|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чем занимается семиотика. Основные этапы ее развитияСемиотика, или семиология наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1. синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации; 2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; 3. прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Истоки изучения знаковых систем проявились уже в логико-математических работах Г. Лейбница в конце 17го века. Однако, вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением языков общения с древнейших времен интересовали философов. В IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон, говоря о происхождении слов (имен, названий), сравнивал язык с инструментом: При этом он полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами. Противоположного взгляда придерживался Аристотель. Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. Спор по поводу происхождения слов между философами - натуралистами, считающими, что названия вещей возникли в результате поиска наилучшего соответствия их обозначаемым объектам, и философами-конвенционалистами, которые полагали, что имена есть простое соглашение (конвенция) между людьми, продолжался еще многие годы. В Средние века возобладала теория божественного происхождения языка. В поисках ответа на вопрос, какое место занимает человек в процессе установления порядка и гармонии в мире, ученые того времени обращались к Библии. В конце 17го - начале 18го в. в философии возникло новое направление, которое получило название рационализма. Родоначальником его был Рене Декарт, видевший цель познания в понимании причин и действий. Декарт отводил исключительную роль в процессе познания дедукции, логическому выводу, он отвергал идею божественного происхождения языка. Предпосылкой для развития языка как орудия мышления Декарт считал врожденные представления или идеи. Джон Локк в своей работе "Опыт о человеческом разуме" утверждал, что не существует врожденных идей и принципов и что все человеческое знание происходит из опыта. Все идеи, по Локку, возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). Локк писал, что слова есть символы наших идей; они вовсе не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями - они произвольно выбранные обозначения идей. Следует отметить, что именно Локк ввел термин "знак" для обозначения слова как базисной единицы языка. Пытаясь найти компромисс между декартовским рационализмом и локковским сенсуализмом, Лейбниц создал теорию исторического происхождения языка, развил учение о происхождении названий. Философия языка как самостоятельная дисциплина возникла в начале XIX века. Основы ее заложил немецкий филолог В. Гумбольдт (1767 - 1835), который представлял язык как вечный и непрерывный процесс духовного творчества, как деятельность, выражающую глубинный дух народа. Его идеи оказали большое влияние на развитие языкознания и способствовали появлению в конце XIX - начале ХХ века нового направления, получившего название лингвистический структурализм. В явном виде основные принципы семиотики сформулировал американский философ и логик Ч. Пирс (1839 - 1914), который ввел само понятие "семиотика". По утверждению Пирса "любая мысль - это знак, участвующий в природе языка", "мыслить без знаков невозможно", а знак является заменителем объекта в каком - то аспекте.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |