АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания в философии

Читайте также:
  1. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  2. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  3. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  4. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха
  5. Арал проблемасы
  6. Бел. нац.-культ. идентичность как проблема художест. и научного осмысления.
  7. Биологическое разнообразие. Генетический полиморфизм популяций как основа биологического разнообразия. Проблема сохранения биоразнообразия
  8. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  9. В русле античной философии.
  10. Взаимодействие философии и науки
  11. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития как теоретическая и методическая проблема.
  12. Виды деградации почв,продовольственная проблема

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках сознания.

Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-

идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др.

 

Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к

вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу.

 

Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным

фактором (Богом, идеей) (фактически, та же социокультурная доминанта!!).

 

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания

выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и

эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и

переживаний.

 

Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание

атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй

подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В.С.Соловьев,

Д.Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых – божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход остановимся на другом нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека.

Он разрабатывался в рамках философского реализма

(диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

 

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе

взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных.

Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия среды,

вызывающая активность (имеются уже растений).

Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения,

способность отражать свойства вещей в виде ощущений.

 

2 ВОПРОС

Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Сознание являясь результатом развития и деятельности (функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности имеет нематериальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Идеальное противоположно материальному, Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

 

Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны.

Для реализации познания, его передачи и общение человеку необходимо слово,речь. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление. Говорить - не значит мыслить, но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.

 

Таким образом речь как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.

Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта

поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

 

1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в

окружающем мире. продукт общественного развития

2. Сознание - результат развития материи, производно от материи и

является атрибутом социальной формы материи -человек

3. Сознание - субъективный образ объективного мира способ

существования идеального состоящий в знании

4. Сознание - продукт и творец культуры, имеет структуру и функци

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)