АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XVII в. — «Бунташный век»

Читайте также:
  1. Аквинский
  2. Анализ показателей по труду и заработной плате
  3. Больше чем достаточно
  4. Введение
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 33 страница
  7. Вышла энциклопедия Бондарского района Тамбовской области
  8. Глава 14. Людвиг Ван Бетховен
  9. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
  10. Главный вопрос: Почему сегодня не происходит то, что Иисус сказал, будет происходить?
  11. Гуманистические подходы отечественного экономического поведения в корпоративном сообществе

Причины социальных волнений

XVII столетие вошло в историю России как «бунташный век». Справедливость этого определения подтверждала цепь бурных и трагичных событий Смутного времени, выразившихся в остром противостоянии практически всех социальных групп общества. Об этом свидетельствовали и городские восстания, и массовое движение под предводительством донского казака С. Т. Разина, и серия стрелецких бунтов в конце века. Большинство этих событий, как ни парадоксально, произошло в годы правления Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим (1645–1676). Закрепостительная политика властей, произвол центральной и местной администраций, неудачные финансовые мероприятия, тяготы военных лет — все это способствовало росту социальной напряженности, выражавшейся подчас в острых открытых выступлениях. Самый грозный вал народного недовольства прокатился по десяткам городов и уездов в середине XVII в.

.Соляной бунт 1648 г.

Стремясь увеличить доходы казны, в 1646 г. правительство ввело особый (косвенный) налог на соль. Но идеологи реформы не учли того обстоятельства, что неразвитость рыночных отношений и денежного обращения в России препятствовали эффективности системы косвенного обложения. Единственным результатом реформы стал упадок соляной торговли. Потребление соли сократилось. Крайняя непопулярность этой меры вызвала ее отмену в декабре 1647 г. Однако, чтобы компенсировать потери казны, правительство тут же попыталось собрать тройной оклад прямых налогов.

Все накопившееся недовольство выплеснулось в знаменитом московском мятеже, начавшемся в июне 1648 г. и получившем название «Соляной бунт». 1 июня москвичи хотели подать челобитную царю, но стрельцы разогнали толпу. На следующий день горожане стали действовать более решительно: ворвались в Кремль и вновь попытались вручить челобитную, но бояре бросили ее в толпу, разорвав в клочья. В городе начались погромы домов ненавистных бояр и дворян. Главный инициатор налога на соль, дьяк Назарий Чистой, был растерзан. Сам Алексей Михайлович со слезами на глазах умолял бунтовщиков одуматься, но утихомирить восставших не удалось. Тех, кого бунтовщики считали главными виновниками бедствий, тут же казнили. Удалось спасти только Б. И. Морозова, воспитателя царя, — его тайно отправили в Кирилло-Белозерский монастырь.

Социальные потрясения 1648 г. не ограничились только московским восстанием. В 1648–1649 гг. крупные бунты посадского населения произошли в Курске, Воронеже, Соли Вычегодской, Устюге Великом, Томске и других городах.

Хлебный бунт 1550 г.

Чуть больше года прошло после окончания восстания в Москве, как крупные социальные выступления произошли в Новгороде и Пскове. События 1650 г. на северо-западе страны — «хлебный бунт» — имели свою причину и свою специфику.

Непосредственным поводом к выступлению псковичей послужила попытка русского правительства рассчитаться со шведами за перебежчиков из тех территорий, которые отошли к Швеции по Столбовскому миру 1617 г., хлебом, скупленным на псковском рынке. По правительственному указу была осуществлена крупная закупка ржи, что в условиях недостатка хлеба привело к резкому подъему цены на него. Горожане потребовали, чтобы псковский воевода Н. С. Собакин задержал вывоз хлеба. Однако этого не произошло, и мятежники разгромили дворы некоторых «лучших» посадских людей, дворянства и духовенства. Воевода был взят под стражу, а в Земской избе восставшими было организовано собственное правительство.

Вскоре восстание вспыхнуло в Новгороде, и, таким образом, два больших города отказались повиноваться царскому правительству. События в Новгороде развивались по схожему со Псковом сценарию. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская беднота отстранили от власти воеводу (тот, спасаясь от ворвавшихся к нему во двор людей, скрывался у митрополита Никона, будущего патриарха) и разгромили дворы «лучших» людей. Восставшие избрали земских старост. В Москву была послана челобитная. Однако выборная власть толком проявить себя не успела. В середине апреля Новгород был занят правительственными войсками, руководителей восстания арестовали, пятеро из них были казнены, более ста человек биты кнутом и сосланы.

Известие о подавлении новгородского мятежа лишь усилило бунташные настроения в псковской земле. Движение охватило Гдов, Изборск, Остров. Волнение затронуло даже Печорский монастырь. По всей псковской земле развернулось крестьянское движение, не затихавшее до 1651 г.

Царь был вынужден собрать летомя 1650 г. специальный Земский собор, который постановил отправить в Псков делегацию выборных людей, которая уговорила псковичей сложить оружие, обещав амнистию. Однако вскоре это обещание было нарушено. Руководители восстания были арестованы и высланы в Новгород. Воеводы и дворяне, сидевшие в заключении, вышли на свободу.

Таким образом, особенностями событий 1650 г. на северо-западе России стало то, что воеводская власть там была не просто парализована и смещена, а заменена земскими выборными структурами. Правительство, учитывая размах движения, было вынуждено для усмирения восставших опираться не только на военную силу, но и на авторитет Земского собора.

Медный бунт 1662 г.

К середине XVII в. верховная власть столкнулась с тем, что государственная казна оказалась практически пуста: давали себя знать отголоски Смутного времени, несколько лет подряд был неурожай, обостряли обстановку и последствия страшной эпидемии чумы 1654 г. До 67% всех государственных расходов шло на содержание войска и войны с Польшей и Швецией.

Выбор источников пополнения бюджета у властей был небольшой и сводился либо к увеличению налогообложения, что было чревато новым социальным взрывом, либо к манипуляции с чеканкой монет, что в перспективе вело к расстройству финансовой системы и хозяйства страны в целом. В первый год войны с Речью Посполитой (1654) дважды прибегали к чрезвычайным налогам, но эта мера не спасла положение. Срочная потребность в больших деньгах побудила правительство ввести неполноценные серебряные, а затем и медные деньги с официальным курсом, по которому медная копейка при­равнивалась к серебряной того же веса. Медных денег было выпущено на 4 млн руб. Это сразу же привело к обесцениванию денег и росту цен. За одну сереб­ряную копейку сначала давали 4, а позже 15 медных копеек. В стране существовали двойные цены на товары. Со служилыми и посадс­кими людьми государство расплачивалось медью, а налоги требовало платить серебром. Крестьяне отказывались продавать продовольствие на медные деньги.

Положение еще более ухудшилось тем, что к выпуску медной монеты подключились частные лица. Так, тесть царя боярин И. Д. Милославский начеканил до 100 тыс. рублей. Московские «медных дел мастера» также не остались в стороне, используя в качестве сырья медную домашнюю утварь. Фальшивомонетничество получило небывалый размах.

Действия правительства привели к снижению уровня жизни населе­ния, особенно его низших слоев. В 1662 г. взбунтовалась Москва. В июле в столице появились «подметные письма» с указанием имен бояр-изменников, «польских агентов», виновных во введении медных денег. Москвичи двинулись к царю требовать их выдачи. Алексею Михайловичу удалось их утихомирить. Успокоенные люди отправились обратно, но по пути им встретились новые толпы, возбужденные известием, что виновные «в измене» бояре бежали в Польшу. Соединившись, повстанцы вновь ринулись к царю, к которому за это время прибыли верные стрелецкие полки. Поэтому Алек­сей Михайлович отказался от переговоров и распорядился начать расправу. Восстание жестоко подавили - погибло около 7 тыс. чел.

Под влиянием восстания правительство вынуждено было пойти на уступки. Правда, к серебряным монетам возвратились только год спустя.

Городские восстания середины XVII в. были вызваны конкретными обстоятельствами, связанными с ошибочными действиями властей. Поэтому, несмотря на всю активность бунтовщиков, правительству не составило особого труда покончить с ними, отчасти удовлетворив требования, отчасти применив силу.

Движение С. Т. Разина

Иной характер приняло движение казаков и крестьян на Дону и Волге в конце 1660-х — начале 1670-х гг. Историки XIX в. назвали его «бунтом Стеньки Разина». Советская историография рассматривала народные движения через призму классовой борьбы, и это событие получило название «крестьянская война».

Восстание вспыхнуло на юге страны, где нашли пристанище бежавшие от закрепощения крестьяне и холопы. Прибывшие в земли Войска Донского, в верховья Дона и его притоков, беглые не подлежали возврату, там действовал неписаный казачий закон «с Дона выдачи нет». В 1666 г. московские власти потребовали выдать всех беглых.

Денежного и хлебного жалования, присылаемого правительством за службу (казаки обороняли пограничные земли от крымского хана), не хватало, и начиная с 1667 г. казаки объединялись в ватаги, часть которых грабила торговые караваны на Волге и Каспии.

Вскоре у казаков появился предводитель — Степан Разин, уроженец станицы Зимовейской, домовитый казак, пользовавшийся большим авторитетом. Если первые походы Разина «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик, а затем в пределы Персии (1667–1669) ничем не отличались от прочих грабительских экспедиций, то поход, начавшийся в 1670 г., принял противоправительственную окраску.

На Дону Разин собрал крупное войско, в которое влились казаки Василия Уса, в 1666 г. поднявшего восстание казаков под Тулой после неудачной попытки наняться на службу к царю, и других мятежных атаманов. Был объявлен поход по Волге, чтобы «за себя постоять, изменников из Русского государства вывести и черным людям дать свободу». Повстанцы прикрывались именем умершего в 1670 г. царевича Алексея Алексеевича, уверяя, что царевич находится в их войске.

Весной отряды восставших овладели Царицыным, в начале лета — Астраханью и двинулись вверх по Волге. Отряды мятежников пополнили беглые крестьяне, народы Поволжья — мордва, татары, чуваши, марийцы. После неудачной осады Симбирска в сентябре 1670 г. повстанцев разбили правительственные войска. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся собрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади.

Отряды повстанцев были рассеяны. Дольше всех – почти год - сопротивлялась Астрахань, но и она пала 27 ноября 1671 г. Всего от рук правительственных войск, посланных на подавление движения, погибло более 100 тыс. человек.

Стрелецкие бунты

Последние годы XVII в. также не были спокойными. Династический кризис, случившийся после смерти в 1682 г. царя Федора Алексеевича, способствовал обострению отношений между дворцовыми группировками Милославских и Нарышкиных. Эта ситуация оказалась благоприятной для выступления стрельцов — смена власти совпала с ростом их недовольства.

Еще в последний год правления Федора Алексеевича в стрелецком войске начались волнения. Глава стрелецкого приказа Ю. А. Долгорукий был стар и болен, поэтому выпустил нить управления из своих рук. Полковники же злоупотребляли властью и часто утаивали часть жалования стрельцов.

Милославские воспользовались недовольством стрельцов и подняли их против Нарышкиных. Во время бунта 15 мая 1682 г. стрельцы уничтожили видных сторонников Нарышкиных и через несколько дней потребовали, чтобы царствовали оба брата — Иван и Петр, а управляла ввиду их молодости царевна Софья.

Софья всячески стремилась упрочить свое положение. Сторонники правительницы стали уговаривать ее венчаться на царство. Отношения между Софьей и Петром обострялись из года в год, и к лету 1689 г. стали такими, что открытое столкновение казалось неизбежным. В августе 1689 г. сторонники Петра донесли ему, будто Софья готовит стрельцов к походу на село Преображенское. Позже выяснилось, что слух был ложным, но напуганный тревожным известием Петр отправился в Троице-Сергиев монастырь, куда вскоре прибыли верные ему потешные войска. Дело шло к вооруженному столкновению. Однако стрелецкие полки, ранее преданные Софье, не были склонны проливать за нее кровь и один за другим переходили на сторону Петра. Софья оказалось без вооруженной поддержки, ее без труда заточили в Новодевичий монастырь.

На этом стрелецкие волнения не закончились. Тяготы службы в пограничных городах, изнурительные походы, притеснения со стороны полковников стали причинами бунта 1698 г.

Четыре стрелецких полка, разосланные после взятия Азова (1696) по разным городам (Великие Луки, Торопец) и недовольные изменениями в своем положении, взбунтовались и, используя отсутствие царя (Петр находился в Великом посольстве по странам Европы), двинулись на Москву. В районе города Истры мятежники были разбиты. После проведения «розыска» 130 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом, а остальные отправлены в ссылку.

Находившийся с «Великим посольством» в Вене Петр, получив известие о восстании, немедленно отправился в Россию. Вернувшись в августе 1698 г. в Москву, царь посчитал, что дознание по делу о мятеже проведено быстро и поверхностно. В сентябре в столицу доставили уже сосланных (в общей сложности более 1700) стрельцов, и с середины месяца начались массовые расправы. Были казнены еще более двух тысяч человек. Возле стен Новодевичьего монастыря, у окон кельи царевны Софьи, считавшейся «знаменем» мятежа, были повешены 195 стрельцов. В казнях участвовал сам Петр и некоторые его сподвижники. Эти трагические события нашли свое отражение в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881). В следующем 1699 г. в Москву привезли и казнили еще около семи сотен стрельцов.

После событий 1698 г. стрелецкое войско прекратило свое существование. Оставшихся стрельцов зачислили в состав полков нового строя.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)