|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДХАРМАШАСТРА МАНУ (ЗАКОНЫ МАНУ) И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ
Цель занятия – изучение наиболее известных памятников литературы дхармашастр – законов Ману и Артхашастры. Изучение темы включает рассмотрение следующих вопросов: 1.Общая характеристика законов Ману и Артхашастры. 2.Группы населения в древней Индии. 3.Собственность и обязательственное право по законам Ману. 4.Брак и семья в древней Индии. 5.Преступления и наказания.
При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются традиционным литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед – священных книг индуизма. Поэтому необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, Веданты, сутр, смрити и т.п., а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм в памятниках, язык и стиль. При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной системе в Индии не существовало. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до настоящего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства и т.п. Последний штрих в ответе – анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древней Индии. При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты и особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, отраженные в Законах Ману и Артхашастре. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о способах защиты прав на земельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Артхашастру. Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, оснований заключения, гарантии выполнения и т.д. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения преломлялись в конкретных видах обязательства: пп. 140-142 гл. VIII, пп. 117 гл. Х законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать развитость товарно-денежных отношений в древней Индии. Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы, права и обязанности супругов, статус детей. Особое внимание следует уделить варновому принципу заключения брака. При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь выделяет группы норм, регулирующих преступления и наказания в древней Индии, выявляя при этом варновый принцип наложения наказаний.
Источники:
Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2009. Т.1. Артхашастра Каутильи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2009. Т.1. Артхашастра. М., 1993. Дхармашастра Нарады. М., 1998. Законы Ману. М., 1992. Законы Ману. Манавадхармашастра. М., 2002.
Литература:
Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов. СПб., 1994. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Т. Индия в древности. М., 1985. Васильев Л.С. История Востока М., 1993 г. Т. 1,2. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастры»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М,. 1982. Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран древнего мира. Екатеринбург, 1996. Самозванцев А.М. Правовые тексты Дхармашастр. М., 1991. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |