|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в(предпосылки петровских реформ) Сельское хозяйство. Общественная структура деревни XVII век является одним из наиболее сложных периодов русской истории, когда, по словам современников, боролись «старина» и «новизна», из-за чего это столетие и называли «бунташным». События начала XVII в. привели к громадному разорению и опустошению значительной части страны, в том числе тех земель, которые только начали возрождаться после не менее страшного разорения во время Ливонской войны и опричнины. Процесс восстановления экономики в центре страны был медленным. Быстрее шло дело на юге, где земли были плодороднее и давали большие урожаи. Заметно стало расширяться земледелие в Сибири. Можно говорить об известном подъеме земледелия в XVII в., хотя этот подъем осуществлялся не за счет применения более совершенных методов обработки земли, а за счет простого расширения площадей обрабатываемых земель. Основными орудиями обработки земли по-прежнему оставались соха и борона, плуг внедрялся медленно, чаще всего в хозяйствах крупных феодалов. Убирали урожай серпом. Преобладало трехполье, на севере сохранялся подсечной способ. Большее значение, чем прежде, стало приобретать промысловое хозяйство. С его развитием усиливался обмен между областями страны с различными природно-климатическими условиями. Из Поморья везли соль, рыбу, из Сибири — меха; соль добывали в Новгороде и Старой Руссе, Перми, Астрахани и на Соловках. Сохранялось бортничество, во многих местах делали деготь, селитру. Немалые деньги получали от торговли продуктами своего хозяйства крупные землевладельцы, не только светские, но и монастыри, патриарх и сам царь. Тем не менее натурально-хозяйственная основа экономики оставалась неразрушенной. Деньги, полученные от торговли, по-прежнему шли на покупку земель или употреблялись в качестве ростовщического капитала. Товарное производство лишь дополняло натуральное хозяйство. XVII век ознаменовался значительным укреплением сословия феодалов, что проявлялось в росте земельной собственности. Землевладение дворян заметно выросло в результате массовой раздачи им земель правителями периода Смуты и, особенно, правительствами первых Романовых. Однако многие дворяне были мелкопоместными или совсем безземельными. Немало обедневших дворян попало в кабалу к боярам. Поэтому дворянство с огромной энергией добивалось земель и уравнения в правах с боярством. Уже в начале XVII в. правительство, нуждаясь в денежных средствах, продавало дворянам поместья в вотчины. Часть земель они получили на правах вотчин в награду за участие в борьбе с интервентами или за доносы о землях, захваченных кем-либо без разрешения правительства. Несколько глав Соборного Уложения 1649 г. были посвящены упорядочению запутанных в годы «московского разорения» земельных отношений. В этом своде законов устанавливалось, что вотчинами имеют право владеть только служилые люди (дворяне) и гости (верхушка купечества). Шел процесс стирания различий между вотчинным и поместным землевладением. Россия XVII столетия — чисто феодальная страна, с высоким удельным весом феодального землевладения. В соответствии со структурой земельных отношений сложилась и социальная организация общества. По Соборному Уложению 1649 г., которое юридически закрепило сословную организацию, общество делилось на служилых людей, тяглых людей и холопов. К служилым (т. е. находящимся на государевой службе) людям относились: - думные чины: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки; - чины московские: бояре и дворяне, занимавшие административные и военные должности в столице и ее округе (стольники, стряпчие и др.); - чины городовые: провинциальные дворяне и «дети боярские» — основная масса служилых людей, из них формировалась дворянская конница. - стрельцы, казенные мастера, пушкари, городовые казаки. Они не платили налоги, получали жалование, недостаток которого заставлял их заниматься ремеслом и торговлей. Тяглые люди выполняли натуральные и денежные повинности в пользу государства. Это были горожане и крестьяне, как зависимые, так и лично свободные. Холопы, число которых в XVII в. оставалось еще довольно значительным, все более сближались по своему положению с зависимыми крестьянами. Они не платили налогов, являлись личной собственностью своих хозяев. Основную часть населения страны составляло крестьянство, которое можно разделить на четыре основные группы: частновладельческие, дворцовые, монастырские и черносошные крестьяне. Экономическое положение частновладельческих крестьян в целом ухудшалось. Соборное Уложение 1649 г. окончательно оформило крепостное право путем отмены «урочных лет», т.е. розыск крестьян стал бессрочным, а за их укрывательство устанавливался штраф. Вводились наследственность крепостного состояния и право помещика распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Феодалам предоставлялось право суда и полицейского надзора над крестьянами. Заключение браков, семейные разделы, передача по наследству могли происходить только по воле феодала. Крестьяне являлись одним из самых приниженных и угнетенных сословий, и все же по Уложению они обладали некоторыми сословными правами. Беглых крестьян категорически предписывалось возвращать с их имуществом, т.е. признавались их имущественные права. Крестьяне, вступившие в бегах в брак, возвращались владельцу только семьей, что было признанием их личных прав. Но в целом Уложение превратило крестьян в бесправных людей, полностью зависимых от произвола своих феодалов. Значительная часть черносошных крестьян жила на севере, где они образовывали общины, имели свое самоуправление. В центральных районах страны вся земля принадлежала феодалам. Примечательно, что именно среди черносошных крестьян стали появляться и зажиточные люди, которых тогда называли «капиталистыми». Эти крестьяне покупали участки земли или приобретали их по закладным кабалам, давая денежные ссуды под залог земли и тем самым закабаляли других крестьян, вели ростовщические и торговые операции. Из среды зажиточного крестьянства вышли многие крупные купцы XVII в. Ремесло и мануфактура. Посадское строение Значительно вырос удельный вес ремесленного производства в экономике страны. Центрами ремесленного производства становятся не только города, но и некоторые села, население которых почти полностью порвало с земледелием и перешло к занятию ремеслом. Такие села появились еще в XVI в., но теперь их количество значительно увеличилось: например, жители поволжских сел Павлово, Лысково, Мурашкино занимались обработкой металлов. В селе Иваново в промысловом хозяйстве и торговле было занято 7/8 населения. Для XVII в. были характерны перерастание ремесла (т.е. изготовление изделий по заказу потребителя) в товарное производство, а также возникновение мануфактур. Одной из первых российских мануфактур стал медеплавильный завод на Урале, созданный в 1631 г. Мануфактура — это относительно крупное производство, в котором при господстве ручного труда существует разделение его между различными категориями работников. Рабочая сила на мануфактурах в основном была крепостная. Всего в XVII в. насчитывалось до 30 мануфактур, поэтому сколько-нибудь серьезного влияния на общий строй промышленного производства они не оказали. По Соборному Уложению 1649 г. предусматривалось так называемое посадское строение, определявшее организацию посада. Согласно своду законов, посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду. Все его жители несли тягло, т.е. платили подати и исполняли повинности в пользу государства. Из посада нельзя было уйти, но и войти можно было, лишь вступив в тяглую общину. Это ограждало посадских людей от конкуренции тех, кто занимался промыслами и торговлей, не неся тягло. Одновременно свободные от тягла «белые слободы» («обеленные», т.е. освобожденные от податей и повинностей государству), принадлежавшие светским феодалам и церкви, прикреплялись к государственным посадам. Торговля. Купечество В XVII в. на основе специализации районов и дальнейшего общественного разделения труда шло развитие торговых связей и начался процесс формирования всероссийского рынка. В Москве в середине века лавок (правда, мелких) было больше, чем в Амстердаме. Появились специализированные рынки, имевшие всероссийское значение: хлебные рынки были в Вологде и Устюге Великом; сбыт льна и пеньки осуществлялся в Смоленске, Новгороде и Пскове; рынки животного сырья — в Казани и Ярославле. Возникли всероссийские ярмарки, среди них крупнейшими были Макарьевская (около Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Среднем Урале), Свенская (в Центральном районе) и др. Внешняя торговля велась через Архангельск (75% внешнеторгового оборота) и Астрахань. Структура экспорта оставалась традиционной: меха, кожи, сало, лен, пенька, зерно. Ввозились в Россию промышленные изделия, сукно, предметы роскоши, чай. В XVII столетии русское купечество формировалось в значительную экономическую и политическую силу. Однако его развитие тормозилось отсутствием выходов к морям и засилием в стране иностранного торгового капитала. Русское правительство, нуждаясь в деньгах, продавало иностранным компаниям право монопольной торговли на внутренних рынках страны, что не отвечало интересам отечественного купечества. Русские купцы требовали от правительства оградить их от конкуренции со стороны иностранцев и на Земском Соборе 1648–1649 гг. добились своей цели: английским купцам запретили беспошлинную торговлю во внутренних областях России. В 1667 г. появился Новоторговый устав, его создателем был А. Л. Ордин-Нащокин. Устав запрещал иностранным купцам вести розничную торговлю в пределах русского государства, либо они должны платить двойную пошлину. Кроме того в 1649 г. правительство запретило феодалам вводить новые таможенные пошлины при провозе товаров через их вотчины, хотя таможенные деньги взимались еще 100 лет. Итак, русское правительство с середины XVII в., защищая интересы собственной экономики, проводит политику протекционизма. Среди русского купечества выделялись «гости» — самые богатые купцы: в 1649 г. их было 13, а к концу века — 30 человек. «Гости» имели особые привилегии: право ездить за границу, иметь вотчины, судиться в Казенном приказе, а не у местных правителей. Существовали и другие объединения купцов: «Гостиная сотня» (158 человек), «Суконная сотня» (46 человек). В XVII в. верхушка купечества по-прежнему была близка по положению к феодалам. Земли и промысловые угодья купцы рассматривали как основу своего благополучия. Развитие купечества — одно из наиболее важных явлений социально-экономического процесса в XVII столетии. Эволюция государственного строя России в XVII в. После событий Смутного времени государственное устройство России надо было налаживать заново. В январе 1613 г. на Земском соборе царем был избран 16-летний Михаил Федорович Романов. Несильный как личность и слабый здоровьем, царь не мог управлять государством. Первые годы правления Михаил находился под сильным влиянием матери, «великой старицы» Марфы, и ее родственников. Слабость царской власти привела к усилению авторитета и влияния церкви и Боярской думы, которая делила с царем законодательную и исполнительную власть. Большое значение приобрели и Земские соборы, где большинство составляли дворянские и посадские выборные представители. В начале царствования Михаила Федоровича соборы действовали непрерывно, «покрывая» своим авторитетом все указы молодого царя. С укреплением позиций дворянства, поддерживавшего монарха, наметилась тенденция к усилению самодержавия и росту бюрократического аппарата приказов. Наиболее ярко это проявилось в годы правления патриарха Филарета (отца царя, в миру Федора Никитича Романова). Филарет вернулся из польского плена в 1619 г. Став в том же году патриархом, он, по сути дела, соединил в своих руках верховную светскую и церковную власти, ибо царь Михаил Федорович подчинялся своему отцу. После 1622 г. Филарет перестал регулярно созывать Земские соборы. Боярская дума постепенно теряла свое значение. Филарет изъял из ее ведения наиболее важные для феодалов дела: о земельных спорах и крестьянах. При нем Дума обычно отстранялась от тайных дипломатических переговоров. Управление государственным аппаратом осуществляла Ближняя дума, состоящая из четырех бояр. В годы правления Филарета укрепилось положение церкви в системе феодального государства. После его смерти (1633) практика созыва Земских соборов временно возродилась и увеличилась роль Боярской думы. Однако и в 1630–1640-е годы правительство созывало соборы по своему усмотрению и не всегда в полном составе для решения военно-дипломатических и финансовых вопросов. С ограничением компетенции Боярской думы возрастало значение приказов. Примерно 40 постоянных приказов (хотя иногда их число достигало 80) подразделялись на государственные (территориальные и отраслевые), дворцовые и патриаршие. К службе в приказах допускались только дворяне и дети приказных людей. Формирование бюрократии (ее количество во второй половине XVII в. составляло более 4,5 тыс. человек) являлось признаком укрепления абсолютизма. Изменялись и местные органы управления. Власть царских воевод распространилась на всю территорию государства, только в Поморье сохранялось земское управление. Вторая половина XVII столетия — это время становления в России абсолютизма, получившего в следующем столетии еще более яркое и законченное развитие. Самым красноречивым показателем формирования абсолютизма было прекращение деятельности Земских соборов, которые после 1653 г. в полном составе не собирались. В значительной степени укрепление самодержавия произошло в царствование Алексея Михайловича Романова (1645–1676). Историк Е. В. Анисимов пишет: «Молодой государь отличался умом, образованностью, был с юных лет деятельным, живым, подвижным. Веселый, остроумный, он страстно любил охоту, завел при дворе театр. Алексей Михайлович прославился редкостной богобоязненностью, благочестием и глубокой верой в Бога. Он оставался верен друзьям, почитал старших, слыл добрым, совестливым человеком…. И хотя Алексей Михайлович не ломал “старины”, как это сделал впоследствии его сын Петр, Россия развивалась, постепенно осваивая достижения и опыт передовых стран Европы. В частности, благодаря Алексею Михайловичу в России основали кораблестроение по голландскому образцу. Кстати, со спуском на воду первого русского корабля “Орел” связано и появление трехцветного бело-сине-красного государственного флага России». Одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича стало принятие в 1649 г. Соборного Уложения — нового свода законов, который долгое время играл роль Всероссийского правового кодекса. Уложение, кроме норм уголовного права, включает нормы права государственного и гражданского. Удивительна быстрота его принятия. Комиссия по составлению Уложения во главе с князем Н. И. Одоевским начала работу в июле 1648 г., а в январе 1649 г. Земский собор принял свод законов. Торопиться с его принятием заставляла, во-первых, тревожная обстановка в стране. Кроме того, за 100 лет после Судебника 1550 г. появилось огромное количество частных указов, они собирались в приказах, записывались в «Указных книгах», иногда противоречили друг другу, что порождало массу злоупотреблений. И, наконец, слишком многое изменилось в русском обществе после Смуты, надо было привести законодательство в соответствие с новыми условиями жизни. Законодательное отражение нашла в Соборном Уложении самодержавная, неограниченная власть царя. Абсолютистская тенденция проявлялась в укреплении авторитета власти и престижа личности царя. Глава 2 Уложения содержала 22 статьи о преступлениях против царя и его власти, называя их изменой. В главе 3 (9 статей) «О государевом дворе» предусматривались, к примеру, строгие наказания даже за ношение оружия на царском дворе. Самыми страшными преступлениями в XVII в. считались «богохульство» и церковные мятежи. Они рассматривались в Уложении раньше, чем покушение на «государьскую честь» и «государьское здоровье». Смертью наказывалась «хула» против бога и богородицы, тюрьмой — бесчинное поведение в церкви. Узаконения по церковным вопросам были призваны защитить честь и достоинство церкви. Однако появились статьи, которые вызвали недовольство церковных иерархов. Так, Уложением учреждался особый Монастырский приказ, на который возлагался суд в отношении духовенства и зависимых от него людей, т.е. духовенство лишалось судебных привилегий, духовным лицам и учреждениям запрещалось приобретать вотчины, а светским людям — отдавать вотчины в монастыри. По мнению создателей Уложения, это способствовало дальнейшей централизации и укреплению самодержавной власти. После упорного сопротивления духовенства этим нововведениям в 1667 г. был отменен светский суд над духовенством, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ. Соборное Уложение 1649 г. утвердило в России основные законы, сочетавшие самодержавную власть царей с фактическим господством дворянства. Это объясняет необыкновенную живучесть Уложения, которое оставалось основным законом Российской империи вплоть до первой половины XIX в. При царе Федоре Алексеевиче (1676–1682) Россия пережила новый всплеск реформаторской активности, предвосхитившей многие петровские преобразования. Федор Алексеевич знал польский и латинский языки, стал одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, увлекался музыкой. К преобразованиям царя Федора Алексеевича следует отнести составление новых переписных книг в 1678 г. для более точного учета податного населения и переход к подворному (вместо поземельного, установленного Иваном Грозным) обложению. Тогда же был проведен ряд преобразований в армии, что на деле означало переход к регулярной армии. В 1679 г. упразднили ключевую должность дворянского самоуправления в уездах — губного старосты, а его функции передали воеводам. Сильнейший удар боярству был нанесен отменой местничества в 1682 г. Эта мера осуществлялась в интересах среднего дворянства, недовольного тем, что представители знатных родов начинали службу, обходя низшие должности. Теперь при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип выслуги, личных заслуг вместо отживающего признака «породы». Тем самым создавались благоприятные условия для слияния дворянства и боярства в единое сословие.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |