|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представители эпохи возрождения (Беларусь)Никола́й Гусо́вский (лат. Nicolaus Hussovianus, белор. Мікола Гусоўскі, польск. Mikołaj Hussowczyk, польск. Mikołaj Hussowski, лит. Mikalojus Husovianas; ок. 1470 — ок. 1533) — писавший на латыни поэт раннего Ренессанса, живший и творивший на территории Великого княжества Литовского и Королевства Польского.
Произведения поэма «Песня про зубра» 1523; стихотворение «Утешение» 1523; стихотворение-молитва «К святому Себастьяну» 1523; поэма «Новая и знаменитая победа над турками…» 1524; поэма «Жизнь и подвиги святого Гиацинта» 1525.
Лев Ива́нович Сапе́га (белор. Леў Сапега, польск. Lew Sapieha, лит. Leonas Sapiega; 4.4.1557, Островно, ныне Бешенковичский район Республики Беларусь — 7.7.1633, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского и всей Речи Посполитой, дипломат и политический мыслитель.
Службу начинал писарем в городской канцелярии г. Орши, что вполне естественно поскольку его отец являлся оршанским старостой.
Начав службу с самых нижних ступенек в государственной иерархии Лев Сапега достиг наивысшего поста в Великом княжестве Литовском — великого гетмана, то есть военного министра и главнокомандующего войсками. Эта должность позволяла принимать решения, не согласовывая их с королем польским и великом князем литовским. На должности городского писаря прослужил достаточно долго, затем мощным толчком в его карьере послужило личное знакомство с королем и великим князем Стефаном Баторием. В 1581 году стал писарем Великого княжества Литовского. Совместно с тогдашними канцлером и подканцлером он участвовал в создании Главного Трибунала ВКЛ. С 1581 года был королевским писарем при Стефане Батории, затем подканцлером (c 1585 по 1589 годы) и великим канцлером Великого княжества Литовского (с 1589 по 1623 годы). Добровольно отказался от этой должности, чтобы усилить свое влияние и влияние клана Сапег(ов) в Великом княжестве Литовском и всей Речи Посполитой.
С 1621 года — виленский воевода, с 1625 года — великий гетман Великого княжества Литовского. Проявил себя как военный деятель и дипломат на заключительном этапе Ливонской войны (1558—1583). Сформированный им на собственные средства гусарский полк успешно действовал в битве при Великих Луках и осаде Пскова.
Позднее возглавлял посольства Великого княжества Литовского, в продление Ям-Запольского мира (1582) заключавшие мирные договоры с Фёдором Иоанновичем и Борисом Годуновым (1600). В Смутное время участвовал в подготовке интервенции войск Речи Посполитой в Русское царство, поддерживал Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. В его слонимском имении воспитывался ЛжеИвашка I — Ян Фаустин Луба, который якобы был сыном Марины Мнишек от Лжедмитрия II.
Двоюродный брат Л. И. Сапеги, Ян Петр Сапега, в 1608—1611 годах возглавлял войска Речи Посполитой в время интервенции в Россию.
Симо́н Бу́дный (белор. Сымон Будны, польск. Szymon (Symon) Budny; январь 1530, Будне — 13 января 1593, Вишнюв) — известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещённой монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке. Сочинения «Об оправдании грешного человека пред Богом» (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней. «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана» (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис. В конце сказано, что «Доконана есть сиа кныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу… накладом боголюбивых мужей, пана Матиа Кавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, Лаврентиа Крышковского» и пр. Переиздавалась 2 раза — в 1628 году в Стокгольме и в 2005 в Минске.
Франци́ск Луки́ч Скори́на (белор. Францы́ск (Франці́шак) Лукі́ч Скары́на; около 1490, Полоцк — 1551, Прага) — белорусский и восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Переводчик на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка книг Библии, издатель этих книг[6][7].
Некоторое время считалось, что вторым именем Франциска Скорины было имя Георгий. Впервые об этом стали говорить во второй половине XIX века, после того как в 1858 году были опубликованы копии двух грамот короля и великого князя Сигизмунда I на латинском языке. В одной из них перед именем первопечатника стоял латинское прилагательное egregium в значении «отличный, знаменитый», во второй же значение слова egregium было подано как georgii. Эта единственная форма послужила основанием некоторым исследователям считать, что настоящее имя Скорины было Георгий. И только в 1995 году белорусский историк и книговед Георгий Голенченко нашёл оригинальный текст привилея Сигизмунда, в котором известный фрагмент «с Георгием» был изложен следующим образом: «… egregium Francisci Scorina de Poloczko artium et medicine doctoris». Ошибка переписчика вызвала споры вокруг имени первопечатника, которые велись в течение более чем 100 лет.
Князь Никола́й Христофо́р Радзиви́лл по прозвищу Чёрный (польск. Mikołaj Krzysztof Radziwiłł Czarny; 4 февраля 1515, Несвиж — 29 мая 1565, Вильна) — государственный деятель Великого княжества Литовского, отец Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Благодаря его дипломатическим усилиям была осуществлена инкорпорация Ливонии в состав Речи Посполитой после ликвидации Ливонского ордена. Был сторонником сохранения самостоятельности Великого княжества Литовского в составе федеративного государства Речи Посполитой.
Одним из первых среди влиятельных магнатов приняв кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей.
Под его покровительством и в его владениях действовали типографии в Бресте и в Несвиже, в которых при участии Симона Будного, Мацея Кавячинского и других просветителей печаталась не только религиозная и полемическая, но и светская литература.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |