|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начало второго этапа – эмпирически описательного04.09.12 Два доклада концу октября, если нет, то монография. Постараемся проследить эволюцию музея как феномена культуры. После музейный предмет и музейная коллекция. Музеология как научная дисциплина. Начиная с 60-х гг. попытки критически рассмотреть музеологию принимались неоднократно. Наука ли или нет? Публикации: 1968 г. Иржи Неуступный (чех), чешская школа будет считаться ведущей в теории. С 76 г. ведущую роль стал играть международный комитет по музеологии. К началу 80-х гг. в свет вышло 600 публикаций об определении предмета музеологии. Значительная часть публикаций появилась в Центральной и Восточной Европе. Синхронный подход это структурный, статический подход – вне временного развития. Диахронный в динамике изучает процесс. Процесс постепенной эмансипации – постепенное освобождение от профильных дисциплин – формирование собственной когнитивной ориентации и методологии. Профильные дисциплины – использующие предметы в своих интересах: история, естествознание и т.д. Странский в 80-х гг. выделил3 этапа в развитии науки: донаучный, эмпирически описательный, этап теории и синтеза. 1) Формирование научного знания 2) Унификация знания 3) Стадия зрелости
Донаучная стадия: рукописный и печатный каталоги – описания коллекций, появляются в Эпоху Возрождения, распространяются. Первые описания это инвентарные описи, затем печатные каталоги, после путеводители – показать значимость музейного собрания. Доказать, что владелец или очень богат или обладает прекрасным вкусом, или изощрённый учёный. Социальное значение (альбом с фотками вконтакте). Самуэль фон Квихельберг в 1565 г. в Мюнхене опубликовал книгу «Заглавие обширного театра» на латыни. Собрание герцогов Баварии, К. был придворным библиотекарем. Организация коллекций со всего мира, предложил развёрнутую систему систематизаций. Выделил 5 классов и 53 подкласса. Надеялся, что его книга активизирует коллекционеров, но этого не произошло, он умер через два года. По его методу была организована кунсткамера в Мюнхене. К. предлагает создать «театр» памяти. Он был первым, в чьей системе предмет выступил в роле предмета познания, предмета изучения, обсуждения. Именно предмет играет ключевую роль. Раньше источник вдохновения или размышления, тренировки памяти. Каталоги начали издаваться с нач. 17 в.: коллекция Оле Ворма (датский врач в Копенган. ун-те). В 1655 г. издан его музей Ворма. Содерал методические рекомендации. В России: Адам Алеарий написал Записки о Москве, в 60 г. составил справочник о Готторпской кунсткамере. Развитие области знания. Френсис Бэкон – значение собраний для образовательной деятельности. Ян Амос Каменский, Готфрид Лейбниц – подчёркивание значение для просвещения. 1674 г. книга немецкого учёного, проф. Киев. ун-та Иоганна Давида Майора – Непредвосхищённые мысли о кунсткамерах и натуралиенкамерах (предметы полированные). Был создателем одного из первых анатомических садов, театров. Майор рассуждает, зачем человек коллекционирует? Пытается осмыслить феномен. В книге содержится первый глоссарий – около 40 слов. Есть короткий список авторов коллекций: европейских, библейских, Монтесумы. Первым заговорит об определённой теории, термин – tactica conclavium – музееведение («тактика организации кабинетов») – как правильно создавать –камеры, вунтеркамеры – комната с диковинками. Область знания развивалась интенсивно – потребность в словаре. Дефиниция появилась в 1/3 18 столетия - термин музеография – Гамбургский коллекционер Каспар Фридрих Найкель. Руководство к правильному пониманию музеорума. Найкель не был учёным. Была указана небольшая историография. Аристотель – первый научный коллекционер. Книга носит характер и описательный и рекомендательный (дискриптивный и прескриптивный). Даёт краткую сводку терминов, даёт различие между натуралиями и артефактами (создано человеком). Термин музеография оказывается более удачный, чем тактика конклавиум. В 1836 г. происходит издание Карла Линнея – библиотека ботаника – пособие по ботанической библиотеке. Найкель разделяет учёных по системе Линнея. выделяет класс curiosi – любители диковин, три подкласса: eropeaei – растения Европы, exotici – вне Европы или неизвестно, museographie – собирание, хранение природных предметов в собрания. Термин попадает в литературу. Дискриптивный подход – описание коллекций. Прескриптивный – набор правил, советов, рекомендация – организация коллекций. В середине 19 столетия появляется ещё термин: музеология, впервые появляется на немецком языке. 1839 г. Ратгебер (хранитель коллекции) использовал в 2 своих публикациях: предисловие к нумизматическому каталогу, введение к 4-хтомных анналам гравюрам и живописи. Структура голландской музеологии. Понимал порядок хранения, описание предметов коллекций. Сам Ратгебер не думал, что вводит новый термин (в переводе на голландский термин заменил на кабинет), только в начале 21 века учёные вспомнили о Ратгебере и его термине. Орнитолог, таксидермист Филипп Леопольд Мартин - основоположник музейной термопластики (натягивать чучело на жёсткий каркас). Написал ряд трудов. 2 том 1870 г. – термопластика или музеология. Именно труд Мартина способствовал распространению термина. В его некрологе он назван таксидермистом и музеологом. Методология профильных дисциплин не могла дать ответы сразу. Теория и практика музейной работы в этот работ рассматривались в качестве подчинённых профдисциплинам, музеология была прикладной наукой. Начало второго этапа – эмпирически описательного. Веха 1878 г. в Мюнхене стал издаваться журнал «О музеологии и антиквароведении». Директор музея «Зелёные своды» Иоаганн Теодор фон Грассе основал журнал. До 85 года печатался, раз в месяц выходил. Описание, атрибуция – содержание эмпирическое. Грассе впервые говорил о музеологии как о самостоятельной науке в 83 г. – статья «Музеология как научная дисциплина». Музейный мир конца 19 столетия – тенденция к профессионализации. Проблемы музеев, вполне себе практические проблемы, стоят перед всеми музеями. Новое течение – движение за музейную модернизацию – стали раздаваться голоса сделать музеи доступными для широкой публики: освещение, планировка музеев, экспозиции, реклама, путеводители и т.д. Музейный маркетинг. Если проблема общая, значит есть и общее решение – создаются учебные курсы, создание проф. Идентичности, создание ассоциаций: в Вб в 1889 г. Ассоциация, следом за ней в Америке. В 1901 г. в Вб периодическое издание – музейный журнал. Школа в Париже, призванная наладить подготовку музейных работников. В начале 20 века в программу вошла история искусства, музеография. В 1905 г. в Дрездене начал выходить ещё один журнал – Музееведение. Джордж Браун Вуд – Принципы управления музеями в 1905 г. вышла. Вуд пришёл первую развёрнутую классификацию музеев: по содержанию и по целям для создания музеев. Был активным сторонником образовательной функции музея. Общество несёт полную ответственность ха сохранение музея. Писал о художественных музеях. Ивс Бенджамин Гилман – секретарь Бостонского ун-та изящных искусств. В 1918 г. – Цели и методы идеального музея. Полемика с Вудом. Гилман предложил иную трактовку: экспонаты попадают в музей в силу своих эстетических качеств, следственно, музей это храм наших чувств через восприятие. Интерпретация, эстетика. Речь шла о двух подходах к сущности музея: собрание абстракций (научных идей, образцы взаимозаменяемы), собрание уникальных предметов, стимулирующих мышление (объекты незаменяемы). Практика музейного дела обособляется. В 1924 г. Ричардом Бахом принимается попытка разделить термины музеологию (организация) и музеографию (описание). Появление первых международных организаций. В 27 г. в Париже создаётся международное Бюро музеев, действовала под эгидой Лиги Наций через комиссию интеллектуального сотрудничества. Бюро действовало как информационный центр, после начало выпускать журнал Музейон, выходил до 46 г. в 34 г. в Мадриде конференция - проблемы музеографии, впервые проблемы собственно самой музеографии, а не профдисциплин. В 37 г. в Каире – проблемы археологических раскопок.
Музей в современном понимании мог возникнуть на определённом уровне условий. Западное влияние – зарождение рационального мировозрения, гуманизма, демократических ценностей. Доклад номер 5 и номер 12. Создание протомузейных форм – есть функции, заменяющие: культурные сады. Оружейная Палата – 1499 г., 16-17 века ОП имела и центральной мастерской и центрального хранилища. Это было не настоящее собирательство: нет помещений, атрибутики, предметы перемещаются, небрежность при хранении. Ситуация меняется при Петре, но предпосылки были в частных коллекциях и протомузейных форм. Именно при Петре закладываются традиции к коллекционированию. Приобретает предметы в Европе – первые петровские коллекции, в Москве собираются в Государевом кабинете, носят приватный характер, в 1704 г. коллекции размещаются в Моделькамере. В 1714 г. строится дворец Монплезир, там в 17 г. первая картинная галерея. В Россию прибыла первая картина Рембрандта. Приобретение первых памятников античности. Собрание копий античных классиков: Венера Таврическая. Дворянство весьма среднего происхождения также были вовлечены в коллекционирование. Собрания Меншикова, Брюса, Апраксина, Голицына. Первый публичный музей – Кунсткамера. Государев кабинет в 14 г. переведён в Летний. Начали строить специальное здание. В 1724 г. К-камера переходит к АН, что способствует пополнению её фондов. Создаются галереи в дворцах, например в Ораниенбауме. Екатерина понимала, что догнать и перегнать немецких монархов можно только приобретением крупных коллекций. Коллекция Готсковского была приобретена первой. Работы крупных мастеров. В 1764 г. – основание Императорского Эрмитажа. 2 года спустя Малый Эрмитаж (современный Эрмитаж). В 70-е гг. трехэтажный павильон – Большой Эрмитаж. Дидро, Фальконе, Дмитрий Голицын (купил Возвращение блудного сына). В 69 г. покупка коллекции графа Брюля из Дрездена. В 72 г. коллекция Пьера Крузата – лучшая коллекция Франции. В 79 г. в Англии покупается ещё коллекция, в 83 г. в Париже, после прекращается. Картины были для статусности, они долгое время были нераспакованными. Эрмитаж музеем фактически не был, это дворцовая галерея, малодоступная для посетителей. В конце века создаются научные музеи на основе коллекций научных обществ. В 1791 г. при Московском ун-те создаётся музей, в Петербурге при Горном. Первые провинциальные музеи в Иркутске в 82 г. 18 век – появляются музеи, 19 век – появляется музейное дело, сеть, 20 век – появляется наука о музеях. Первая половина 19 века – осмысление первых проектов национальных музеев. Музеи инструмент национальной самоидентификации. После Наполеоновских войн европейские коллекции открылись для посетителей, в России процесс растянулся на полвека. Практика издания книг по музейному делу в России становится обычным делом – инструмент популяризации музеев. При Э. в 1825 г. создается галерея Русской живописи, утверждаются первые правила посещения Эрмитажа: устанавливались точные часы, наличие дежурных, наличие билетов. В 1837 г. начало строиться здание для публичного музея. Выход и вход были отдельными. Баварский архитектор Лео фон Кленцо, в 51 г. закончилось строительство, в 52 году открыто здание. Была проведена селекция картин, 800 полотен признано достойными. При Николае ужесточены были правила посещения Эрмитажа: была введены ограничения по внешнему виду (мундиры для всех чинов). Оружейная Палата долго существовала в качестве древнехранилища, в 1806 г. подписаны правила ОП. Строительство нового здания. Идея создания национального музея, в 1821 г. Бурхард Вихман проект нацмузея. Граф Николай Павлович Румянцев - план, его брат Сергей осуществил план – первый случай превращения частной коллекции в публичный музей. Собрание было передано в Москву, там в Московский Публичный и Румянцевский музей в 1852 г. В 1872 г. основан Императорский Исторический музей. Забелин и Уваров – археологи. Павел Михайлович Третьяков с самого начала разработал план собрания картин. До 74 г. картины были недоступны, после сначала знакомые, посторонние стали допускаться, с 81 г. свободное посещение. В 1895 г. решение о создании музея Александра III из трёх отделов, три года спустя в Михайловском дворце состоялось открытие первого отдела – Русского музея, Этнографический отдел откроется только после революции, Мемориальный отдел так никогда и не откроется. Собрание Русского музея формировалось стихийно, в отличие от Третьяковки. Музей находился в подчинении у Академии Художеств. В России не было музейного законодательства, они были в ведении разных министерств. В конце 19 века вопрос о создании научной ассоциации, музейного съезда, в конце декабря 12 г. – первый съезд музейных работников России в Историческом музее, более сотни участников из 60 музеев страны. События Октябрьской революции сказались на музейном деле. Была заложена система управления в Наркоме просвещения – отдел охраны памятников. Возникает более 200 новых музеев, но большая часть нерентабельны: конфискат, национализированные объекты. Музей Революции, Красной Армии, практика краеведческих музеев. В феврале 19 г. первая Всероссийская конференция – музей Москвы и Петрограда, проходила в Эрмитаже. Сформулирована госпозиция по музейному делу (Анатолий Васильевич Луначарский) – музеи это инструменты народного образования в первую очередь. С конца 20-30-х гг. образование переросло в пропаганду. Историко-бытовые музеи. Была группа ведомственных музеев, музеи при вузах, были подчинены своим профильным структурам. В 1930 г. было принято «О музеях и политпросветработе» - музеи должны стать центрами политико-просветительной деятельности. Музей хранит, изучает и популяризует. Уникальные предметы нельзя представлять, т.к. они уникальны, нужно экспонировать идеи. Фанерный этап в музейном деле – модели, макеты экспонатов. В самом конце 30-х гг. был отход от этого. В 38 г. секретный приказ об организации спецфондов – уничтожение вредных и макулатурных предметов, распродажи, Эрмитаж лишился 1500 полотен. В войну уничтожен ряд памятников, рост национальных ожиданий, становление новых отношений государства с церковью. Восстановление музейной сети. С конца 50-х гг. была тенденция на укрупнение музеев, создание музеев-заповедников. В 60-е гг. появляются музеи на общественных началах. Оформляется классификация музейного дела. Время музейного бунта – рост численности музеев и профильного их разнообразия. Функция рекреационная – место развлечения, место отдыха. С 80-х гг. появляются частные музеи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |