|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Продолжение лекции и лекции за 2.10 и 9.10 смотри в записях Светы Петровой
16.10.12.
Сама необходимость публичных музеев была обоснованна идеей гуманизма. Французская энциклопедия. Статья «Лувр» во Французской энциклопедии Дидро – храм искусства и науки, перевести сюда академии, королевскую библиотеку и прочая, прочая, прочая. Людовик XVI собрал комиссию по этому вопросу, но работа затянулась до революции 1789 г. Именно к Франции перейдёт главенство в музейном строительстве. Национальная Ассамблея в ноябре 90 г. национализировала частные коллекции. Хранилища в Париже (9) и в провинциях – размах музейного дела в постреволюционной Франции. Каталогизацией занялся специально созданный комитет. Многие произведения искусства ассоциировались с поверженными монархами, с запрещённой церковью, с поверженными аристократами. Их то брали под защиту, то уничтожали. Август 92 г. – массовое разрушение. Октябрь 93 г. – специальный декрет, первый в череде декретов, направленных на защиту ценностей (аббат Клинуар). Создана комиссия по сбору ценностей в королевских резиденциях и перевоз их в Париж. Июнь 93 г. – принята Конституция. Впервые прописано место образования, оно должно стать достоянием всех. Музеям отводилась особая роль. Сентябрь 92 г. Конвент принял решение о создании в Лувре Музея Франции. 10 августа 93 г. – годовщина провозглашения Республики. В 96 г. музей переименовали в Центральный Музей искусства. 537 живописных полотен, более 180 скульптур и предметов прикладного искусства были представлены. Организованы были посещения, вместо недели были введены декады (5 дней музей работал для художников и копеистов, 3 дня для публики, 2 дня санитарные). Картины сгруппировали по школам, но внутри школ они размещались по декоративному принципу. Юбер Робен, главный художник, отстаивал такой принцип. Все тематические различия должны воспитывать эстетическое восприятие. Такой подход не соответствовал, стоящей перед музеем задачей. Революционный подход Жака Луи Давида. Для Давида экспозиция должна стать видимой историей искусства. Систематический принцип, а не эстетический. Лувр не может считаться доступным музеем, вход открыт, но постижение всё ещё недоступно. Давид ассоциировал новый подход с революционным началом. В 1801 г. музей вновь открыли. В Париже, в монастыре малых августьенцев создан музей нового типа – национальное наследие. Создание музея создано с именем Александра Ленуара, который был хранителем с июня 1791 г. задумал устроить музей монументальной культуры. В 95 г. программа создание исторического музея была официально утверждена Временной Комиссией искусства, в 96 г. музей открыт и назван музеем французским древностей и памятников. Концепция Инкельмана в чередовании упадка и подъёма в искусстве. В музее впервые средневекового искусства показан в серии зала, где каждому столетию был посвящён свой зал, чередование взлёта и упадка. Залы раннего Средневековья были освещены слабее. К Ленуару поступали предметы из всех 83 департаментов Франции, к 1814 г. количество выросло предметов до нескольких тысяч с 250. В монастырском дворе были представлены надгробия выдающихся деятелей эпохи Людовика XVI – Елисейские поля (Elysium). Самосознание национальное, которое сменяет политическое самосознание, чувства единой бессословной нации. Нация – воображаемое сообщество. Чувство единства конструируется при помощи различных механизмов. Мемориальная экспозиция иллюстрировала национальную историю. По мнению Ленуара, если памятник был повреждён и он не представлял эстетической ценности, то его можно было дополнить элементами других эпох. Памятник Авиляру и Элоизе, например. 1816 г. – музей был расформирован, предметы были возвращены в монастыри и храмы. Однако концепт национального наследия остался. Открываются в Париже и другие специализированные музеи. В 1793 г. музей естествознания, там было создано 12 кафедр, во главе кафедр стояли выдающиеся учёные (Ламарк и Кювье). Биология, палеонтология, химия, музей стал НИ базой. Республиканскими властям создан первый музей науки и техники в 1794 г. публичное хранилище машин, инструментов, книг, описаний. Коллекция изобретателя Жака Вокансона. Экспонаты с течением времени становились не реальными механизмами, а памятниками. Музей из центра обучения превратился в хранилище техники прошлого. Музей был переименован в 1830-е гг. в национальный музей техники (а раньше назывался консерваторией). Свободный народ должен поддерживать искусство. Стимул к созданию местных музеев переходит к муниципальным властям. В эпоху завоеваний начали прибывать трофеи, в том числе и в местные музеи. Первые трофеи были из Бельгии, войска Конвента в 1794 г. привезли в Париж работы Рубенса, Ван Дейка, Микеланджело. Необходимо было оправдать мародёрство. После военных действий в Нидерландах, власти заявили, что именно этот город должен стать художественной столицей Европы, т.к. Франция единственная свободная страна. Революция не только для Франции, но и для всей Европы. Итальянская кампания. В апреле 1796 г. ген. Бонапарт приводит свои войска, и экспроприация приобретает юридическое обоснование, в мирные договора включаются пункты о квотах художественных ценностей, отправляемых в Париж, например, договор с Папской областью – сотни предметов и два бюста оговаривались особо: Луция Юния Брута и Марка Брута (мраморный бюст). В Рим приехала специальная комиссия, и они отобрали предметы, 80 произведений античной скульптуры, вместо них в Риме гипсовые скульптуры. В апреле 97 г. первый из четырёх транспортных конвое отправился из Рима в Париж, были грандиозные торжества. 4 годовщина падения Робеспьера. Франция это высший пик развития европейской культуры, происходит легитимизация своей революции. Май 1798 г. начинается египетский поход. Военные идут вместе с учёными и экспертами. Ослов и учёных ставили в середину строя. Розеттский камень был обнаружен французскими солдатами. Виван-Денон. Историк, политик, человек, умевший налаживать отношения со всеми, подружился с Вольтером, очаровал Екатерину II. ВД стал первым настоящим директором музея. Музей стал самостоятельно зарабатывать деньги, 30-35 тысяч франков ежегодно за счёт продажи слепков, гравюр и т.д. – музейный маркетинг. Средства шли на закупочную деятельность. ВД стремился основывать собрания на принципах полноты. Музей Наполеона (Лувр) превратился в величайшую художественную галерею. В качестве помещения для новых поступлений использовали салон Каре. Там был огромный бюст Наполеона, а над ним Триумф победителя Рубенса. Кроме идеологических причин перераспределение имело и практически причины. Хранилища Лувра и Версаля были переполнены, хранились 1 сентября 1801 г. консульский декрет о распределении части артефактов по муниципальным музеям Франции, Майнца, Женевы и Брюсселя. До 1811 г. шли распределения. Пинакотека города Брера открыта в августе 1807 г., произведения отбирались по всей Италии. Много произведений на религиозные сюжеты. В Италии создание музеев было следствием французской политики. Создание художественных музеев в других странах было реакцией, попыткой сохранить свои культурные предметы, например в Нидерландах. Создание публичного музея в 1800 г. в Харлеме Национальной Художественной галереи, за вход была небольшая музея, экспонировались художники. В Амстердаме королевская коллекция была объединена с коллекцией городской ратуши («Ночной Дозор» Рембрандта, всего ок. 450 произведений искусства). 1817 г. это стало Имперским Музеем в Нидерландах. Карл III Бурбон стал инициатором создания специального музея для ценностей из Геркуланума и Помпей. 1785 г. – начало строительство, длилось 20 лет, прервалось вторжением. Позже было открыто несколько комнат Музея Жозефа (Бонапарта), но в 1813 г. вынужден был бежать из Испании. Картины были перехвачены герцогом Веллингтоном. Королевский музей Мадрида (до революции 1868 г.) Прадо. 2 дня посещений в неделю плюс нужны были разрешения на высоком уровне. Запрещена была обнажённая натура, картины изъяли из показа. Парижский договор 1814 г. постановил Лувр считать неизменным в содержании. Людовик XVIII добровольно согласился с тем, чтобы произведения, не выставляемые вернулись домой. Первые отправились домой германские произведения искусств 1815 г. Наполеон пытается вернуться к власти. Франция вернула 2650 картин и 130 чего-то ещё. Вернула не при Наполеоне, а после него. Многие произведения искусства. Возвращаясь на родину, возвращались не в те монастыри или кабинеты, откуда были изъяты, а в новые национальные собрания. Статут устанавливаются на высокие постаменты, посетители должны ощущать своё благоговение. Бавария. Король Людвиг I находился под сильным влиянием Лувра, в Риме познакомился с Торвальдсоном. Людвиг проникся идей создания огромного музея античного музея. 1810-е гг. первые закупки, куплены эллинистические скульптуры, мрамор 5 века. 1816 г. Людвиг начинает массовые приобретения античной скульптуры. В Мюнхене строится специально здание (Лео фон Кленце). Архитектор Дюран описывает идеальное здание для музея, и Кленце исходит из этих записей: одноэтажный храм с ионическими колоннами, портиком. Посетители были гостями короля. Отсутствие скамеек, этикетажа, объяснения предметам – особое отношение к искусству. Появляются первые музеи восковых фигур. 1870 г. Филипп Клоциус создал салон из фигур королевской фамилии. Его племянница Мария Гросскольц переехала в Великобританию, увезла дядюшкин секрет и создала музей Мадам Тюсо. Музей становится частью всеобщего образования, но основное это то, что музей становится публичным. Принцип публичности ведёт напрямую к диалогу меду музеем и обществом.
23.10.12.
Музей в конце XIX веке и в XX веке. Процесс социализации. Принцип публичности – ориентирование на служение просвещенческим целям. Качественные изменения вглубь отсутствуют. Развитие промышленности и колониализм – это привело к появлению музеев промышленного искусства (декоративно-прикладного искусства). Феномен промышленных выставок. Панорамы, диорамы, музеи восковых фигур. Выставки организуются национальные или всемирные, сельские или промышленные, колониальные (представление специфики колоний). Ресурсы после закрытия выставок составляют коллекции новых музеев. 1851 г. – первая выставка в Лондоне в Гайд-парке. Здание было сооружено из железа и стекла (Хрустальный дворец), составляла 16 акров, длина 150 футов. Выставка имела грандиозный успех, за 120 дней её посетило 6 млн. человек. Музейный комплекс начали строить тогда же в Южном Кенсингтоне (Лондон). Получает распространение идея социального прогресса через прогресс эстетический. Негативную сторону капитализма – социальную напряжённость тоже представляется. Необходимо окружать людей красивыми вещами, это будет способствовать улучшению их нравов. Искусствовед Джон Рёски. Создаются коллекции предметов декоративно-прикладного искусства (предметы, окружающие человека). В 1852 г. создаётся Департамент прикладных искусств, через год переименовывают в Науки и Искусства. Содействовать образованию коллекций, которые бы создавали хороший вкус во всех слоях общества. В 1852 г. открывается музей мануфактуры. В 1899 ш. для больше части коллекции было заложено отдельное здание, открыто через 10 лет – Музей Виктории и Альберта. Был популярен среди простых англичан, среднего класса. Музей стал проводить занятия по искусству для детей и подростков с образовательной целью. В 1863 г. музей искусства и промышленности в Вене, затем в Берлине, Бремене, Франкфурте-на-Майне и т.д. Появления музеев колониальных (заморских территорий). В основе этих музеев лежали, материалы, полученные с колониальных выставок. Жители метрополии знакомились с ресурсами, природой, бытом и культурой населения. В качестве павильонов впервые стали использоваться традиционные постройки. Аттрактивные приёмы получили распространение. Музей Колонии в Париже – яркий пример, создан после выставки 1931 г. в 1935 г. музей переименован в Музей заморских территорий. 1867 г. в Париже была промышленная выставка. В шведско-норвежской выставке была экспозиция «Улица народов». Макеты деревянных настроек из обеих стран, манекены в национальных одеждах. Этот приём стал востребованным. Музей Скансен. Артур Козеллиус. Национальная традиционная культура. В Скандинавии традиционная культура приравнивалась к национальной. Не сформировалась дворянская культура. Развитие индустриализма и урбанизация Европы. Одно из неизбежных следствий это разрушение сельского ландшафта. В городах происходит утрата прежних культурных стереотипов. 1873 г. в Стокгольме проводится выставка Козеллиуса – этнографическая скандинавская коллекция. Козеллиус создаёт крупные диорамы жилых построек, помещает на манекены костюмы, использует чучела животных, пейзажи. Это будет ядром Северного Музея в Швеции. Живой музей народной культуры. Козеллиус приобретает участок земли на окраине Стокгольма, на острове Скансен. В 1891 г. на Скансене открывается новый музей, через год покупают домашних и диких животных. На глазах посетителей создаются художественные музеи из стекла, глины. Можно было совмещать просвещение, образование, с отдыхом, развлечением. На терр. музея работало кафе. Позже появилась столовая. В парке под Копенгагеном в 1891 г, в 1894 г. в Норвегии. К 1918 г. было ок. сотни подобных музеев в Европе. Традиционная культура сельской общины включён концепт наследия. Больше внимания к повседневной жизни. Культура сельской общины стала рассматриваться как национальная идентификация. Значительное внимание было уделено танцам, песням, обрядам. Этномузей. Скансен, во многом, предшественник этномузеев. Но были и другие предшественники. Музеи под открытым небом. В 1914 г. в Дании открыт первый музей под открытым небом о городской культуре «Старый город». Музей может быть оценен как эффективный тогда, когда он приносит пользу человеку или сообществу. 600 музеев в Америке, Данн признаёт полезность только за 80. Полезный музей оказывает благотворное влияние на общину, живой музей должен организовывать досуг метсного населения, повышать грамотность населения. Данна нередко называют основоположником музейной психологии. Активно развивается массовая культура, распад колоний ведёт к миграции населения. Общинный музей. Анакостия – негритянский квартал в Вашингтоне. В 1960-70-е гг. мощное движение против расовой сегрегации. В 1967 г. открывается музей. Уже через год музей признаётся эталонным музеем американских общин. Посетителя необходимо было заинтересовать. Серия выставок в Анакостии по актуальным проблемам жизни общины: крысы, в том числе живые экспонаты, санитарные, бытовые проблемы. В 1969 г. на конференции в Бруклине обсуждался этот музей, и он стал эталонным. На базе Анакостии осуществлялись все основные концептуализации. Декларация Сантьяго де Чили, которая заключила, музей ответственен за развитие общества. Экомузеи. Жорж Анри Ривьер и Юг де’Варин были генеральными директорами ИКОМа. Разработана концепция экомузеев, в 1971 г. был предложен сам термин де’Варином. Промышленное наследие, с другой стороны наследие сельское. Концепция человека и промышленности. В конце 80-х ученики Ривьера после его смерти издали его книгу. Экомузеи в 1971 г. началась работа по созданию музея в Отэльзасе. Открылся в 1974 г. Лекрезон – город угольщиков. Любой объект может представлять из себя исторический интерес. Музеям не надо было приобретать предметы, т.к. музей не извлекал предметы из ряда, где они и, предметы продолжали использоваться. Музейный фонд: общий и резервный. Общий – все предметы на территории музея. Резервный – предметы, потерявшие функциональное значение. Широкое привлечение к разработке этой концепции местного населения. Экомузей создаётся с определённой социальной целью, включающей участие метсного населения – ключевое отличие от музея под открытым небом. В структуре можно выделить ядро, выстраивается и система филиалов. Лекрезон – замок Шнайдеров, выстраивалась система из пяти филиалов: центральный канал, угольная шахта, школа, средневековый монастырь, долина шахтёров (улица в характерном стиле для мигрантов из Уэльса). Музей создаётся не для местного населения, а вместе с местным населением.
Отэльзас. Представлены типы сельской застройки в Эльзасе XIX века. В 1983 г. появляется термин новая музеология. Или же общинная музеология. В 1894 г. в Квебеке состоялся первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология». Принят Манифест новой музеологии. Была обосновано признание особого статуса экомузеев. В 85 г. в Лиссабоне второй семинар, основано международное движение за новую музеологию. Создано несколько экомузеев во Франции, Португалии, Бразилии, Канада. Широкое понимание наследия. Просвещение, но и образование. Холистический подход – музей, использующий недисциплинарные рамки (универсальность).
30.10.12.
Довольно долгое время не существовало терминов для музейных собраний. К концу XIX века складываются термины – первая музейная революция. Широкое распространение получает термины: древность, натуралии (естественный объект), музейный предмет (деятельность Николая Михайловича Дружинина). Теоретическая разработка приходится на послевоенный период – 50-е гг. Абрам Моисевич Разгон – создатель отечественной науки о музееведении. Движимый объект, изъятый из естественной среды бытования. Предмет подвергается особой форме музификации вместе со своей средой – мягкая музификация. Источник особого вида познания. Отражение общественно-значимого явления, процесса. Предмет должен быть пригоден для музея, чтобы его можно было экспонировать. Предварительный этап – предмет музейного значения (ПМЗ). Они существуют в своём естественном состоянии. Научная, художественная, историческая, мемориальная ценность. Предмет выявляется, ему присваивается категория ПМЗ. После этого предмет изымается из естественной среды – вторая стадия. Хранение и учёт – третья стадия. Четвёртая стадия – первоначальная научная обработка. Качественное изменение среды. На первый план вступает значение предмета как некоего историко-культурного памятника, элемента материальной культуры. Памятник связан с наиболее значимыми явлениями, с предпочтениями, интересами, распространёнными в обществе. Памятники природы и памятники истории культуры. В этих категориях выделяют подгруппы. В памятниках истории культуры выделяют памятники археологии, истории, искусства, науки техники и т.д. Информативность, аттрактивность и экспрессивность – свойства настоящего предмета. Информативность – способность выступать источником сведений о явлениях, процессах и т.д. два уровня - внутренний и внешний. Внутренний – то, что заключено в самом предмете: назначение, вес, форма, техника изготовления, надписи, клейма и т.д. Внешний уровень – восстановление променанса (история бытования), место создания, лица, события, связанные с предметом. Информационный потенциал – вся совокупность информации, который несёт в себе предмет: атрибутивные характеристики (вес, размер), информация, зафиксированная самим предметом (орнамент, рисунки), информация о происхождении (бытование). Информационное поле всегда меньше потенциала, пытаются сделать их тождественными – уменьшение скрытой информации. Автономность информационного поля позволяют считать научной формой деятельностью реставрацию или даже реконструкцию. Аттрактивность – насколько предмет привлекает внимание посетителей. Насколько его внешние данные привлекают. Размер, форма и цвет – фактурность предмета. Экспрессивность – отражение способности воздействовать на чувственное восприятие, свойство вызывать ассоциации, эмоции. Древность, уникальность, необычность, причастность к важным событиям. Музейный предмет должен обладать репрезентативностью. Музейный предмет должен наиболее ярко и полно отражать явление. Образцы орудий труда, одежда и т.д. Критерий уникальности. Подлинность предмета. Ассоциативность – отражение реалей своего времени, вызывать ассоциации с современными реалями. Музиальность – качество, изначально присущее предмету. Она обусловлена особым отношением человека к природе. Предмет всегда несёт на себе печать своего времени и культуры. Не зависит от информативности предмета. Предмет должен быть фактурным. Научная ценность исходит из информативности предмета. Чем выше потенциал, тем выше и ценность. Историческая ценность зависит от репрезентативности. Мемориальная ценность исходит из изучения его променанса. Эстетическая и художественная ценности исходят из аттрактивности, способности вызывать эмоциональные переживания. Совокупность всего этого составляют музейную ценность предмета. Типичные, уникальные и редкие предметы. Степень нашего знания о музейной ценности. Типичные предметы – отражают типичные явления, обладают свойствами, характерными для большого кол-ва предметов, которые существуют сейчас. Серийные предметы, предметы, произведённые в единичном экземпляре, но типичные (каменные орудия неолитические). Уникальные музейные предметы. Предмет, неповторимый в своём своеобразии. Единственный экземпляр памятника, уникальный прибор. Предмет типичный, но дошедший до нас в единичном экземпляре. Редкие музейные предметы. Раритеты. Серийный предмет, сохранившийся в ограниченном количестве. Предметы старые, и их число сокращается со временем. Предметы экзотические, не характерные для данной среды. Музеи характеризуются социальной функцией. Генетическая функция и утилитарно-потребительская. Генетическая – целевое потребление предмета. Утилитарно-потребительская – то, как используется предмет в среде его бытования. В процессе бытования предмета эти функции могут расходиться (оружие может быть украшением). Научно-познавательная функция. Культурная функция исходит из места, которое занимает предмет в культуре общества. Функция моделирования реализуются только в музейной среде. Сначала предмет включается в коллекцию, затем в экспозицию и там он выступает в роли модели, становится элементом конструкции. Мы создаём знаковую систему. Тип музейного предмета определяется в зависимости от способа фиксации информации. Тип письменных предметов, вещественных, изобразительных, кино-, фото-, фоно-. Вид определяется на основании общих существенных тезисов, которые характеризуют эту совокупность от других. Материал, функциональное назначение. Есть подвиды: грубая керамика, фаянс, фарфор и т.д. Тип-вид-подвид-группа. Малё говорит о ходе репродукции, фотография даёт жизнь музею без стен. Благодаря репродукциям всё большее и большее количество людей могут познакомиться с подлинником. Семантика считывается из воспроизведения. Вальтер Веньямин. Концепция анализа бытия новых видов искусства. Определённая аура предмета – некое квазимагическое, уникальное свойство уникального предмета. Подлинник испускает эманации. У копей этой ауры нет, но не у всех, есть римские бронзовые копии греческих мраморных статуй. Репродукции – копии, выполненные технически путём. Если сам предмет принципиально невозможно перевезти в музей, то используют макет с допустимыми условностями – здания, постройки, инженерный сооружения, ландшафты. Слепок – трёхмерное воспроизведение контактным путём. Голограмма – воспроизведения предметов с помощью техники и под воздействием света воспроизводятся в натуральную величину. Музейные коллекции – совокупность музейных предметов. Научная организованность и систематизированность. Коллекция всегда представляет ценность как единое целое. Музейные коллекции считаются неделимыми. Типы коллекций: Систематическая коллекция или типологическая. Предметы одного типа, сгруппированные по одному признаку. Принцип раскрытия определённой темы – тематическая коллекция. Личная коллекция. Коллекция мемориальная – разнотипные предметы, но связанные с событием или неким лицом.
Вопросы к зачёту: 1) Музеология как научная дисциплина: донаучная стадия развития 2) Музеология как научная дисциплина: эмпирически-описательная стадия 3) …:стадия теории синтеза 4) Музеи: Теории возникновения, модели создания, типология 5) Основные мотивации создания коллекций 6) Античный музейон: основные типы 7) Коллекционирование в эпоху античности 8) Светские и церковные коллекции в эпоху Средних Веков 9) Новое коллекционирование в Эпоху Возрождения 10) Новые функции и новые формы собраний в эпоху Нового времени 11) Публичные музеи в эпоху Великой Французской революции 12) Реституция и музейный мир в начале XIX века 13) Музеи промышленного искусства и колониальных территорий 14) Музеи под открытым небом 15) Полезные и общинные музеи 16) Экомузеи и новая музеология 17) Музейный предмет и музейная коллекция. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |