|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Искусство Древнего Египта в различные исторические этапыРаннее царство – период формирования государственной системы Древнего Египта и его государственной идеологии. Становление искусства как части общей древнеегипетской идеологии. Древнеегипетские палетки и их смысловое значение. “Звериный стиль” ранних древнеегипетских палеток. Плита фараона Нармера как новый этап в развитии формы палетки и пример становления древнеегипетского изобразительного стиля; особенности ее содержания и композиционного строения. Стела фараона Джета как наиболее ранний пример написания имени Гора фараона. Хеб-седная статуэтка фараона из Абидоса (смысл обряда хеб-сед; реалистичность скульптурного изображения). Статуя фараона Хасехема. Архитектура Древнего Египта. Архитектурные принципы древнеегипетского храма и их эволюция. Храмовые сооружения – основа древнеегипетской архитектуры. Пирамида как смысловой центр заупокойного храмового комплекса. Идейное значение (архетип) храма и его связь с древнеегипетской мифологией. Обязательные условия возведения храмовых сооружений (обнесенное оградой возвышенное место, наличие верхнего перекрытия над наиболее сакральной частью храма – его божницей). Формы воплощения храмового архетипа в додинастический период и в эпоху Раннего царства. Заупокойные и солнечные храмы Древнего царства (храмовый комплекс фараона Джосера при его ступенчатой пирамиде; особенности древнеегипетской колонны; храмовые комплексы фараона Снофру; храмовые комплексы Гизы; солнечный храм фараона Ниусерра в Абусире; обелиск – объект поклонения и смысловой центр солнечных храмов; связь солнечных храмов с заупокойным культом; некрополь близ Мемфиса как земное воплощение царства мертвых Дуата). Возникновение новых архитектурных форм храма в эпоху Среднего царства (скальные и полускальные храмы; храм Ментухотепа I). Храмы Нового царства (храм царицы Хатшепсут как продолжение традиций полускальной архитектуры Среднего царства; скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле; солнечные храмы Карнака и Луксора и переосмысление традиций Древнего царства; Майа, Иупа, Хатиаи, Аменхотеп-сын Хапу, Аменхотеп младший, Гори, Сути, Бекенхонсу – строители Карнака и Луксора). Скульптура Древнего Египта. Особенности древнеегипетской пластики. Два типа скульптурных изображений: круглая скульптура и рельеф. Неразрывная связь древнеегипетской скульптуры с архитектурными формами в условиях синтеза искусств. Основные канонические типы скульптурных изображений. Особенности стоящих фигур (статуи жреца Ранофера, “Деревенский староста”, статуэтка Раннаи). Особенности сидящих фигур (диоритовая статуя фараона Хефрена, статуя Хемиуна, парный портрет Рахотепа и Нофрет). Коленопреклоненные фигуры (статуя Тутмеса III, совершающего жертвоприношение, царица Хатшепсут перед богом Амоном, Сети I перед Птахом). “Писцы” как особый тип скульптурных изображений (портрет Каи, статуя писца из Каирского музея, портрет зодчего Аменхотепа, сына Хапу). Кубообразная скульптура (мужские портреты из собрания ГМИИ им. Пушкина, статуя Сенмута с царевной Нефрура). Древнеегипетские сфинксы, их форма и смысловое значение (Большой сфинкс в Гизе, сфинкс Аменемхета III, сфинксы царицы Хатшепсут, сфинксы Аменхотепа III в Петербурге). Осирический тип скульптур (статуя Ментухотепа I, колоссы Эхнатона из Карнака). Скульптурные портреты Среднего царства (усиление реалистических черт; портреты Сенусерта III). Искусство Амарны. Период Амарны – яркая и своеобразная страница истории и культуры Древнего Египта. Личность фараона Эхнатона и сущность его реформы. Влияние религиозных взглядов Эхнатона на изобразительное искусство. Искусство Амарны как вершина реалистических тенденций в культуре Древнего Египта. Мастерская художника Тутмеса. Скульптурные портреты Эхнатона. Скульптурные портреты Нефертити. Любовь и женская красота – новые темы в искусстве Древнего Египта (лирико-бытовая тематика). Новые колористические приемы в живописных произведениях амарнского искусства. Произведения монументального искусства в период Амарны (рельеф “Поклонение Атону”, колоссы Эхнатона из Карнака). Архитектура Ахетатона. Искусство Амарны и древнеегипетский изобразительный канон. Искусство постамарнского периода.Смерть Эхнатона и конец Амарны. Возврат к старому мировоззрению и изобразительным приемам в искусстве. Влияние Амарны на искусство последующего периода. Сочетание двух тенденций в постамарнском искусстве – древнеканонического стиля, опирающегося на заупокойный культ, и новой, живой струи, привнесенной в искусство амарнским мировоззрением. Сокровища гробницы Тутанхамона как яркий пример постамарнского стиля. Искусство Позднего Египта. Период окончательного упадка древнеегипетского государства, его мощи и единства. Эклектизм искусства Позднего Египта. Монументальное строительство (расширение Карнака, храмы в Эдфу и в Дендерах). Размягченность, текучесть скульптурных форм как отличительная черта позднеегипетской пластики. Изящество и миниатюрность скульптурных форм (статуэтка царицы Каромамы). Возникновение новых видов и жанров в искусстве. Фаюмский портрет как пример взаимопроникновения различных культур – древнеегипетской и античной. Техника фаюмского портрета (энкаустика и темпера). Основные выразительные средства фаюмского портрета (свето-теневая моделировка, подчеркнуто большие глаза, трех-четвертной разворот в композиции). Греческий и римский тип фаюмского портрета. Фаюмский портрет как непосредственный предшественник христианской иконы
Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учеб. для пед. вузов: в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - 3-е изд., стер.. - М.: Академия. - (Высшее профессиональное образование).- 2009. 320 с.: ил.
Дополнительная:
Методические разработки:
Электронные ресурсы:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |