|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формыТема 9. Философская теория бытия (онтология) План:
Рекомендуемая литература:
Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы Бытие – одна из самых общих философских категорий, определяемая через соотношение с противоположной категорией небытия, «ничто», и фиксирующее свойство, присущее всему, что окружает человека. Философское значение категории бытия предполагает проблематизацию всего существующего. Содержание категории Бытия тесно соприкасается с содержанием категории «субстанция», которое заключает в себе два момента: субстанция как «существующее само по себе», ни от чего не зависящее; и субстанция как первоначало, определяющее существование всех других вещей. Попытка осмыслить идею бытия в ее первозданности и чистоте была предпринята Парменидом. Понятие бытия у Парменида тождественно понятию субстанции как того, что существует «само по себе». Оно не порождает мир с его изменчивостью и множественностью, оно несоединимо с понятием субстанции во втором значении – как первоосновы. Попытки слить значение понятий бытия и субстанции как первоосновы мира (Гераклит) вели к подмене понятия бытия понятием становления, которое по отношению к бытию имеет противоположные характеристики. В концепции Платона субстанцией как первоначалом выступают идеи и материя, они порождают видимый мир, а «чистое» бытие отодвигается от взоров человека, оно не постижимо для него, Единое, которое ведет абсолютно автономное существование. В средние века категории бытия и субстанции были слиты воедино в персонифицированном образе Бога. Но в сотворенном Богом мире бытие и субстанция «расходятся»: все сотворенное лишь «причастно» бытию, но не есть само бытие. Отделение понятия субстанции от понятия бытия И. Кантом ведет к полному разделению сфер познавательной активности человека и ценностно-ориентационной, «практической». «Онтологический поворот» в философии XX в. связан с потребностью «помыслить человека» в его обособленности, конечности, временности. В новой онтологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др.) понятие бытия отделено от понятия субстанции. Человек рассматривается во взаимодействии с бытием, оформляющим его собственную жизнь; исследуются формы проявления бытия в человеческом существовании. Таким образом, бытие есть, прежде всего, интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, явлений и процессов, кроме одной черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. Одним из главных вопросов философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира: материальный (природный, физический) и идеальный (сознание, психические процессы, духовный мир человека). Первый существует объективно, независимо от воли и сознания человека, «сам по себе». Второй – субъективно, т.к. зависим от воли и желания отдельных индивидов. Комбинация двух способов существования бытия позволяет выделить формы бытия: бытие самого человека; бытие вещей, создаваемых человеком; духовный мир человека (индивидуальный уровень); человеческое общество (материальная и духовная культуры), природный мир. Дадим краткую характеристику своеобразных черт каждой формы. Природный мир – это мир физических форм, таких как неорганические минералы и стихии, растения и животные, космические и галактические явления. Мы предполагаем, что мир в его многообразии существует объективно, что он бездуховен и бессмысленен. Это основная установка научного познания, выработанная в процессе развития западного мышления. В рамках восточной философии данный принцип не работает, поскольку считается, что материальный мир является одушевленным. Человек принадлежит одновременно к двум мирам: природному (как его часть) и духовному (что и делает его человеком). Мир материальной культуры отличается от бытия естественной природы, поскольку все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим сознанием. Духовный мир существует в форме субъективной и объективной реальности. Субъективный дух – это психический мир человека, включающий самосознание, бессознательное, подсознание, чувства, эмоции, логическое мышление, нравственные принципы. Совместная деятельность людей в обществе порождает интерсубъективную или объективированную реальность. Это такие духовные образования, которые являются достоянием сообществ индивидов, духовной культуры общества в целом. Подобную природу имеет язык, научное знание, религия, мораль, искусство. Духовная реальность (субъективная и объективная) не может существовать вне материальных носителей. Общество, любые социальные системы также представляют собой тесное переплетение материального и идеального. Кроме отмеченных форм бытия, существуют еще и уровни бытия: существование в возможности (потенциальное бытие) и существование в действительности (актуальное бытие). Объективная реальность внешнего мира не является самоочевидной, поскольку мир дан опосредованно, субъективно (и по форме и по содержанию). Философ подвергает сомнению сам факт существования внешнего по отношению к человеку мира, показания его органов чувств, теоретические концепции, возможность познания вещей в их объективности. Внешний мир, если мы признаем его существование, открывается нам через различные каналы – органы чувств (цвет, запах, форма), разум (сущность, смысл, целостность, закономерность), интуицию, озарение. Требуется интеллектуальная работа по совмещению разнообразных картин, чем, собственно говоря, занимается философия. Бытие раскрывается человеку не сразу, целиком, а в процессе длительного его познания. Фактически все различия в философских учениях касаются различий в понимании форм бытия, трактовки их взаимоотношения и взаимодействия. Прежде всего, это различие в вопросе о том, какая из форм является основной, исходной, а какие формы производны и вторичны. Так мат е риалисты считают исходной формой природное материальное бытие, все остальные – производными (сознание, человек, общество). Субъективный идеализм основной формой считает внутренний мира человека (субъективное бытие). Объективный идеализм в качестве таковой формы принимает объективный дух. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование, представлены великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими позициями определяется персональными предпочтениями, типом образования (например, ученые склоняются к материализму), воспитанием, общим складом мышления. Параллельно с двумя течениями всегда существовало и третье – дуализм, представители которого стремились к совмещению материального и духовного начал (Аристотель, Р. Декарт, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Т. Шарден). Философское учение о бытии (онтология) сталкивается с рядом других кардинальных проблем, различные решения которых также определяют различия в философских воззрениях. Перечислим некоторые из дискуссионных вопросов: существует ли материальный мир как объективная реальность, находящаяся по ту сторону человеческого сознания?, обладает ли мир единством и что является основой этого единства?, является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается?, упорядочен ли мир в своем развитии?, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом?, обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решения философские концепции делятся на монизм, плюрализм, детерминизм, индетерминизм, диалектику, метафизику и т.д. Решение данных вопросов и проблемы бытия в целом претерпело значительную эволюцию в западной философии. Первый подход – субстанциональный (с VI до н.э вплоть до XIX в.). В трактовке Аристотеля это означало «попытку говорить обо всем, что существует, будь то материальным или идеальным, и вместе с тем искать абсолютные устойчивые основания всего сущего». Второй подход к проблеме бытия формируется в ХХ веке. Единственно несомненным и подлинным в этом мире признается жизнь человека, его потребности, чувства, желания. Человек перестает искать высоких смыслов в жизни, он стремится устроиться сейчас и здесь, а не в загробном мире. Отсюда нацеленность на пользу и успех. Весь мир превратился в поле деятельности человека, а не божественный миропорядок. Данный подход представлен в современной западной философии такими направлениями как экзистенциализм, философия жизни, феноменология, психоанализ. Новейшее время характеризуется полным отрицанием разумности человеческого существования; все оправдывается тем, что ничего в этом мире нет навеки.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |