациональность, понимаемая как собственный образ мыслей. В этом типе культуры нет правил мышления, но есть обращение к человеческой разумности. Влияние природной среды значительно, ее не подвергают большим изменениям, поскольку щадят и боятся. Человек больше обеспокоен тем, чтобы защитить себя от разрушительного воздействия внешней среды. Для цивилизованного общества характерен капиталистический способ производства. Ведущим классом являются обладатели денег, которые живут за счет ренты. Институты цивилизованного общества четко определены. Социальные организации образуют части целого, подобно тому, как деловые корпорации являются частью социальной организации в рамках общей экономики. Так как цивилизованный человек ищет разнообразия, то он стремится перенимать новшества из всех существующих культур. В религиозном отношении цивилизованные культуры откровенно атеистичны. Человек становится мерой и божественного, и человеческого. Научный тип культуры является самым высоко развитым из известных сегодня типов культуры. В этом типе культуры доминирует теория, согласно которой естественнонаучные законы действуют на всех уровнях бытия. Жизнь подчинена идее о том, что постижение естественных законов удовлетворит любознательность в поиске истины и будет способствовать совершенствованию условий бытия. Основной вопрос этого типа культуры: «Насколько ты любознателен?». Идеальной является любознательная личность, одержимая поиском тайн природы бытия. Критерием величия становиться степень любознательности личности. Целью этой культуры является не жизнь после смерти, как в религиозном типе, и не чувственный подарок, как в цивилизованной культуре, а непрерывное совершенствование возможного будущего для существующего мира. Влияние физической и биологической среды на научный тип культуры заключается в знании и в использовании природных ресурсов. Представитель научной культуры озабочен не покорением природного окружения, а его постижением. В научной культуре существует склонность завышать ценность социальной жизни, как более значимой для индивида, чем жизнь личная. Психологически и социально человек этого культурного типа сосредоточен на поисках лучшего общества. Личность научного типа культуры возвращается к религии, однако тем единственным богом, которого признает человек, является природа. Пост-научный тип культуры отличается от научного точно так же, как до-первобытная культура отличается от первобытной. Основными занятиями пост-научного типа культуры станут наука, философия и искусство, однако лидирующая роль будет принадлежать научным исследованиям. Главной целью этих исследований станет знание. Основной вопрос пост-научной культуры скорее всего будет звучать так: «Насколько ты совершенен?». Непосредственная физически и биологическая окружающая среда полностью окажется под контролем. Экономические функции будут выполнять механически. Будут освоены территории, ранее не включенные в сферу жизнедеятельности. Идеальной личностью станет та, которая соединит в себе предельную специализацию со всеобъемлющим интересом и пониманием. Преимущество и признание получит личность, наилучшим образом воспринимающая общественные ценности. Пост-научная культура ближе других будет к созданию идеального общества. В этом типе культуры будут обнаружены научные способы решения психологических и социальных проблем. Естественные законы физической и социальной природы будут познаны и получат практическое использование. Исчезнут противоречия между теорией и практикой. Человек пост-научного типа культуры будет жить, непрестанно жертвуя во имя достижения знания. Выяўленчае мастацтва — спэцыфічны від мастацкай творчасьці, стварэньне візуальна ўспрыманых фіксаваных рукатворных мастацкіх формаў; шэраговае паняцьце, якое аб’ядноўвае розныя віды жывапісу, графікі і скульптуры. Выяўленчае мастацтва — гэта мастацтва адлюстроўваць, прайграваць і ствараць візуальна ўспрымаемую рэальнасьць з дапамогай выяўленчых сродкаў і з рознай ступенню ўмоўнасьці. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |