|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Появление письменности на РусиНедостаточность архивного материала не позволяет судить о распространении письменности в языческой Руси. До нас не дошли свидетельства её существования в этот период. Использовалось так называемое узелковое письмо – способ передачи информации через определённым образом завязанные узелки. Очевидно, что на основании этого примитивного письма не могла возникнуть книжная культура, и все конкретные знания, представления о жизни, передавались преимущественно устным путём. Вместе с тем появление городов, планирование связи с соседними городами требовали появления настоящей письменности. В конце IX – начале Х вв. на территорию Древней Руси вместе с христианством стала проникать созданная в 863 г. Кириллом и Мефодием славянская азбука. Археологические находки позволяют судить о том, что уже в Х веке даже в быту широко использовалась славянская письменность. Однако, настоящее распространение письменности и организация систематического обучения началась, безусловно, с момента крещения Руси. Характер и история образования Древней Руси. Русь приняла восточную ветвь христианства, в то время как в молодых европейских государствах преобладала западная, что объясняет различные пути развития культуры стран Западной Европы и Руси. Русь приняла православную веру непосредственно от Византии под определяющим влиянием князя Владимира. Представление о христианстве складывались у славян преимущественно по книгам Священного Писания, любимыми книгами славян стали Евангелие, Псалтырь. Уже в первые десятилетия принятия христианства грамотные отечественные священнослужители перевели христианские книги и учебную литературу (грамматика, диалектика, философия и др.) с греческого на славянский язык, что со временем положительно сказалось на интеллектуальном развитии общества. Вопросы обучения, связанные с созданием школ на Руси, решались непросто. Первая школа, которую по типу можно отнести к «школам учения книжного», была открыта вскоре после принятия христианства. Князь Владимир заботился о распространении образования среди различных групп населения для осуществления христианского воспитания. Первоначально родители неохотно отдавали детей на обучение, но результаты не заставили себя ждать: уже к середине XI века в Киеве появились люди, обладавшие достаточно широкими знаниями. Особую роль в распространении образования сыграл Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054). Он создал библиотеку при Киевском Софийском соборе, открыл школы в Киеве, Новгороде и других городах. К середине XIII века существовали уже в Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и др. Со временем они переходили в церковное ведение, т. к., обучение грамоте и обучение вере всё более воспринималось как единый процесс, преследующий цель христианского воспитания. Главным в этих школах считалось чтение и усвоение книжной мудрости, связанной с принятой ими верой. Постепенно школы «учения книжного» стали повышенной, по сравнению с обычным освоением грамоты, ступенью образования. В то же время, простое обучение счёту, чтению и письму часто осуществлялось грамотными мирянами – «мастерами грамоты». Навыки чтения давались нелегко. В основе обучения лежал буквослагательный метод: а-аз, б-буки, в-веди и т. д. буквы выписывали на вощёных дощечках или вычерчивали острым «писалом» на бересте. Далее приступали к чтению и переписыванию молитв, псалтырных текстов. По арифметике требовалось освоить сложение, вычитание, умножение, деление, удвоение и раздвоение (ныне не пользуются). В школах «учения книжного» уделяли внимание грамматике, риторике и диалектике – тривиум западноевропейского образования того времени. однако к концу XIII века такие школы начали приходить в упадок, что было вызвано нападением монголо-татарских войск польских и литовских войск, что повлияло рост и развитие училищ. Б’ольшая часть «училищ» находилась при приходских и епархиальных церквях. Обучение сочеталось с религиозно-нравственным воздействием.
Высокообразованным сословием являлось духовенство, хотя по уровню образованности оно отличалось неоднородностью. Монастыри стали крупнейшими центрами образования того времени. Одним из зачинателей таких монастырских центров считается Сергий Радонежский (ок. 1321 - 1391). В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники - азбуки. Основоположник отечественного книгопечатания – Иван Фёдоров (ок. 1510 - 1583), который в Остроге создал знаменитые буквари, где изложил в послесловии методические рекомендации по их использованию. Педагогическая мысль России до XVIII века Зарождение педагогической мысли в Древней Руси началось в XI-XIII вв. Под влиянием Священного Писания, творений отцов Церкви были созданы литературно-художественные произведения, содержащие педагогические идеи. Псалтырь стала настольной народной книгой, которую надо было уметь толковать. Среди отечественных сочинений, содержащих педагогические идеи, выделялись труды мыслителей: митрополит Илларион (XI в.), Феодосий Печерский (ок. 1008 - 1074), Нестор (XI - нач. XII вв.), Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182), Епифаний Премудрый (до 1380 – между 1433 - 1508), Стефан Пермский (ок. 1345 - 1396), Максим Грек (1475 - 1556), Симеон Полоцкий (1629 -1680), Епифаний Славен’ецкий (? - 1675), Карион Истомин и др. Одним из распространённых жанров того времени были поучения. В их составлении участвовали даже образованные женщины (например, «Поучение» княгини Марии, супруги князя Всеволода III Юрьевича). Наибольшую известность приобрело «Поучение детям» князя Владимира Мономаха (1117). Это были развёрнутые «наставления детям или кому другому» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседневности. Прежде всего нужно иметь страх Божий и постоянно трудиться, ибо труд – есть жизнь христианина. Труд он понимал и как физическую, и как умственную работу, отдавая дань уважения образованию. Как на образец для подражания, он указывал на своего отца, который выучил пять иностранных языков и «от того честь имел великую». Из христианских заповедей, по его мнению, сначала надо было исполнять три, чтобы вести добродетельную жизнь: это – покаяние, слёзы и милостыня. Уделял внимание воспитанию милосердия, сострадания. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке религиозность, уважение к старшим, милостливость, самообладание, находчивость, хладнокровие и умение рачительно управлять своим домом. Максим Грек (1475-1556) – переводчик, мыслитель, переселившийся из Европы в Россию. Написал ряд сочинений по грамматике, в числе учебные пособия: «О грамматике», «О пользе грамматики», «Лексис – неведомые речи». Считается, что именно под его влиянием на Руси стали изучать грамматику как отдельный предмет. Разделяя все науки на внешние (полезные, практические) и внутренние (ведущие к духовному совершенствованию)/ Максим Грек отдавал предпочтение последним. Одной из вершин педагогической мысли того времени считается «Домострой», составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного – протопопом Сильвестром. Сочинение состоит из трёх частей, главной из которых является первая, посвящённая строительству духовно-религиозной жизни дома, семьи и каждого христианина. Вторая часть касается мирских, семейных отношений. Третья часть советует, как обустроить дом, содержит хозяйственные рекомендации. Задача нравственно-религиозного воспитания детей возложена на родителей, им же даются советы в том, чему учить сына или дочь: прежде всего тому, что нужно в домашнем обиходе, а только затем грамоте, книжным наукам. Однако, наряду с сохранением старых идеалов в XVII веке в связи с начавшимся сближением со странами Европы в Россию стали более активно проникать как элементы западной образовательной системы, так и новые педагогические идеи. Были переведены в этот период ряд западноевропейских сочинений, таких как «Космография» Меркатора, «Великое зеркало» иезуита Иоанна Майера «О строении человеческого тела», «Селенография» Яна Гевелия, «Естествознание» М. Скотта и др. Симеон Полоцкий (1629 - 1680) был автором ряда сочинений («Псалтырь рифмованная», «Вертоград многоцветный», «Обед душевный», «Букварь языка славянска» и др.). В них он представал необычным для России мыслителем-педагогом, утверждающим, что философия есть «наставница в нравах», ибо «не знающий себя, ничего не знает». Окружающий мир представлялся ему книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. Обучение должно осуществляться на латинском, греческом и родном языках. Среди средств обучения Симеон Полоцкий выделял публичные выступления, которые помогали учащимся овладеть риторикой, развивать дикцию, память, воображение. Особую роль в отечественном просвещении сыграл Епифаний Славинецкий (1600 - 1675), автор оригинального сочинения нравственно-назидательного характера «Гражданство обычаев детских», которое содержало большое количество советов по поводу внешнего поведения, обилие нравственных рекомендаций, имеющих целью преимущественно внутреннее, духовное воспитание христианина. Современные российские историки (Джуринский, Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII века: латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев), грекофильскую (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев), старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи). В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Развитие школьного строительства. Серьёзные изменения в образовании начались в XVII веке. Позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдёт в историю как школа Просвещения. Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы (при монастырях). При Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого (1629 - 1680) в 60-е годы XVII века была организована школа повышенного типа. Поскольку существовала потребность в людях, знающих языки, при приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе открывались греческие школы, училища переводчиков. С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII веку обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания. Одним из просветительских и научных центров восточнославянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, которые делились на три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних – поэтика и риторика, в старших – философия и богословие. В 1687 году в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (инициатор Симеон Полоцкий). Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Принимались в академию «всякого чину люди», даже с территорий Украины и Польши. Сословные ограничения были несущественными. Данное учебное заведение было ориентировано на программу европейского университета с изучением «семи свободных искусств», древних языков, богословия. Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди её выпускников были зодчий Василий Иванович Баженов, академик Михаил Васильевич Ломоносов, поэт Анти’ох Дмитриевич Кантемир, известные деятели Русской Православной Церкви, дипломаты. Открывались так называемые братские школы. Школы православных братств считались общественными, а не частными или семейными. Основу этих школ составляли церковное чтение, пение, изучение церковного устава, Священного Писания, греческий и латинский языки, «семь свободных искусств». Интересно, что это – одни из первых учебных заведений в Европе, имевшие устав, в котором разграничивались обязанности ректора, его помощников, учителей, учащихся и родителей. Так, при поступлении ребёнка в школу, родитель должен был заключить письменный договор о том, что сын будет находиться в ней до конца обучения. Также оговаривались начало и продолжительность учебного года, большое внимание уделялось организации занятий по классно-урочной системе. Среди всех братских школ того времени по уровню подготовки выделялась школа Львовского братства, в Киеве в 1615 году также была огранизована братская школа, преобразованная впоследствии в Киево-Могиловскую Академию. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |