|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Советский период развития украинской культуры. Соц- реализм как тип тоталитарной культурыПосле революции 1917 г. на Украине начался культурный подъем, связанный с надеждой на лучшие перемены. Активно начинает издавать-ся украинская литература. В 1918 г. открылась первая украинская академия наук, однако молниеносный разгром Центральной Рады – нового украинского прави-тельства, привел к закрытию всех этих учреждений. После 1922 г. (образование СССР) научная жизнь возобновляется в условиях новой социальной стабильности. Этому способствовало возвра-щение из ссылки в 1924 г. Грушевского (первого украинского президента и выдающегося ученого), выходят ряд его фундаментальных работ, имею-щие огромное значение для развития отечественной культуры. Так, в Киеве и Харькове выходят в свет «Шевченковские чтения». В поэзии заметный след оставили Зиров, М. Хвылевой, В. Сосюра, П. Тычина, Олесь и др. В прозе – заметное место занимали писатели, творчество которых в годы советской власти замалчивалась или искажалась. Среди них В. Вин-ниченко ─ деятель Центральной Рады, прозаик, драматург, произведе-ния которого характеризовались разноплановой проблематикой (сельское и городское жизни, изображения различных социальных групп). Именно в литературных произведениях выражаются надежды, связанные с гуманистическими приоритетами развития личности. Украин-ский язык становится государственным, открываются украинские уни-верситеты (В Киеве, Камянце и др.) Базой для дальнейшего развития культуры в полной мере стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная. В развитии украинской науки активное участие приняли выдающийся естествоиспы-татель с мировым именем В. Вернадский, микробиолог и эпидемиолог Д. Заболотный, математик Н. Крылов, экономист М. Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А. Корчак-Чепурковский, литературовед С. Ефремов, О. Богомолец, который работал в области экспериментальной патологии, Е. Патон, который предложил принципиально новые методы электросварки. Эти и ряд других ученых широко известны за пределами Украины. Таким образом, в 20-е годы украинская культура переживает настоя-щий творческий подъем – новую волну национально-культурного возрож-дения. Наиболее ярко это проявилось в развитии украинского театра, связанное с творчестовом Л. Курбаса и его театром «Березиль», в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновле-ния украинского сценического искусства. Всемирная слава пришла к одному из основателей украинского киноискусства А. Довженко вместе с фильмами «Звенигора», «Арсенал», «Земля». Стилистика, созданная Довженко, положила начало направле-нию, которое определяют как «украинский поэтический кинематограф». Заслугой этого выдающегося режиссера было то, что он ввел в театраль-ное искусство много новаторских приемов, к которым позже придут и европейские театры. Но с 1921 г. культурный процесс был подорван, связанный с эконо-мическим упадком. С к. 20-х гг. усиливаются репрессии против деятелей украинской культуры, а с сер. 20-х гг. в СССР усиливается политика ограничения всех национальных культур, в том числе и украинской. В 1932 г. появился термин «социалистический реализм», кото-рый был провозглашен единственным правильным методом литера-туры и искусства, что, в свою очередь, обедняло, сужало творческий процесс. Прославление мифических достижений, лакировка действитель-ности, фальсификация истории стали органическими качествами идеоло-гизированной литературы. Были остановлены авангардные поиски и эксперименты, которые во всем мире продолжали оставаться магистральной линией развития искусства. Диктовалось верховенство историко-революционной, произво-дственной тематики. В живописи такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет, отодви-гались на второй план потому, что они будто не несли классовой нагруз-ки. Чтобы подавить свободную мысль, вызвать страх, укрепить по-винновение, сталинский режим развернул массовые репрессии. В совре-менной публицистике, научную литературу это период культуры вошел образ «расстрелянного возрождения». Политические репрессии 30-х гг., коснувшиеся всей культурной элиты СССР, уничтожили 80 процентов украинского культурного потенциала, примерно такие же потери понесли и другие республики. Кроме этого, украинская культура столкнулась с существованием тоталитарной культуры, при которой культура принимает форму монокультуры, ориентирующаяся на господствующую идеологию. Такая культура убивает дух творчества и приходит к застывшим формам. Таким образом, в советский период, занявший большую часть ХХ столетия, украинская культура прошла сложный путь, объединяющий достижения и потери, духовные взлеты и трагедии: национальный подъем 20-х годов, трагедию в годы сталинской диктатуры, хрущевскую «оттепель», брежневский «застой», горбачевскую перестройку. Устано-вить с объективностью баланс тех и других процессов ─ прерогатива будущего.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |