АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания

Читайте также:
  1. APQC структура классификации процессов SM
  2. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  3. III. Диалектика: ее суть структура и альтернативы.
  4. III. Социальная структура и стратификация
  5. III. Формы борьбы и эффективность действий антиглобалистов.
  6. А. правительственные реформы середины XVI в.
  7. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  8. Административная структура ММЦ «Валко. Новая звезда»
  9. Административное правонарушение против общественного порядка и нравственности
  10. Адміністративно-правові відносини, їх структура, особливості та види.
  11. Акцентная структура слова в русском языке. Система акцентных противопоставлений. Функции словесного ударения.
  12. Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.

Структура общественного сознания (духовной сферы общества, надстройки) является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практи­ческой деятельности людей, есть непосредственное отра­жение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания - здравый смысл - по глубине осознания действительности нередко прибли­жается к уровню научного сознания. Обыденное созна­ние - это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к непосредствен­ной действительности, полнее отражает специфику ситу­аций, но включает в себя и так называемое обыватель­ское, весьма ограниченное, сознание. Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретиче­ское сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Общественная психология направ­лена непосредственно на практическую деятельность и в ней прежде всего реализуется. Ее основная функция — стимулирование деятельности, воплощение чувств, идей в реальные отношения, поведение людей. Не имея иного кроме самих масс носителя и создателя, общественная психология выступает как массовое сознание, как про­дукт социальных условий жизни общества, класса, груп­пы и их побудительная сила. Статус общественной пси­хологии как науки пока еще точно не определен. С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система, идей, взглядов, теорий.отражающих сущность, законы общественного бытия под углом Зрения интересов общества, классов, социальных групп. В отличие от общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс приходят практически. Из условий жизни общества или класса стихийно возникает не идеология, а общественная психология, создающая опреде­ленную почву для выработки, распространения и усвоения идей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)