|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 17. Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева«Свобода. Тема свободы является главной в творчестве философа. За приверженность Бердяева к исповеданию свободы его называли «апостолом свободы» (или даже «пленником свободы»). Бердяев не удовлетворен ни одной из теодицей и строит свою – очень радикальную. Свобода человека, по Бердяеву, не сотворена Богом, тварная свобода невозможна. Свобода – нечто первичное, «меон», из которого рождается (вне времени) Сам Бог. Свобода остается вне Бога, Бог над нею не властвует, хотя и может использовать ее в творческом акте сотворения мира, в котором человек получает частичку свободы (ибо иначе человек не будет образом Божиим). Как говорит Бердяев, Господь «всемогущ в бытии», в Им сотворенном, но перед свободой Он может только распяться, показать Свою правду, но не дезавуировать свободу. По отношению к свободе, как писал Бердяев «Бог никакой власти не имеет. Он имеет меньше власти, чем полицейский». Поэтому Господь и не несет ответственности за зло, которое является следствием использования человеком своей свободы. Впрочем, из-за такой трактовки теодицеи считать Бердяева еретиком нельзя, поскольку проблему теодицеи в нашем богословии отнюдь нельзя считать решенной. Да и главному – христоцентричности православия – Бердяев остается всегда верен. Персонализм. Созвучной православию является и его трактовка личности и ее духовной жизни. Подлинной для Бердяева является лишь духовная жизнь личности. Жизнь личности во внешнем мире ущербна, ибо сам мир в результате грехопадения «объективировался», т.е. предстал как мир объектов, воспринимаемых душой как нечто застывшее, внешнее, чуждое душе, требующее огромных усилий для их познания. Объективации подвержено все во внешнем мире, в том числе и Церковь (этот тезис вызывал резкое неприятие священства). Таков принцип персонализма в бердяевской формулировке. Единственный механизм творчества – свобода. Свобода определяет «царство духа». Она угодна Богу, но в то же время она не от Бога. Существует первичная свобода, над которой Бог не властен. Судьба свободного человека во времени и истории трагична. Каждый выход человека за пределы самого себя (обращение к Богу) это творческий акт. Нужно развивать духовное начало. Нельзя взаимодействовать только с миром объектов, быть только природным существом. Человек становится духовным существом в восхождении к Богу. Взаимодействие – творческий акт, в котором человек развивается и реализуется как личность. Человек становится личностью, когда представляет себя как личность. В творческом акте, взаимодействии «я» и «ты» возникает новое. Есть творческие виды деятельности, которые помогают реализоваться, и те, которые не развивают человека. Большинство эксплуатирует элиту общества. Человек, который считает, что он не такой как все, зачастую оказывается прав. Великие люди, как правило, одиноки. Некоторые духовные существа осуществляют прорыв во времени. Человек смертен, но он может быть причастен к вечности. Мир живет изобретениями элиты. Каждый человек проходит свой жизненный путь, каждый приходит к Богу по-своему, т.к. все индивидуальны. Церковь и священники – посредники между Богом и человеком.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |