АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Культура во время пробуждения украинского национального самосознания

Читайте также:
  1. C) нерационально время
  2. E. Удлиненное время кровотечения
  3. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  4. III. Требования охраны труда во время работы
  5. III. Требования охраны труда во время работы
  6. III. Требования охраны труда во время работы
  7. T0 - время проведения робот ( часы)
  8. А не интенсивность, которая выясняется только спустя некоторое время, после получения информации о последствиях.
  9. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
  10. Античні міста – поліси, їх культура в українських землях.
  11. Белорусская культура периода «застоя».
  12. В 11-50 экскурсанты садятся автобус и едут к Трифонову монастырю. Время в пути составляет 10-15 минут.

6.1. Основные доминанты культуры эпохи Просвещения.

6.2. Украинское национально-культурное возрождение как отраже- ние идей Просвещения. Формирование национального самосоз- нания.

6.3. Влияние романтической идеологии на украинскую духовную культуру в первой половине ХIХ ст.

6.4. Шевченко Т.Г. и становление новой украинской культуры.

 

6.1. Основные доминанты культуры эпохи Просвещения

XVIII ст. получило название «века Просвещения», когда развер-нулось идейное движение, носившее социально-политический характер. Его главной целью было достижение справедливости в обществе, с помощью воспитания и образования.

Начавшись в Англии, оно получило распространение по всем европейским государствам, но высшего пика достигло во Франции. Благо-даря таким просветителям как Д. Дидро, Вальтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. Гельвеций и др. расширялись знания в области естество-знания, точных наук, совершенствовалась система образования. Откры-вались новые учебные заведения: французская Академия наук, лондон-ское Королевское общество. По инициативе Д. Дидро и Ж. Д Аламбера стала издаваться многотомная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», окончательно нанесшая удар по церковной схоластике.

Повышению грамотности и образованности способствовало увели-чение тиражей книг, словарей, газет, журналов и открытие разного уровня учебных заведений.

В это время получило распространение философское учение – деизм, отрицающее вмешательство Бога в повседневную жизнь людей, но оставляющее его как первопричину всего сущего. Такое понимание во многом изменило мировоззрение людей. Все больше стали цениться такие качества в человеке как инициативность, предприимчивость, трудолюбие. Предпочтение отдавалось способностям, а не знатности происхождения. Это нашло отражение в литературе, в искусстве.

Просветители верили в безграничные возможности Разума. Глав-ным злом считали невежество людей, а источником прогресса видели знание. Многие среди них были атеистами и открыто выступали против религиозного мракобесия. Однако их деятельность не получила широкого распространения на все слои общества.

Выступая от «лица» буржуазии они еще больше обострили класс-совые противоречия, что и привело к французской буржуазной революции (1789 г.), главным лозунгом которой стал: «Свобода. Равенство. Братство».

В Искусстве XVII в. получила развитие драматургия, благодаря творчеству таких выдающихся представителей как В. Шекспир в Англии, Ж.-Б. Мольер во Франции, Лопе де Вега в Испании.

Ведущее место среди литературных жанров стала занимать сатира, с помощью которой резко обличали пороки общества. Известными писа-телями сатирической литературы были Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Сервантес.

В XVIII в. представления о доброте и чистоте человека нашли отра-жение в художественном направлении – сентиментализме. Для писате-лей этого направления (Ж.-Ж. Руссо, П. О. Бомарше, Т. Смол-етта, Н. М. Карамзина) главным было показать естественность человека, богатый духовный мир простолюдина. В качестве доминанты они избрали чувства, а не разум. Сентиментальный герой признавал над собой только власть сердца, стремился к естественности и к искренности чувств.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)