|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологииВ научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание социальной антропологи, а для ее названия используются самые разные термины, в том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология, различия между которыми не всегда носят принципиальный характер. До недавнего времени в нашей стране предпочтение отдавали термину «этнология», а соотношение между этнографией, этнологией и социальной антропологией четко не прописывалось. Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие — культуру, третьи — общество, четвертые — народы, населяющие те или иные регионы. Например, Ф.И. Минюшев объектом социальной антропологии считает человека (взятого в контексте его культуры), жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Соответственно предметом социальной антропологии, по его мнению, являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Согласно другой точке зрения объектом социальной антропологии является социокультурный процесс, т.е. процесс трансформации культуры, а предметом — законы, которым подчиняется такой процесс. С разнообразием представлений об объекте и предмете связано значительное количество вариантов названия социальной антропологии и ее определений. Вот лишь некоторые из них: обобщающая и сравнительная наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества; сравнительное изучение дописьменных народов; наука, исследующая в сравнительном плане различные типы культур и пути их преобразования при социальной (а не чисто биологической) передаче информации от поколения к поколению; система описания фактов культуры (культурная антропология); раздел социологи и, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы (этнология); наука, традиционно изучающая эволюцию общества и человека путем сравнительного анализа различных культур (культурная антропология); наука о динамике культуры как искусственного, неприродного мира человека; наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ; наука, призванная исследовать социальную фазу развития человека в общем контексте космодинамики его экзистенции Объект антропологии – человек, взятый в контексте его культуры. Человек рассматривается как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию. Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими, в обществе как социокультурной системе. В объект дисциплины также включается природное, социальное и искусственное окружение человека. Все вместе можно представить в виде статического и динамического состояний. Статическое - система взаимоотношений человека, динамического - процессы его взаимодействий с ним. В обоих есть нечто, упорядочивающее эти состояния. Этим является культура как первичное опосредование между человеком и его социумом. В объект также входит географическая среда формирования и развития той или иной культуры. Подводя итог можно сказать, что объектом социальной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении и рассмотренный через призму культуры его общества (среды). Предметом социальной антропологии являются её закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |