АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Музыка – как ценность мирового искусства

Читайте также:
  1. А) Заключения мирового соглашения.
  2. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  3. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА
  4. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА
  5. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА ХХ ВЕКА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
  6. В чем ценность Проницательности?
  7. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития как теоретическая и методическая проблема.
  8. Виды наглядных материалов на уроке изобразительного искусства.
  9. Влияние мирового экономического кризиса на мировую экономику
  10. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  11. Вопрос№1. Специфика телевидениа как искусства.
  12. Всеобщая история искусства. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения

1 часть

Цель:

 

 

Вопрос:

· Что есть красота?

· Что мы видим как главное выражение жизни в красоте, проявленной перед нами?

 

Это движение. В линии, в цвете, в смене времён года, во вздымании и падении волн, в ветре, в буре, - во всей красоте природы существует постоянное движение. Именно это движение вызывает день и ночь, смену времён года, и это движение даёт нам понимание того, что мы называем временем. Иначе времени не было бы, поскольку на самом деле существует только вечность; и это учит нас тому, что всё, что мы любим и чем восхищаемся, наблюдаем и постигаем, есть жизнь, скрытая за этим, и эта жизнь есть наше бытие. Но всё, что мы любим в цвете, линии, форме или личности, принадлежит этой реальной красоте. И когда мы проследим, что привлекает нас в этой красоте, которую мы видим во всех формах, то обнаружим, что это движение красоты; другими словами - музыка.

Все формы природы, например, цветы, сформированы и раскрашены в совершенстве; планеты и звёзды, земля, - всё даёт идею гармонии, музыки. Вся природа дышит, не только живые создания, но вся природа; И знак жизни, даваемый этой живой красотой, есть музыка.

Вопрос:

· Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни?

 

Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением - существует музыка.

Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особенным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме.

Освоение понятия:

Ритм – соразмерное соотношение длительностей определенных временных отрезков в их последовательности.

Вопрос:

· Что же такое музыкальный ритм?

Муз.пример – Sepultura. Ratamahatta

Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариантах, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.). Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих.

 

Пример: на доске рисуем длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые.

Практическое задание:

· Дети делятся на группы – 1гр.хлопают ритм целыми, 2-ая одновременно с 1-ой четвертями и т.д.

· Прохлопываем ритм, записанный на доске (по группам)

· Определяем ритм в стихотворении: Шёл, шёл без дорог, где шёл – там и лег,

До весны пролежал, а потом побежал.

Прохлопываем, записываем

…Мы живем среди звуков, которые нас окружают. Закроем глаза и прислушаемся. Сначала мы услышим сплошной шум, а потом, когда вслушаемся, поймем, что этот шум состоит из самых разных звуков – шелеста, скрипа, шороха, позвякивания, плеска, тихого свиста, рокота и много другого…

Ну а теперь, попробуем, не открывая глаз, увидеть то, что услышали! Как это можно увидеть с закрытыми глазами? Да очень просто: шелест – это движения ваших рук, скользящих по парте и по тетрадному листу, когда вы пишете, а вот скрипнул стул – это повернулся к тебе сосед справа, а вот стук по парте – это соседка уронила ручку. Картина получилась похожая на нашу жизнь, но на этот раз она была создана простыми знакомыми звуками, ну и конечно воображением.

Вот и оказывается, что картину можно описать словами, можно нарисовать красками, а можно создать с помощью звуков.

Вопрос

· Получилась ли музыка из тех звуков, которые сопровождали картину в вашем воображении?

· А разве шелест, скрип, шорох – это музыка?

 

Совершенно верно, музыка получается из «поющих» звуков, а не из всяких там шипений, грохотов и тресков. И музыканты «поющие» звуки попросту называют музыкальными.

Эти звуки отличаются от других как раз своей певучестью. Вспомним, например, звуки природы: шум ветра, раскаты грома, барабанную дробь дождя, журчанье ручья – эти звуки от человека не зависят. А вот музыкальные звуки человек создаёт сам.

Задание:

· Давайте попробуем создать музыкальный звук – попросту спеть что-нибудь, какую-нибудь мелодию.

(учитель пропевает мелодию из песни А.Ермолова –Школа)

Попробуем изобразить движение мелодии рукой, что мы видим? Наша рука идет то вверх, то вниз, значит высота каждого звука меняется, он становится то выше, то ниже..

 

Задание:

· Пробуем графически изобразить изменение высоты мелодии, которую поём, при помощи линии.

То, что мы изобразили - называется звуковысотной линией, или как принято называть у музыкантов – мелодией.

Именно из того, что мы увидели, делаем вывод, что музыкальный звук отличается прежде всего высотой!

 

Освоение понятия:

Музыкальным называется звук, который имеет определенную высоту.

Но вот чтобы получилась песня – нужно при помощи музыкальных инструментов создать музыкальные звуки и упорядочить их – преобразовать в мелодию и соединить с ритмом:

Муз. Пример: А.Ермолов песня Школа, исп.а. Фантазеры.

(После прослушивания записываем слова, разучиваем песню)

2 часть

В мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпрепровождения, а музыканта как затейника.

 

Вопрос:

· Может ли музыка занять место религии?

Причина этого заключается в том, что душа, ищущая духовного развития, находится в поисках бесформенного. Без сомнения, искусство действует возвышающе, но оно, в то же время содержит форму; и только музыка, при всей своей красоте, силе, очаровании, может объединить душу и форму.

Со словом ФОРМА я уверена, встречался каждый из вас. Когда вы были совсем маленькими, наверняка очень любили играть в песочнице. Берёшь формочку, насыпаешь песок, а затем аккуратненько выкладываешь. Изделие из песка получается точно такое же (и такой же формы), как и сама форма. Оказывается вся музыка тоже заключена в форму, и без формы (как без одежды) существовать не может.

Одной из самых простых форм – является Простая Песенная Форма. Мы встречаемся с ней, когда поем песню, потому она так и называется, а популярной она стала благодаря вокальному циклу немецкого композитора Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха»

Муз.пример – Ф.Шуберт. Цикл «Прекрасная мельничиха», В путь!.

 

Простая песенная форма особенна тем, что состоит из куплетов, а куплеты в свою очередь из запева и припева. Но это те небольшие части, которые мы называем вокальными, т.е. они поются. Но почти в каждой песне можно встретить музыку без слов в начале, середине и конце песни. Эти части получили название – вступление, проигрыш и окончание.

 

Практическое задание:

· Графически, при помощи буквенных обозначений записать форму прослушиваемой песни:

А.Ермолов. Школа.

 

Пример: В – З+П – Пр. – З+П – Пр. – О

=1К =2К

 

Таким образом, мы легко сможем определить, сколько куплетов имеет песня.

· Самостоятельно определить и записать графическое изображение (структуру).

Муз.пример – Батырхан Шукенов. Дождь.

 

Довольно просто определить форму, когда текс на русском языке – в припевах слова все время повторяются. Но, что же делать, если текст на иностранном языке?

 

Практическое задание:

· Определить и записать структуру песни:

The Offspring - The Worst Hangover Ever

 

Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику его создавшему. Прежде чем механизм начнёт двигаться, он издаёт шум; прежде чем ребёнок сможет восхищаться формой или цветом, он наслаждается звуком. И если есть какое-нибудь искусство, способное порадовать стариков, так это музыка. Если есть какое-нибудь искусство, которое может наполнить молодых жизнью и энтузиазмом, чувствами и страстью, так это музыка.

Вопрос:

· Может ли музыка иметь целительную силу?

В первую очередь, если посмотреть, что является основой всех лекарств, используемых для исцеления, то обнаружиться, что это различные элементы составляющие наше физическое бытие. Такие элементы присутствуют в лекарствах, и то, что отсутствует в нас, берётся из них, то есть эффект, который должен быть произведён в нашем теле, производится ими. Вибрация, необходимая для нашего здоровья, создаётся их силой; а ритм, необходимый для выздоровления, вызывается приведением циркуляции крови к определённой скорости. То есть здоровье есть состояние совершенного ритма и тона.

А музыка, в свою очередь, и есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка не в порядке. Поэтому, когда музыка в нас неправильная, необходима помощь гармонии и ритма. Этот способ исцеления может быть изучен и понят посредством изучения музыки собственной жизни, изучения ритма пульса, сердцебиения и головы.

Вопрос:

· Означает ли вышесказанное, что правильная музыка – это духовные, классические произведения, а неправильная – все, что связано с роком, металлом и т.д?

Вот два совершенно разных музыкальных примера. Прослушав их, вы поймете, что гармония внутри у одних людей возникнет при одном примере, а у других – при другом, несмотря на то, что музыка прозвучит в совершенно различных стилях:

 

1. Bloodhound Gang - The Ballad Of Chasey Lain

2. Сара Конор – From Sarah with love

Вывод:

На самом деле – правильная музыка та, слушая которую человек понимает, что находится в гармонии с окружающим миром и людьми, и совершенно неважно в каком стиле или направлении она написана.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. – М.: Сфера, 1997. – 336 с. – Серия «Суфийское послание».

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)