|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иконические знаки в искусствах и искусственных семиотикахВ языках (семиотиках) всех искусств преобладают иконические знаки, потому что сущность искусств — в создании подобий Подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе. При помощи ритма, без гармонии, производят подражание некоторые из танцовщиков. Иконичность знаков тех искусств, которые развились из семиотики неподвижных изображений (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), вполне очевидна (ср., впрочем, семиотику архитектуры, абстрактного искусства, декоративного искусства, дизайна). В семиотике искусств, основанных на изображении, важно видеть знаки, нарушающие иконичность, а также диалектику изобразительности (иконичности) и условности (символичности). В искусственных семиотиках роль иконических знаков различна в разных системах. Иконические знаки преобладают в картографии и топографии, чертежах, схемах, диаграммах, графиках, структурных формулах веществ (например, бензольное кольцо), плакатах, визуальной рекламе, в знаках обслуживания и дорожных знаках, пиктограммах олимпийских видов спорта. В математической символике к иконическим знакам относятся знаки II ('параллельно'), 1 ('перпендикуляр'), п ('пересечение'), u ('объединение'), с ('содержится'), z> ('включается'), знак равенства = и некоторые другие. Возможно, в глубокой древности ощущалась иконичность знака 'минус': Р. Грегори видит в нем отображение жеста «разведение рук» в знак отрицания; Однако для современного сознания графический знак со значением 'минус' — это чистая условность, т.е. знак-символ. Иконичные знаки важны в интерактивных языках общения человека и компьютера («иконки» в меню и подменю). Однако в целом, чем более абстрактны значения, составляющие план содержания некоторой семиотики, тем большее место занимают в ней знаки-символы.
15. Структура семиозиса
(из учебника) Обязательная для любого знака связь означающего и означаемого бывает двух видов: 1) мотивированная (т.е. в том или ином отношении «естественная», так или иначе обусловленная и поэтому объяснимая) а) по смежности явлений б) по их сходству. 2) немотивированная. Чарльз Сандерс Пирс выделил 3 класса элементарных знаков: 1) знаки-индексы, ( связь означающего и означаемого мотивирована их естественной смежностью, в случае пересечения означающее является частью означаемого. Она носит метонимический характер) Примеры: 1) оскал собаки — это знак угрозы и одновременно компонент ее готовности к защите или нападению; 2) вскрик Ой! когда человек почувствовал боль, 2)знаки-копии ( связь означающего и означаемого мотивирована сходством, подобием между ними и носит метафорический характер) Примеры: 1) слово жук (означающее) звучит похоже на те звуки, которые издает это насекомое (денотат); 2) на физической карте распределение светлых и темных оттенков голубого, синего, зеленого и коричневого цветов (означающего) соответствует означаемому: глубине «синих» морей, уровню по отношению к морю «зеленых» долин и высоте «коричневых» гор. 3) знаки-символы. (мотивированность в связи означающего с означаемым отсутствует.) Примеры: 1) никто, в том числе этимологи, не знают, почему звуковой комплекс рыба обозначает этот класс водных позвоночных: для современного языкового сознания (говорящих по-русски) эта связь не мотивирована; 2) также необъяснимо, почему знак 4 связан с количеством 'четыре', а знак 5 — с количеством 'пять'. Три названных типа элементарных знаков соответствуют трем ступеням семиозиса (процесса означивания и возникновения в сознании знака и знаковых отношений между явлением действительности, его отображением в сознании и формой знака). Оппозиция знаков-индексов, знаков-икон и знаков-символов носит градуальный характер по степени знаковости (т.е. условности): это градация от знаков с относительно невысокой степенью условности (индексов), к более условным знакам (иконам) и от них к еще более условным знакам — символам.
В разных сферах семиотики знаки исользуются по-разному: 1. В коммуникации животных имеет место единственный хронотоп (временной и пространственный план) — «здесь и сейчас», и это соответствует подавляющему преобладанию в языках животных знаков-индексов. 2. В искусствах преобладают знаки иконического характера, и этому соответствует обращенность произведений искусств в прошлое 3. В естественных (этнических) языках преобладают знаки-символы, и это соответствует, с одной стороны, регулятивно-побудительной и планирующей функциям языка, а с другой, — тесной связи языка / речи с мышлением и познанием. В рекламе используются все виды знаков, однако рекламные технологи советуют видеть разные коммуникативные возможности икон, индексов и символов (этих «трех китов осмысленной коммуникации» в рекламе). (из интернета) Древние греки включали в семиозис:
Один из основоположников современной семиотики Пирс применял понятие семиозис для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения объект — знак — интерпретанта. Для Пирса именно понятие семиозиса было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта — это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т. д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак (как физически тождественные друг другу) не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном семиозисе. В рамках такого подхода семиозис — это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. Семиозис — это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семиозиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром — объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно «спрятан» в череде семиотических медиаций. Однако познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Он также выделял три измерения семиозиса (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа):
20. Знак, значение, понятие (треугольник)
Знак (лат. sigпum) - это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя (заместителя, репрезентанта) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации. Каждый знак имеет материальную сторону - это его означающее или план выражения!, и идеальную сторону - это означаемое, или план сожержания. Значением (содержанием) любого знака является не «замещаемый» предмет, а представление о нем. Например, в дорожном знаке «Дети» его материальная оболочка - это силуэт двух бегущих детей, помещенный в треугольнике с красной обводкой, а его содержание (значение) - это не реальные конкретные дети, а представление о том, что на этом участке дороги часто появляются дети. По отношению к реальным ситуациям (о которых предупреждает данный знак) его значение представляет собой обобщение и абстракцию: ведь реально дети могут не обязательно бежать, а идти или играть; не такими, как «на картинке», могут быть их количество, а также Пол, возраст и т.Д. Древнегреческие прототипы терминов знак, означающее и означаемое впервые появляются у ранних стоиков Несмотря на бинарность знака, его сущностной графической формулой в семиотике стал треугольник
План содержания (означаемое)
План выражения (означающее) объект означения
Легко видеть, что к этой триаде восходят и «логический треуголънк» немецкого логика Готлоба Фреге.
Варианты терминов, представляющих семиотический треугольник. Понимание сущностей, образующих семиотический треугольник, вариативно в разных научных школах. лингвисты отошли от понимания означающего как чисто материальной «формы». У Соссюра означающее предстает как «акустический образ». К сфере означающего иногда также относят внутреннюю форму слова, по классическому определению В.В. Виноградова. у логиков близкий феномен был обозначен термином смысл, иногда десuгнат1, иногда концепт2 и рассматривался как ядерный компонент означаемого.
Десигнат - от лат. desigпatio 'обозначение, указание, назначение'; в логике термин используется в двух антонимичных значениях - и как 'денотат', и как 'концепт', или 'смысл'. Концепт (от лат. coпceptio 'соединение, совокупность') в логике - смысл понятия; в когнитивной лингвистике - «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона,... всеЙ картины мира, отраженной в человеческой психике» (Кубрякова и др. 1996, 90).
Так, в концепции имени, разработанной Г. Фреге, денотат3 имени Арuстотель - это его отнесенность к знаменитому философу, а смысл имени Арuстотель заключается в значении ученик Платона и учитель Александра Великого
Денотат - от лат. deпotatus 'обозначение, обозначенный'; в логике - объект, обозначением которого является данное имя.
Оппозиции «денотат смысл» у Фреге в аналитической философии Р. Карнапа и К.Льюса соответствуют термины экстенсuонал4 'область предметной приложимости для слова и логической валентности для суждения', uнтенсuонал5 'качества или свойства, составляющие внутреннее содержание слова или термина, его сигнификацию' Экстенсионал - от лат. exteпsio 'распространение; протяжение, пространство'; в логике - область приложения или референции имени (некоторого понятия). Интенсионал - от лат. iпteпtio 'напряжение, усилие'; в логике - смысл имени (термина), называющего понятие.
В итоге понимание и формы, и содержания знака было существенно углублено; были увидены их неэлементарность и внутренняя структурированность. Однако открытая стоиками триада «означающее - означаемое - вещь» сохраняется как логико-семиотический инвариант поисков или как ось координат единой системы.
25. Компонентный анализ лексического значения слова
Компонентный анализ — это метод лингвистического изучения смысла слов. Целью компонентного анализа является расчленение языкового значения на минимальные единицы. Обозначение этих единиц различно: фигура содержания, семантический множитель, дифференциальный признак, ноэма, элементарный смысл, сема и т.д. В компонентном анализе выделяют три этапа:
При компонентном анализе в структуре значения слова выделяют следующие семы: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |