АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Промышленность и экономическая политика в XIII в. Проблемы генезиса российского капитализма. «Революция цен» и ее последствия

Читайте также:
  1. I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  2. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  3. V1: Глобальные проблемы окружающей среды
  4. Антропогенные воздействия на гидросферу и их экологические последствия. Методы защиты гидросферы.
  5. Б) бюджетно-налоговая политика
  6. БЕЗДЕТНАЯ СЕМЬЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ВЫБОР СУПРУГОВ
  7. Будучи человеком у меня были иные проблемы, я была зависима от иного – от денег. Бедность – болезнь всех времён.
  8. В) политика занятости
  9. В. внешняя политика, Ливонская война.
  10. Виды ВК. Проблемы разграничения
  11. Внешнеторговая политика протекционизма.
  12. Внешнеэкономическая политика РФ

Главным вкладом великого реформатора Петра I было создание в Российской империи промышленного производства, что обеспечило огромный прогресс в развитии производительных сил государства.

За двадцать пять лет с начала XVIII столетия выплавка чугуна в России возросла со 150 до 800 тыс. пуд. в год. С Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге сошли в плавание пятьдесят девять крупных и двести более мелких судов. Широко развилось горнодобывающее и металлургическое производство, появилось цементное, бумажное, сахарное производство, даже шпалерная фабрика, выпускавшая обои. Вместо ежегодно ввозимых из Швеции 35 тыс. пуд. железа Россия только через Балтийские порты, в том числе Ригу, стала вывозить по 55 тыс. пуд. железа. В 1712 г. прекратился ввоз в страну оружия из Европы. К 1714 г. отлили несколько тысяч железных и медных пушек. Знаменательным итогом деятельности Петра I явилось превышение впервые вдвое в 1726 г. экспорта русских товаров над импортом.

Плохие дороги на Руси много лет сдерживали развитие промышленности и торговли.

Начал формироваться в первой четверти XVIII в. рыночный (капиталистический) уклад в промышленности, который развился к концу XVIII в. Число мануфактур с двухсот к 1725 г. к концу века выросло более чем до 2,5 тысяч.

Особенно успешно развивалось металлургическое производство на Урале и в Западной Сибири. Здесь выплавлялось 85% металла России. К концу XVIII столетия Россия выплавляла 10 млн пудов железа, занимая одно из первых мест в мире, экспортировала железо и в Англию. На Южном Урале значительно выросла выплавка меди. На Урале создаются и первые золотопромышленные предприятия. Более тысячи насчитывалось и текстильных предприятий: суконное и парусно-полотняное производство. На крупных предприятиях трудилось уже около 40% наемных работников. В текстильной промышленности сохранялась роль надомничества, свидетельство смешанной формы мануфактурного производства. Многие остальные мануфактуры в XVIII в. развивались как централизованные.

 

К концу XVIII в. по-прежнему, как и в XVII в., развивается деревообработка, мыловарение, кирпичное и гончарное производство. Мыловаренные, свечные, гончарные предприятия отличались гораздо меньшими размерами и объемом выпускаемой продукции. Во многих районах они не перестали быть крестьянскими промыслами, т. е. мелкотоварным производством. К примеру, в селе Павлове Нижегородской губернии к концу XVIII столетия кроме четырех сравнительно небольших железоделательных мануфактур существовало 323 слесарных ремесленных мастерских по выделке ножей, замков, ружей на сумму до 250 тыс. руб. в год. Предположительно, в этот период в целом в России трудилось 420 тыс. наемных работников, их с полным основанием можно отнести к работникам предприятий развивающегося рыночного (капиталистического) уклада в промышленности. Кроме уральских предпринимателей Демидовых, успешно действовали представители семей Строгановых, Баташевых, Масловых, Осокиных, Гончаровых. Втрое выросла к 1750 г. сеть медеплавильных мануфактур, из них выделялись предприятия Твердышевых, Мясниковых.

Возрастал спрос, причем и на мировом рынке, на продукцию парусно-полотняной промышленности. Отечественные парусные изделия были конкурентоспособны в Европе вплоть до XIX в. (т. е. до массового строительства в Англии пароходов вместо парусников), а полотняное производство — вплоть до конца XX в. Предприятия этой отрасли возникли не только в Ярославле и Вологде, где они были и раньше, но и в Калуге, Боровске, Серпухове. К купцам-предпринимателям здесь относились мануфактуристы Затрапезный, Тамес, Щелочкин и др. В 1750 г. насчитывалось уже 38 парусно-полотняных мануфактур, в большинстве частнособственнических. В это же время успешно работали 15 бумагоделательных, 10 стекольных, 9 химических мануфактур.

К середине XVIII в. все больше появляется дворянских помещичьих предприятий. На юге Тамбовской губернии, в Курской, Воронежской и на Украине они возникли в виде крупных винокуренных мануфактур с поставками вина казне. При этом использовался труд крепостных крестьян. Это свидетельствует о своеобразном процессе капитализации дворянских имений еще в условиях XVIII в. — времени расцвета феодально-крепостнической системы в России.

Прежней, средневековой, оставалась энергетическая база — в промышленности использовалась энергия воды и ветра. Паровая "огненная" машина Ивана Ползунова, изобретенная раньше, чем Дж. Уаттом, не нашла применения в производстве, осталась в чертежах. Россия уступила Англии первенство в осуществлении промышленной революции.

Из-за укрепления крепостнических отношений резко сократился приток сельского населения в города. Горожане в середине XVIII в. составляли не более 4% всего населения. Это обусловило особенности экономического развития России. На грани XVII—XVIII столетий промышленные центры нередко развивались в сельской местности. К торгово-промышлениым поселениям относились владимирские села — Палех, Мстера, нижегородские — Павлово, Богородское и т. д., а также ярославские, костромские, тверские села и деревни.

Быстрее завоевывали экономические позиции в стране и за рубежом централизованные мануфактуры в горнозаводских центрах Урала: металлургические, медеплавильные, железоделательные. Централизованные мануфактуры капиталистического типа к концу XVIII в. все чаще возникали и в районе Нижнего Новгорода и Казани в кожевенном и химическом производствах.

Этим финансовым чудом Россия была обязана исключительно революции цен, ибо в иной ситуации в стране повторился бы денежный кризис 1653— 1663 гг. Напомним, что в течение 1653—1663 гг. правительство выпустило всего около 20 млн. руб. медных денег с принудительным паритетом их с серебряными деньгами. За 10 лет медные деньги обесценились в 15 раз, серебро ушло из обращения, цены на все товары возросли в 10-—15 раз (в медных деньгах) ^. Произошел финансовый кризисе-, а не революция цен. Причина состояла в том, что экономика не была еще подготовлена к революции цен. Лишь в XVIII в. развитие товарно-денежных отношений в России, получившее мощный толчок от петровских реформ, создало условия для революции цен, темп которой в течение столетия усиливался вплоть до начала XIX в. благодаря прогрессирующему развитию менового хозяйства. Можно сказать, что эмиссия денег, приток драгоценных металлов, разрыв между ценами в России и за границей послужили причиной революции цен; развитие же товарно-денежных отношений в экономике явилось тем необходимым условием, без которого указанные причины не могли произвести адекватного следствия — российской революции цен.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕВОЛЮЦИИ ЦЕН

Громадный рост цен на сельскохозяйственные продукты при большом спросе на них как внутри страны (со стороны населения нечерноземных губерний, новой столицы и армии), так и за границей стимулировал товарное сельскохозяйственное производство на крепостной основе, а развитие фольварочно-бар-щинной системы хозяйства в конечном итоге привело к усилению крепостного права **. По аналогии с другими странами Восточной и Центральной Европы, где наблюдались подобные явления, правда, раньше — в XVI—XVII вв., можно сказать, что в России XVIII в. под воздействием революции цен также прошло усиление крепостничества, которое приняло суровые, близкие к рабству формы. В 2,5 раза увеличилась барщина, в 1,35 раза — реальный оброк; помещичий крестьянин превратился фактически в собственность помещиков, по желанию которых его могли ссылать на каторгу, отдавать в солдаты, переселять на жительство в другую местность, продавать, отрывая от семьи. Характерно, что рост крестьянских повинностей в пользу помещика особенно интенсивно происходил во второй половине XVIII в., когда экономическая конъюнктура была особенно благоприятной для сельскохозяйственного предпринимательства. Все это указывает на тесную связь усиления крепостничества с революцией цен.

Однако нельзя не видеть и другой стороны в развитии крепостнического хозяйства: дворянского предпринимательства как в сфере сельскохозяйственного, так и промышленного производства. В стремлении воспользоваться благоприятной конъюнктурой и увеличить свои доходы помещики расширяли свое хозяйство, усиливали колонизационное движение, стимулировали развитие товарного производства и товарно-денежных отношений. Можно предположить, что подобно тому, как рабству в США XVIII в. принадлежала важная роль в генезисе капитализма в американской экономике ^, так и крепостнической системе в России принадлежала крупная роль в генезисе капитализма в российской экономике. «Крепостное помещичье хозяйство,— правильно отмечал П. Б. Струве,— было денежно-хозяйственным клином, глубоко вбитым в натурально-хозяйственное тело страны. Производство хлеба на продажу вовсе не.было чем-то противоречащим существу крепостного хозяйства, а, наоборот, составляло его движущий мотив и определяющую цель» ^

Весьма существенными оказались социальные и политические последствия российской революции цен XVIII в. Выгодная экономическая конъюнктура, возможность заработать на ниве сельскохозяйственного предпринимательства за счет эксплуатации своих крепостных больше, чем на службе, стимулировало желание дворян-помещиков превратиться из служилого в земельное сословие. Они стали добиваться освобождения от службы и после достижения этого в 1762 г. особенно интенсивно оседают на землю и становятся сельскими хозяевами. Однако помещики, как указывалось выше, активно занимаются не только сельским хозяйством, но и торговлей и промышленностью ". В значительной мере поэтому произошло отмеченное выше явление: промышленность и торговля в сельской местности со второй четверти XVIII в. развиваются быстрее, чем в городе, что отрицательно сказывается на состоянии города и городской буржуазии'

XVIII в., особенно его вторая половина, отмечены усилением социальных и политических позиций дворянства в государстве — это поистине был золотой век дворянства. Этому способствовали хозяйственные успехи этого класса, те миллионы рублей, которые оно заработало на революции цен. Закон о вольности дворянской 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. могли бы остаться пустыми декларациями, если бы провозглашенное господствующим сословие не имело твердой материальной базы, которую создали его возросшие доходы, ибо бедность и политическое господство — вещи несовместные. Но как это всегда бывает в сословном, недемократическом обществе, повышение роли одного сословия происходит в ущерб всем другим сословиям. «После Петра,— пишет В. О. Ключевский,— дворянство во всем своем составе освобождается, от обязательной службы и с новыми правами становится господствующим сословием, держащим в своих руках и управление, и народное хозяйство». Напротив, «самоуправление городское, поставленное под надзор губернатора-дворянина, развивалось медленно и действовало вяло» ^.

Буржуазии весьма трудно было конкурировать с дворянством в сфере промышленности и торговли, а более выгодное сельскохозяйственное предпринимательство было ей заказано из-за запрета иметь крепостных. Поэтомуона не получала компенсацию за свое приниженное социальное положение в экономической деятельности. Что оставалось делать самым предприимчивым? При малейшей возможности одворяниться. Именно нобилитацию верхушки русской буржуазии мы и наблюдаем в XVIII в. ^ М. М. Щербатов доказывал, может быть, несколько сгущая краски, что миллионы рублей были изъяты из торгового и промышленного оборота в результате «выхождения великого числа купцов в дворяне и офицеры». Буржуазия лишалась своих лучших представителей, что усугубляло экономическое и социальное положение самой буржуазии, городского общества. Так, с усилением позиций дворянства происходило со-

ответствующее принижение российской буржуазии, относительное ослабление экономического и социального значения города, что имело далеко идущие политические последствия — усиление абсолютизма, установление дворяно-властия, с одной стороны, и лояльность, переходящую в пресмыкательство буржуазии, ее неспособность создать альтернативную силу дворянству и самодержавию — с другой. Полагаем, что революции цен XVIII в. принадлежала в этом трагическом для русской политической истории процессе не последняя роль.

Отметим и культурный аспект революции цен XVIII в. Громадные суммы денег, заработанные дворянством на революции цен, оно тратило на заграничные путешествия, образование, покупку западноевропейских товаров, что способствовало европеизации его быта и ментальности. Между тем масса российского народа, прежде всего крестьянство — свыше 90% населения страны, оставалась приверженцем традиционной культуры. В результате социальная и экономическая дифференциация между высшим и низшими классами, существовавшая до XVIII в., усугубилась культурным размежеванием—более серьезным и труднопреодолимым, чем социально-экономический разрыв^.

Подведем итоги. В XVIII в. в России с опозданием на полтора столетия произошла революция цен, в ходе которой общий индекс цен, выраженных в серебре, увеличился в 5 раз. Европейская революция цен XVI—XVII вв. охватила практически всю Западную, Центральную и Юго-Восточную Европу, включая Прибалтику, Польшу, Венгрию, Молдавию, балканские страны и остановилась на западных рубежах Русского государства. Россия осталась вне революции цен в XVI—XVII вв. не столько в силу относительной слабости ее внешнеторговых отношений, сколько в силу низкого уровня развития товарно-денежных отношений в самой стране в тот период. Те драгоценные металлы, которые поступали в Россию зд счет активности ее торгового баланса в 1500— 1650 гг. ^, большей частью превращались в сокровище и не оказывали повышающее воздействие на цены. Революция цен стала возможной благодаря энергичному развитию товарно-денежных отношений как в предшествующий ей период, так и в XVIII в. Сколь ни был бы велик приток денег (металлических и бумажных) в экономику России, революция цен не стала бы реальностью в XVIII в., если бы товарно-денежные отношения в стране к тому времени не достигли достаточно высокой степени развития.

Революция цен в России XVIII в. имела многосторонние и противоречивые последствия. С одной стороны, она способствовала усилению крепостнической системы, развитию аграрного сектора экономики в ущерб промышленному, тормозила прогресс городов как торгово-промышленных центров, укрепила значение дворянства и тем самым содействовала консервации дворянско-монархической социополитической структуры общества. Не имея достаточных стимулов и условий для экономического процветания и даже для своего численного роста, русская буржуазия по необходимости консолидировалась в экономически и политически слабый класс, не способный к решительной борьбе за свои гражданские и политические права, склонный к конформизму и прямому пресмыкательству перед правящим классом и продворянским правительством. С другой стороны, революция цен стимулировала развитие товарно-денежных отношений, благоприятствовала прогрессу внешней торговли и росту экономических и культурных контактов с западноевропейскими странами. Сходные последствия революции цен наблюдались и в других странах Юго-Восточной, Восточной и Центральной Европы в XVI—XVII вв. ""


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)