|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социологические и политологические направления конфликтологии(В.Парето. Г.Моска, А.Бентлі)В современном «политизированном» мире полезно знать политологические теории конфликтов, которые разрабатывали В.Парето, Г. Моска, Ж. Сорель, А. Бентли и другие. Итальянские социологи Вільфредо Парето и ГаєтаноМоска указывали среди причин конфликтов социальную неоднородность общества, а особенно ожесточенная борьба и конфликты возникают внутри элит, меньшинству, которое руководит большинством. Конфликт внутри элиты является движущей силой ее развития и, соответственно, общества. Наиболее напряженной формой конфликта является революция. Жорж Сорель обращал внимание на конфликт между стихийным, иррациональным движением масс против силы государства и его организаций. С помощью насилия только и разрешается этот конфликт. Артур Бентлі исследовал конфликт политических групп, которых достаточно много в государстве, политические интересы их перекрещиваются, как средства борьбы используется давление на государство, политические дискуссии, другие проявления политической силы. Политические конфликты современной посткоммунистической эпохи специально исследованы в книгах «Политология посткоммунизма» и «Демоны мира и боги войны», в которых отмечается на важности ведения диалога между политическими силами, на философии толерантности. Общая теория конфликта, которая сложилась в начале 60-х годов XX века, ставила целью преодоление фрагментарности, розпорошеності в постановке проблем и их решения в предыдущих исследованиях. Американский социолог К.Боулдінг в работе «Конфликт и защита: общая теория» определил конфликт как всезагальну категорию, которая выступает в качестве базовой в анализе конфликтности социальной, биологической, физической и химической среды. Все конфликты имеют общие функции, черты, тенденции в возникновении, эскалации и решении. В теории Боулдінга существуют две модели конфликта — динамической и статичной. В статичной модели стороны конфликтов строят систему отношений на основе конкуренции, борьбы, которая мало ограничена компромиссами. В динамической модели интересы людей являются возбудителями конфликтного поведения, которое определяется совокупностью реакций на каждый акт поведения противоположной стороны, потому общественное конфликтное взаимодействие является «реактивным», переменчивым за формами проявления на каждой отдельной стадии.
Важнейшие направления исследований Макса Вебера — социология политики, социология религии и социология экономики — наполнены конфліктологічною проблематикой. Наиболее очевидно это проявляется в его политической социологии в связи с анализом трех идеально-типичных форм владычества-подчинения: традиционной, харизматичной и рационально-легальной. В анализе властных отношений для Вебера подавляющее значение имеют не столько акции насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Это значит, что страх при жизни и имущество не является единственной почвой подчинения власти, потому что в разных историко-политических условиях проявляются разные сочетания материальных и идейных интересов, которые побуждают людей до принятия власти или протеста против нее. Ход цивилизации вироблює все более сложные формы политической мотивации конфликтного поведения, но при этом индивиды не становятся свободнее от давления общественных структур и политических институтов. По мнению Вебера, для современного общества наиболее адекватные рациональная система права, согласие с властью, которая основывается на уважении к закону, наличие конституционных принципов правопорядка и развитие гражданского самосознания. При этом не исключенная возможность глубокого политического конфликта между классами и статусными группами, которые складывают общество. Особенную роль в современном политическом конфликте Вебер отводил бюрократии, которая, превращаясь в слой с особенными интересами, имеет возможность проводить свою волю через систему государственных заведений, провоцируя социальное неудовлетворение. Но при этом он не излагал морального возмущения по поводу бюрократического своеволия, признавая его «неминуемым злом», недостатками новых цивилизованных форм управления. Формулируя типичні черты бюрократии — законослухняність, беспристрастное отношение к тем, кто обращается к учреждениям, рационализм и т. др., Вебер чудесно понимал, что эти качества чиновника могут формулироваться лишь как общие принципы и требования, но они не являются реальными качествами лиц, которые занимают соответствующие государственные должности и посты. Конфликт между нормативными приказами и реальным наставлением конкретного чиновника был для него проявлением социального существования, а степень и формы этого конфликта проверялись благодаря эмпирическому исследованию. Эта известна веберовська концепция «рациональной бюрократии», вмонтированная в современную политологию как одна из теорий управленческой элиты, одновременно может стать чудесной методологической почвой для анализа политических (в форме государственно-правовых) и юридических конфликтов, которые происходят в институтах власти и управления. К общей теории конфликтов мы можем отнести и неординарную или парадоксальную теорию Джона Рекса. Дж. Рекс построил свою теорию на основе сложных обратных связей между конфликтом и реальностью. Если почти во всех предыдущих учениях исследователей конфликт порождается или субъектом, его поступками или намерениями, или объектом, то в Дж. Рекса конфликт «реконструирует» реальность, то есть воссоздает все сложности и ее противоречию. Все общество держится на взаимодействии конфликтующих контрагентов потому консенсус между противоборными сторонами принципиально невозможен. Следует тщательным образом изучать конфликты как первичные в постигании социальной действительности. Таким образом, в Дж. Рекса конфликтология выступала в качестве метатеории — той, которая направлена на исследование реалий общества и других теорий. Социально-политические теории конфликтов важны для деятельности менеджера внешнеэкономической деятельности, потому что они раскрывают механизмы конфликтов в этих родственных и скоординованих сферах общества (экономика-политика-власть). Среди таких теорий приближенной к специфике этой специальности является концепция «неравномерного развития» Т. Нейра - директора Шотландского международного института. По его мнению, этнонациональный конфликт часто происходит в сфере экономической в результате навязывания образцов экономического развития недостаточно развитым регионам. Он считает, что в меру экспансии капитализма на недостаточно развитые, архаичные общества последние раскладывались на отдельные части вдоль линии разломов. Например, такие линии «разломов» мы наблюдаем на территориях Индии-Пакистана-Афганистана. Анализ причин современных конфликтов в Африке показывает, что среди экономических факторов конфликтности, на которые обратил внимание Т. Нейр, доминирует фактор продовольствия и воды. В «конфликтах за 'їжу» продовольствие используется так же и как оружие.1 В связи с террористическим нападением исламских экстремистов на города США в сентябре 2001 года многие специалисты по проблемам конфликтологии обратились к теории цивилизационных конфликтов С.Хантінгтона, смысл которой заключается в том, что большинство современных конфликтов на международной арене определяются не идеологическими расхождениями стран или экономическими факторами, а столкновениями полярных фундаментальных ценностей цивилизаций, в частности западной - открытой и демократической и мусульманской - закрытой и непримиримой. Отношения между цивилизациями и раньше не были беспроблемными и выглядели как соперничество, соревнование или «холодный мир». Теперь, по мнению Хантінгтона, проблемные отношения появляются конфликтами по линиям разлома — между соседними странами, которые принадлежат к разным цивилизациям, а также конфликтами между сердцевинными государствами разных цивилизаций, их актуальными причинами является изменение баланса сил между цивилизациями, потеря Западом возможностей доминировать в современном мире и попытка возобновить бывшую западную потугу, изменение конфигурации срединных государств и тому подобное. ОБЩИЙ ВЫВОД: становление конфліктологічної мысли проходило в русле общечеловеческих поисков установления мира и согласия между сообществами, естественным состоянием отношений между которыми была, по большей части, борьба, войны, внутренние дрязги. До конца XIX века конфліктологічні идеи были вплетены в проблематику общественно-политических наук: философии, политология социологии. Из XX века определились психологическое, социально-политическое направление в собственное конфликтологии, стала складываться общая теория конфликта, функциональная позитивная теория, концепция конфліктогенності мира в результате конфликта цивилизаций Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |