|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о бытии, материи и сознании (Антология)Учение о бытии – учение об общих принципах, основаниях существования наличности объективной реальности в ее разнообразных формах образования, в том числе и о существовании сознания, мышления, т.е. идеального как результат развития объективной реальности (всего материального). В антологии речь не идет о развитии, о переходах из одного качества в другое – эти стороны бытия не рассматриваются в учении о бытии. Здесь речь идет о том, что существует способ существования, форма существования, взаимосвязи. Взаимопереходов нет. Впервые понятие бытия мы встречаем у Гераклида, который говорит, что бытие и небытие едино (одно вытекает из другого). Мы видим, что Гераклид процесс изменения, становления, возникновения нового выражает посредством перерождения небытия (потому что не было других понятий). Затем мы встречаем понятие небытия у Парменида. Небытие здесь понимается как самое существенное, определяющее, существенное, но то, что существенно, важно, то, что является основанием всего мира не должно быть изменчиво, оно должно быть постоянным. Поэтому Парменид говорит, что небытие едино, ничего из него выходить не может. У Демокрита небытие – это пустота, а бытие – это атомы. Мир – есть единство небытия и бытия. В средневековой фил категория бытия отодвигается на второй план и появляется категория субстанции. В фил Аристотеля тоже есть понятие субстанции, но оно означало материал, из которого состоит тот или иной предмет. В Средневек фил субстанция – это то, что не зависит ни от чего и то, что творит, т.е. субстанция – это Бог. Субстанция творящая, но не сотворенная (бог), чел-к – субстанция сотворенная и творящая. Под бытием понимается все тленное. В новое время (время Бекона, Декарта, Гоббса) мы встречаем уже понятие материи. Материя понимается как совокупность макротел. Она имеет протяженность, но эта материя, которая не имеет становления, не имеет качественных изменений. Поэтому материализм нового времени мы хар-зуем как механистический материализм. В этот период Философия Спинозы по-другому рассматривает категорию субстанций. Что нового вносит Декарт в понимание субстанции – он отделяет божественную субстанцию от материи. Бог – это высшая субстанция, которая сотворила материальную и духовную субстанцию и дальше не вмешивается. Спиноза идет еще дальше: Он рассматривает единую субстанцию, субстанцию, которая явл-ся причиной самой себя. Бог, кот-й явл-ся субстанцией, но реализовал себя лишь единожды, проявляется в природе. Реализованный бог – субстанция природа, поэтому причины всех изменений – эта субстанция (природа бог) заключает в себе. Но у Спинозы нет развития. Он говорит, что человеку даны только 2 атрибута: протяженность (пространственные характеристики природы) и мышление. Мышление не явл-ся результатом революции, оно тоже создано Богом одновременно с протяженностью. Понятие бытия возрождается в фил Гегеля. Бытие по Гегелю – это наличность существования абсолютной идеи, которая явл-ся субстанцией, творящей основы. Истинным бытием обладают только абсолютные идеи (только идеальные формы, духовный мир). Все материальное по Гегелю явл-ся инобытием, т.е. другим бытием, ненастоящим бытием. Здесь Гегель пытается соединить понятие бытия с субстанцией и процессом развития. Т.е. в гегелевском понимании бытие – это существующее, но находящееся в постоянном изменении и развитии. Т.е. процесс развития и законы развития явл-ся сущностью бытия. Основные формы существования бытия. Основными формами существования материального явл-ся пространство и время. Существует несколько концепций пространства и времени: 1. Идеалистическое (У Декарта - нет ни пространства, ни времени) 2. Субстанциальное (Пространство и время существуют вне материи как отдельные самостоятельные субстанции. Например, так считал Исаак Ньютон). 3. Атрибутивная концепция (Пространство и время рассматривают как атрибуты объективной реальности (У Гегеля, в Марксистской философии, у Эйнштейна (в физике)). Есть два уровня понимания пространства и времени: 1) Механистическое понимание, где понятие пространства и времени никак не связаны с развитием и изменением (видим в механике). Пространство – внешняя форма и внутренняя структура. Время понимается как последовательность событий, длительность. Декарт, Спиноза время понимали как субъективный фактор (это длительность, которую человек ощущает, но как объективный фактор в самом деле нет). 2) Диалектическое понимание пространства и времени. Они рассматриваются как форм осуществления и проявления процесса развития материальных систем, объективной реальности. Пространство рассматривается как определенный этап организованности,.. процесса результата развития системы. Это фиксированное положение, относительный покой, устойчивость, стабильность, постоянство. Пространство – это внешняя форма, внутренняя структура и система взаимосвязи объектов с другими объектами. Каждое конкретное пространственное состояние материальной системы явл-ся приходящим, временным. Т.е. пространственная характеристика имеет этапы становления, совершенствования, развития и перехода в другое состояние, в другое материальное состояние. Процесс изменчивости выражается во времени. Время – это закономерная объективная последовательность возникновения, становления, совершенствования, развития материальной системы и ее перехода в другое качество, а также координированность этого изменения с изменением взаимосвязанных материальных систем. Определение пространства и времени показывает, что каждая материальная система имеет свое время и свое пространство. Мы можем говорить о биологическом пространстве и времени. Пространство и время явл-ся определенными формами проявления фиксации, определения более фундаментального процесса, движения. Движение – способ существования бытия. Движение – это изменение вообще (внутреннее, внешнее). Механистическое понимание движения и философское. Механистическое – перемещения тела в пространстве относительно другого объекта. Движение абсолютно. Относительность покоя и абсолютность движения заключаются в том, что каждое состояние конкретной материальной системы явл-ся результатом организованного оформленного движения данной, взаимосвязи составляющих элементов данной материальной системы. Покой – конкретное устойчивое повторяющееся состояние материальной системы. Покой проявляется в пространственной характеристики материальной системы. Покой пространства отражает определенное качественное состояние материальной системы. Движение как способ существования материи имеет основные формы, которые впервые выделил Энгельс в своей работе «диалектика природы» 5 основных форм движения бытия: 1. Механическое движение. Мех движ не связано с качественной особенностью, определенностью, спецификой материальной системы. Мех движ явл-ся внешней формой проявления других типов движения. 2. Физическое движение – движение элементарных частиц, радиоволн, гравитация и т.п. Исторически и логически явл-ся самой первой фундаментальной формой движения материального мира. 3. Химическая форма движения материи – взаимосвязь атомов, молекул и т.д. 4. Биологическая форма движения – способ существования живых организмов, начинаю от микроорганизмов и кончая человеком. 5. Социальное движение – высшая форма движения: это жизнедеятельность человека, общества. Каждая форма движения имеет свои специфические законы. Предыдущие формы движения (кроме механики) осуществляются в структуре вышестоящего движения, подчиняясь законам вышестоящего движения. В анализе каждой конкретной формы движения исключается редукционизм – нельзя сводить высшие формы движения к закономерностям низших форм. Основные признаки и законы развития. Развитие – высшая форма движения, в процессе которого происходят качественные изменения. Источником развития явл-ся внутренние противоречия материальных систем. Принципы, сформулированные Гегелем: *Диалектическое противоречие – необходимое объективное закономерное взаимодействие и взаимосвязь взаимоисключающих и взаимопредполагающих сторон, полюсов материальной или идеальной системы. Любое материальное образование в себе имеет противоречие, т.е. состоит из противоположностей. *Диалектическое отрицание – переход из одного состояния в другое, который происходит как разрешение внутреннего противоречия осуществляется как сохранение всего позитивного и отбрасывания избавления от устаревшего и использования всего позитивного в образовании нового качества. *Метафизическое отрицание – та или иная система полностью разрушается. В обществе достижения прошлого полностью отбрасываются. * Принцип объективности – принцип, который исходит из выявления реально существующих элементов, тенденций того или иного объекта или явления. *Принцип конкретности – для исследования, для конкретного понимания исследуемого объекта надо раскрывать историю конкретного объекта, совокупность всех элементов и отношение элементов системы. *Принцип историзма – означает, что любая (идеальная) система носит преходящий характер Нет ничего вечного, постоянного. Преходящий хар-р определяется внутренним противоречием и процессом развития. Основные законы развития (сформулированы и открыты Гегелем): 1. Закон перехода количественных накоплений в качественные. И наоборот (Добавление Энгельса). 2. Закон единства и борьбы противоположностей. 3. Закон отрицания отрицания. Любое материальное образование имеет количественную характеристику и число элементов, из которых состоит. Количество – это число элементов, из которых состоит данная материальная система. Есть интенсивное количественное изменение и экстенсивное. Первое – изменение составляющих элементов данной системы. Экстенсивное – увеличение числа однородных предметов, что не приводит к изменению системы. Интенсивное качественное количественное изменение меняет структуру предметы, что приводит впоследствии к изменению качества. Почему происходят изменения – материальная система находится в движении, взаимодействии. Это приводит к изменению структуры, что приводит в изменению качественных характеристик. Интенсивные количественные изменения приводят к изменению качества посредством изменения внутренней структуры материальной системы. Когда появляется новое качество, новое изменение происходит в рамках нового качества, в рамках новой структуры материальной системы. Качество – это результат организованного оформленного движения составляющих элементов материальной системы.
Читать: 1) Журнал «Философия и общ-во» №3 за 2010 год. 2) «Диалектика как система» Оруджев. 3) Учебник под редакцией Фролова.
Лекция №4. 25.02.2013 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |