|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СкульптураДревнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: · Неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. · Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия. · Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей (курос) и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек (кора). Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка (уголки губ чуть приодняты). Суровые тяготы походов и огромный вес вооружения требовали от воина большой физической силы и выносливости. Эти качества греки воспитывали постоянной тренировкой, которая начиналась с детских лет и продолжалась вплоть до глубокой старости. Гимнастические упражнения, развивающие крепость тела и стойкость духа, стали основой воспитания свободного гражданина и неотъемлемой частью его повседневной жизни. Расцвету атлетики немало способствовали и общегреческие состязания, среди которых центральное место занимали Олимпийские игры. С древнейших времен греческие атлеты выступали на состязаниях обнаженными, и этот обычай сыграл важную роль в развитии искусства. Скульпторы и художники могли постоянно видеть обнаженные фигуры юношей, изучать движения человека и пропорции его тела. Сама жизнь формировала в сознании греков атлетический идеал красоты, образ физически сильного и мужественного человека. Этот образ нашел воплощение в статуях могучих обнаженных юношей, которые могли изображать и богов и людей. В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуй богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх. В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива. В творческом воображении мастеров скульптуры этот идеал связан с обликом юноши-атлета. · Благородная соразмерность черт лица и спокойный выразительный взгляд · Гармония · Умение передать естественную и непринужденную позу человека, свободную от условностей искусства архаики. Греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Греческая классика создала свой художественный идеал, обобщенный образ человека-гражданина, в котором неразрывно связаны черты доблести и красоты. В эллинистическом искусстве произошло расщепление целостного образа человека: с одной стороны, воплощаются в преувеличенно-монументалиэированных формах его героические качества; с другой стороны, своеобразную противоположность им составляют образы лирически интимного или буднично-повседневного характера. В противовес спокойной волевой сосредоточенности, внутренней цельности образов высокой классики скульптурам эллинизма присуще огромное эмоциональное напряжение, драматизм, бурная динамика. Скульптурная группа «Лаокоон». Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием. Вместе с тем в скульптуре и живописи проявляется уже интерес к отдельной личности, отражаются индивидуальные черты конкретных людей, фигуры изображаются в различных непринужденных, раскованных позах, а не как ранее только в парадных застывших, канонических. Лицам присуща мимика, отражающая настроение человека или мифического героя в данный момент, его внутренний мир.
2. Культура Древнего Рима
Параллельно с созданием державы Александра Македонского шло формирование еще одного крупного государства в Средиземноморье. В IV в. до н.э. на территории современной Италии, на Аппенинском полуострове, возникает Римская республика. Около века ею велись войны за подчинение соседних племен, уже в III в до н.э. новое государство, центром которого становится Рим, объединяет под своей властью территорию всего полуострова и начинает претендовать на главенствующую роль в Средиземноморье. В дальнейшем путем военных завоеваний была образована империя, включавшая территории Египта, Ближнего Востока, современной Европы. Культура римского государства сложилась как эклектичная культура. Она объединила древнюю культуру коренных народов, населявших Апеннинский полуостров, и греческую культуру. Политическое устройство. В результате расширения государства меняется его политическое устройство. Республика сменяется временной военной диктатурой, а затем принципатом – наследственной диктаторской властью с декорацией некоторых республиканских традиций. Затем формируется императорская власть, сопоставимая с традициями восточных деспотий. Однако даже позднеримская культура сохранила некие черты античной свободы. Религиозные воззрения. Сильное влияние греческой культуры испытал и пантеон местных богов, практически все римские боги были сопоставлены с греческими: Юпитер – с Зевсом, Нептун – с Посейдоном, Венера – с Афродитой и т.д. Традиционным италийским божеством остался Янус, изображаемый обычно в виде двуликого человекоподобного существа, символизирующего исходную точку и конечность всех предметов и явлений. Богом-прародителем рода у римлян был Гений, дух-хранитель человека. Образование и наука. Активно развивались на территории Римской империи естественные науки, что вполне сопоставимо с извечным римским стремлением к выгоде, разумности, пользе. Развиваются медицина, астрономия, география, физика и математика. Во II-III в. н.э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Юристы активно участвуют в управлении государством, являются экспертами и советниками императоров. Многие понятия и теории, лежащие в основе современной юриспруденции, возникли и были разработаны в Риме (например, идея равенства граждан перед законом). Язык римлян, латынь, приобрел международное значение, он стал языком церковных богослужений и медицины, языком права и науки, лег в основу многих европейских языков. В римской культуре не было создано собственных философских течений, поскольку вся римская культура в целом имела более практическую направленность и отмежевалась от греческой созерцательности. Из греческих философских школ были особенно популярны учение эпикурейцев, отрицавшее влияние космических сил и богов на жизнь людей, они видели смысл жизни в здоровье тела и безмятежности духа, познании природы и освобождении от суеверий. Учение стоиков, заключавшееся в бесстрастном отношении к миру, провозглашавшее разум как высшую ценность, было особенно распространено среди знати. Римляне переняли систему греческого образования, правда, несколько изменив ее в сторону практической пользы. Особое внимание уделялось риторике, юриспруденции, языкам, философии. Искусство Древнего Рима. На характер искусства повлияли имперский характер римской культуры. Складывается представление о Риме как о центре мира, предназначенном для повелевания другими народами. Избранность, величие, блеск Рима должна была подчеркивать и архитектура, для которой характерна: · монументальность зданий, · стремление к четкой симметрии, · богатство декора зданий, · милитаристские мотивы. Новым видом здания являются базилики – общественные здания, предназначенные для суда и торговли. Базилики представляли собой вытянутые в длину прямоугольные строения, разделенные внутри рядами колонн или столбов на несколько, обычно 3 или 5, частей – нефов. Центральный неф был выше остальных. В нем перед входом пристраивался притвор, а с противоположной стороны – полукруглый выступ, апсида, крытый полукуполом. Новым типом архитектурных сооружений является триумфальная арка – архитектурное сооружение в виде массивных, богато украшенных ворот. Почетное право проехать через триумфальную арку предоставляется обычно великим полководцам. Строятся такие парадные, богато и символически украшенные арки обычно в честь какой-то великой победы. Такие конструктивные детали как арки, своды, купола, колонны, столбы активно использовались в римской архитектуре. В Риме был популярен театр, развивались литература, ораторское искусство, строились библиотеки. Но любимейшим действом римлян были гладиаторские бои. В конце II в. н.э. начинается упадок Римской империи. Он проявляется в дряхлении военной мощи империи, в многочисленных вспышках недовольства в провинциях. Проявляется кризис и в культуре. Его чертами становятся низкий уровень грамотности, огрубление нравов, стагнация в архитектуре и живописи, отход к более примитивным произведениям в искусстве. Развивается нравственный пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне. Чрезвычайно популярны стали религиозные секты и учения. Ослабленное внутренними социальными конфликтами, государство уже не могло сдерживать натиск надвигавшихся на него племен и народов. При императоре Феодосии в 395 г. Римская империя разделяется на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византию). Западная империя уже в 476 г. прекращает свое существование, была уничтожена под напором варварских племен несколько раз захватывавших и разорявших Рим. На ее обломках возникают варварские королевства, предшественники будущих западноевропейских государств. 476 год принято считать концом эпохи Античности и началом эпохи Средневековья. Византийская империя, культура которой станет продолжением греческой культуры, просуществует до 1453 г. и падет в ходе нашествия турок. Выводы: Безусловным достижением античной культуры было обращение к внутреннему миру человека. Гуманитарная направленность античной культуры, ее интерес к человеку, его внутреннему миру сделает ее достижения непреходящими ценностями для последующих эпох. Во многом культура и история античности будет восприниматься идеализированно как некий «золотой век». Основные черты античной культуры: · полисная культура · коллективность, гражданская солидарность, патриотизм · индивидуализм, авторство достижений культуры · соревновательность, состязательность · демократичность, плюрализм мнений Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |