|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Октября у меня доклад
11.09.12.
Музейное дело в Петровскую эпоху. Музеи как социокультурный институт появляются в это время. Два пути связаны с одной стороны с частным коллекционированием, с другой стороны с появлением института музеев. Фёдор Алексеевич – первые коллекции западных бояр. Князь Василий Голицын. Коллекционирование – переосмысление западной культуры. Наиболее крупные коллекции концентрируются в этот период в дворцовых резиденциях. Первая картина появляется в Петергофе. Будучи сначала лишь хранилищем коллекций очень скоро, в течение 100-150 лет эти центры сами стали восприниматься как объект культуры. «Контейнер» стал сам произведением искусства. «Мир искусства» - об истории, историзм – многочисленные маркизы, французская проза. Бенуа, Лансере, увлечение петровской эпохой. Интерес к объектам культурного наследия. Распространение музиальности – особая ценность, которую человек атрибутирует предмету, помещая его в музей, предмет не утилитарное средство, а знак культурной метареальности. Самый яркий пример это Петергоф. Это сложный конгломерат построек разных эпох, хранящий уникальные произведения искусства. Сегодня в Петергофе 24 музея. 1714 г. – начало работ по устройству садов и фонтанов. Парк Александрия возник в 19 веке. Центр Ансамбля – Большой Дворец Петергофа, он не раз видоизменялся за три века. Во внутреннем убранстве отобразили все стили. Верхние Петровские палата декорировали с 14 по 24 гг. вели работы Леблон и Бронштейн. В 1745 г. – Франческо Растрелли приступил к работе. Работал также Штакеншнайдер. Этим закончились работы по БДП. Дворец Монплизир расположен на небольшом мысе на заливе. Сам Пётр пояснял проектируемые графические элементы дворца. Здание вытянуто вдоль моря. Автором считают Андерса Шлютера, но он считают. Май 14 г. – Бронштейн, Леблон, Миккети. После революции в Большой Дворец стали свозить имущество из других дворцов. Многие вещи были поломаны, разбиты или разворованы. Осенью 18 г. из Петергофа отправили более ста ящиков в эвакуацию. Советское правительство незамедлительно приняло меры по спасению коллекций. Постановление Луначарского об охране памятников. 13 июля 18 г. – декрет СНК о конфискации имущества низложенного императора. Знаменка, Михайловка и др. В 1924 г. началась работа с коллекцией – молодые историки и искусствоведы. Велась большая работа по изучению музейных коллекций и архивных материалов. В июне 41 г. начались работы по эвакуации. Небольшому коллективу сотрудников пришлось проделать большую работу по упаковке предметов. Многое было спрятано в подвалах Большого дворца. 23 сентября захватчики стали грабить коллекции музеев. В ноябре германцы увезли Большого Самсона работы Козловского (сейчас там копия). Достаточно много предметов пропали бесследно. Фонд живописи является одним из самых беднейших фондов Петергофы – Монплизир и БДП. Большой фонд фарфора, сервизов, зеркала, часы и т.д. Сервизы: Министерский (Ропшинский). Много удалось спасти из фонда мебели. Часы работы немецких, французских, русских мастеров. Музей ансамблевый – чрезвычайно важен интерьер и экстерьер – здание, окружение. Кунсткамера – первый российский музей о живой и неживой природе. Связь Кунсткамеры с общекультурным контекстом. 16-17 вв. – появление кунсткамер, барокко: пышность, насыщенность, избыток элементов (Екатерининский дворец). К-камера очень театральная, она представляет свои экспонаты как символы. Здание вполне себе символичное – просвещенческое начало.
Прекратило свою деятельность международное бюро музеев. В первые послевоенные месяцы, в 1946 г. в Париже принято решение о создании Международного совета музеев (ИКОМ). В Париже первая конференция ЮНЕСКО. Национальные и международные комитеты. Профильные комитеты – та или иная музейная деятельность. 1948 г. – Генеральная конференция ИКОМа. Конференция призвала к обучению технических сотрудников – музеографов. В Лондоне была признана профессия реставраторов, в Мадриде признана необходимость образования новых кадров. 70-80-е гг.: музейная революция. Закрепление за музеями социальной роли. В 71 г. конференция ИКОМа в Гренобле и Париже: музей на службе человека. Было признано, что собирание, хранение, изучение находятся на службе человечества и постоянного меняющегося общества. Музеи утверждаются в статусе образовательных институтов. Появление «новой музеологии». В 76 г. в Найроби ЮНЕСКО призывает к демократизации культуры. Методы и средства музейной работы – Ромедер. Ромедер предлагает рассматривать науку о коммуникациях. Необходимо развивать университетские курсы по теоретической музеологии – она всё ещё понимается как дисциплина прикладная, она эволюционировала в область независимых знаний. Музейный навык заменяется на музейное знание. Уилкомб Уошборн – представитель старых профессионалов, антрополог он иронизировал по поводу музейной профессии. Музейная работа развивается полностью из профильных дисциплин. Призвание музеологов быть источниковой базой для исследователей. Идеи Уошборна привели к дискуссии, которая и показала элементы осмысления перехода музеологии в статус научных дисциплин. Иржи Неуступный был одним из первых, кто поставил вопрос о музеологии как об академической дисциплине. Для Неуступного музеология самостоятельная ветвь знания, музеология это объединение научных дисциплин. Музеологические дисциплины: историческая музеология, искусствоведческая. Такова позиция Неуступного в 1968 г., но позже Неуступный уступил, т.к. даже самые серьёзные из академдисциплин изменились. Неуступный признавал музеологию некоей теорией, м-логия – некая методология. Сбынник Странский представлял университет города Брно и Моравский университет. Большинство музейных работников имеют тенденцию концентрировать внимание, только на своём участке работы, они склонны отождествлять себя со своей работой, а специфически музейные обязанности оттеснены на второй план. Зачастую интересы музейщиков ограничиваются только тем типов музеев, в которым они работают. Страннский попытался свести все точки зрения в одну область: 1. Музеология это самостоятельная научная дисциплина 2. Музеология не может быть самостоятельной наукой 3. Музеология это теория, методика, сумма технических приёмов Историчность, внутренняя логика научного познания (непротиворечивость), объективная социальная необходимость – науковедческие критерия. Особый предмет познания, собственный язык, собственные методы, возможность выстроить систему – краеугольные камни научной парадигмы. Музей может быть объектом изучения для многих наук, объект нам дан уже на стадии накопления материала. Предмет всегда нужно конструировать, мы договариваемся в самом начале, что же получится в конце. Предмет музеологии: музеи как институт научно-исследовательский, образовательный, социальный – институциональный подход (Йозеф Бенеш, Иржи Неуступный), во многом этому способствовал ИКОМ; коллекции – предметный подход (ГДРовские музеологи Клаус Шрайнер или Ильза Ян). Возникает вопрос, как чётко разделить музеологию и профильные дисциплины, с конца 80-начаал 90-х гг. появляется тенденция, что музификации подвергаются материалы - материальное культурное наследие (МКМ). Странский предложил аксиологический подход. Аксиология – наука о ценностях, онтология – о бытии. Музиальность – особое качество, которое избранные предметы приобретают в ходе селекции, отбора. Йово Мароевич: музиальность это, что позволяет предмету, помещенному в пространство музея, становиться документом. Музиальность связана с культурной ролью объекта. Есть научная информация – факты, культурная информация – ценности. Коммуникационный подход Дункана Камерона и Айлин Хупер-Бринхилл. Идея математика Клода Шеннона, культуролога Маршала Макклюина. Передача информации: необходимы источник информации, язык (передатчик), канал передачи, приёмник, конечная цель (восприемник информации). Шеннон ввёл два новых устройства: кодирующее устройство и декодирующее (он был связистом в годы войны). Линеарность – элементы расположены в строгой последовательности. Шеннон ввёл ещё два понятия, связанных с контекстом: шум, избыточность – просто всё не будет, повторение элементов сообщения, которые устраняют коммуникационные неудачи. Когда в сообщении используется код, который мы знаем, порог шума несколько дальше. Добавлена обратная связь – от конечной цели идёт ответный сигнал. Шеннона интересует структура информации и её количество, содержательные и ценностные аспекты не затрагиваются. Идеи Маршала Макклюина: общество развивается под изменением коммуникаций, в первую очередь важно качество, влияние коммуникации на общество. Коммуникации визуальные – коммуникативная среда предопределяет характер структуры. Музеям следует больше уделять внимание живому диалогу с посетителями. Камерон пытался выявить отличие музея от других коммуникативных систем. Элементы книжной экспозиции следует избегать, через экспонаты посетитель принимает визуальную информацию, через гида получает вербальную информацию. Задача экскурсовода в том, чтобы научить посетителей музея языку вещей. Необходимо введение новых специальностей: музейных психологов, социологов. Камерон: передатчик – музейный работник – предмет – посетитель. Таково было развитие в первой половине 70-х гг. Идеи Бахтина в работах по Достоевскому. Концепция диалога: адресованность высказывания, без слушателя нет и говорящего. Ролан Барт развивает эти идеи: слово не имеет значения, слово это возможность значения, каждое новое прочтение текста создаёт новое осмысление. Интертекстуальность – ссылки на чужие тексты. Купер-Гринхилл выступила с критикой идей Камерона: односторонний характер модели – передача заранее заданного сообщения. Приёмник только лишь воспринимает нечто готовое. Не только музейные сотрудники наделяют предметы смыслом, каждый зритель туда приносит свою интерпретацию. Реальность не существует, она создаётся посредством коммуникации. Имеет смысл конструирование. Это и есть конструктивизм – смысл конструируется. Знание не передаётся, оно конструируется. Ученик не пустой сосуд, он активный участник создания информации.
18.09.12. Структура музеология. Две части, разработки Иржи Неуступного: общая и специальная музеология. Общая – закономерности, характерные для любого музея, как института памяти. Специальная музеология связана с профильной дисциплин. В рамках обеих частей можно выделить целый ряд, различающихся частей: Всякая музеология включает в себя историческую часть (генетическую). История дела и формирование коллекций, история музейного законодательства. Теоретическая часть. Теория документирования, тезаврирования, коммуникация Страннского. Документирование – комплектование музейных фондов. Тезаврирование – то, что происходит с предметом в фонде, обращение как к сокровищу. Коммуникация осуществляется на несколько уровнях (экспозиционном). Музейное источниковедение. Прикладная музеология – музеография. Научная методика работы, управление музейной работы. Предмузейные формы собирательства, типология, модели, теории. Музей – учреждение постоянное и некоммерческое (основные функции связаны с некоммерческой деятельностью), служащее делу общества и его развития, доступное широкой публике занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания. Ботанические и зоологические сады, аквариумы, планетарии, художественные галереи – музеологические институты. Можно выделить 4 теории возникновения музеев: 1) Субъективно-эстетическая (идеализм); 2) Биологическая – действия природы, коллекционный инстинкт; 3) Этимологическая – ориентация на историю, увлечение древностью, первые античные музеи; 4) Социальная – общественная потребность в сохранении свидетельств развития общества. Традиционная модель – передача частных коллекций в общие государственные музеи. Революционная модель – музеи создаются по декрету новой власти. Первый опыт в 1793 г. – открытие музея Франции. Коммерческая модель – предметы специально покупаются с целью сформировать коллекцию – формирование Британского музея. Чтобы быть элементом коллекции, предмет должен потерять своё утилитарное значение. Мотивации собирательской деятельности: 1) Сакральная – люди склонны искать контакты с высшими силами, votivus - подношение; 2) Трофейная, налоговая (насильственный путь) – торговля весьма ограничена, денег ещё нет. Предметом обмена является домотканая одежда, металл в слитках; 3) Престиж; 4) Политическая – патриотическое значение собраний. Вплоть до сер. XVII столетия термины «государь» и «государство» не были разделены. Экфрасис – вербальное описание нечто визуального. Типология музеев. Разделение по типам, по видам и по профилям. Типы: 1) Научно-просветительский; 2) Научно-исследовательский; 3) Учебный. Виды, административный критерий: 1) Государственные и ведомственные; 2) Общественные; 3) Частные. Профили – то, чему посвящено собрание, специализация. Была предложена ещё одна классификация, в зависимости от основного предмета: коллекционные и ансамблевые. Ансамблевые создаются на основе памятников, зачастую с прилегающими территориями.
25.09.12.
Время, потраченное на изучение этимологии слова, никогда не бывает потраченным зря. Mouseion – активно пользуются с 15 столетия в кругах итальянских гуманистов. В древности так называли сакральные места поклонения музам. Музейоны при академиях Платона и Аристотеля были первообразами для гуманистов, но музейонов было гораздо больше. Музейон как институт. Музейоны - непосредственные предшественники музеев. Вторая точка зрения связывает музейоны с современными институтами (коллекции необязательны), центрами обучения. Музейон мог быть межгосударственном, общеэллинским. Мог играть роль школы. Мог находиться под контролем царской власти. Музейон в качестве частного, семейного храма. Музейоны отвечали многообразию эллинизма. Беотия – центр общеэллинского поклонения музам. Необходимо поддерживать порядок в мире хаотической природы путём богослужений. Горы были первыми доминантами в пейзаже музейонов, дополняли их источники и гроты, иногда священные рощи - соединение всех стихий. Скульптуры диких зверей, олицетворяющих богов, а также и самих муз. 260-220-е гг. – расцвет политической борьбы и, соответственно, росту пожертвований в святилища муз. 260-е гг. выстраивается стометровая парадная стоя для хранения подношений и призов. Выстраивается театр рядом со стоей. Расцвет христианства приводит в упадок святилище. Возник новый музейон - находящийся под контролем учёных: академия Платона и ликея Аристотеля, но их было больше. Музы это хранительницы мировой гармонии. Для Платона коллекция не столь и важна была, для него музейон – это место религиозного действа. Система хранения предметов не сакрального назначения сложиться не могла. Именно в ликее Аристотеля музейон перестаёт качественное новое значение, Музейон перестал быть местом жертвоприношений, агонов (соревнований), а стал центром научного изучения. У Аристотеля не было разрывов между знанием эмпирическим и знанием умозрительным. Для него процесс был последовательным. 233-234 гг.- время начала преподавания Аристотеля в ликее. Платон просто отвёл часть старой гимназии под музейон, Аристотель затеял планомерное и долгосрочное строительство. Феовраст, ученик, составил завещание: там была общая трапезная, портики с картами земли, алтарь, статуи муз, перепад (крытая галерея). Руководство музейоном – 9 учёных жрецов. Устраивались ежемесячные смотры успехов в науках. Александром Македонским присылались экзотические животные из захваченных земель. После него возникла потребность в сохранении того, что есть – таксидермия, пластика. Чучела служили наглядным пособием для лекция. Существовала обсерватория, коллекция минералов. Была собрана крупная библиотека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |