|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философское учение о материиПонятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии: 1. наглядно-чувственный, представленный в трудах древних греков; 2. естественно-научный, представленный в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона; 3. философский (французский материализм XVIII в., К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); 4. гуманистический материализм, возникший в середине ХХ века и представляющий новый синтез предшествующих этапов. В рамках первого этапа в качестве первоосновы мира рассматривались те или иные природные стихии: вода, воздух, земля и т.п. Так считали Фалес, Гераклит и др. Демокрит создал представление об атомах как бескачественных неделимых первочастицах, из которых состоят все тела окружающего мира. На втором этапе, связанном с бурным развитием естественных наук в XVI-XVII вв., материя также отождествляется с первовеществом (атомами или корпускулами). Так, Декарт считал, что существует две субстанции: материальная (тела, обладающие протяженностью и движением) и духовная. Третий этап связан с созданием философского представления о материи. Приведем три определения материи, которые можно считать философскими. «Материя – это все, что вызывает наши ощущения» (П. Гольбах). «Материя – это абстракция, посредством которой мы отвлекаемся от конкретных свойств и фиксируем только одно – быть объективной реальностью» (Ф. Энгельс). «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Все три определения можно назвать философскими, т.к.: а) материя не отождествляется с веществом, б) не сводится к первоначалу, в) определяется через соотнесение с сознанием. Итак, материя с философской точки зрения является абстракцией (категорией), в которой фиксируются наиболее общие свойства конкретных материальных форм бытия. Наиболее полно данные свойства были перечислены в ленинском определении материи: объективная реальность (т.е. существование вне и независимо от сознания человека), данность нашим ощущениям (в форме чувственных образов), отражаемость в нашем сознании (в форме идей). Чтобы более подробно рассмотреть этот вопрос, выделим две стороны в философском определении материи. Первая – гносеологическая. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя и сознание с гносеологических позиций рассматриваются как абсолютные противоположности. Материя есть объективная реальность. Сознание – это субъективная, идеальная реальность (образы, мысли, идеи), которая не включают в себя ни грана вещественности ни от самих объектов, ни от нейродинамических кодов головного мозга. Эти образы создаются творчеством человека и не имеют прямых прототипов в материальной действительности, хотя и способны впоследствии обрести материальное воплощение. Сознание по своему содержанию может быть рассмотрено как обобщенное и целенаправленное отражение объективной реальности, как мысленное построение действий и предвидение результатов, как разумное регулирование и самоконтроль. Вторая сторона определения материи – онтологическая. Материя – это субстанция. Мир материален, в мире нет ничего, кроме разнообразных форм движущейся материи. Материя как субстанция несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Всеобщие свойства материи – способность к отражению (взаимодействию материальных систем друг с другом), самодвижение, пространственно-временная представленность, системность. Рассмотрим несколько подробнее отражение. Отражение – это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Отражение заключается в воспроизведении отражающим объектом особенностей отражаемого объекта. Являясь всеобщим свойством самодвижения, процесс отражения качественно меняется на различных ступенях развития материи. Формы отражения подразделяются на несколько основных видов в зависимости от их сложности, в соответствии с порядком их возникновения на Земле. 1. Малоактивные формы отражения: а) в неорганической природе (например, след, произведенный воздействием одного тела на другое, след ветра на песке); б) в простейшей органической природе (например, растения, бактерии). Данная форма называется раздражимостью. 2. Активное отражение, для которого характерны процессы управления и самоуправления. Данная форма называется психикой и присуща всем биологическим формам (животные). 3. Человек обладает высшей формой отражения, называемой сознанием. Для него характерно целенаправленное и целеустремленное преобразование себя и внешнего мира. Свойства отражения: - Аккумуляция, т.е. накопление «следов» отражения, которые произошли в результате полученного воздействия извне. Изменения структуры, которые при этом происходят, не исчезают полностью, а сохраняются некоторое время. - Избирательность. Благодаря аккумуляции отражения отражающая система оказывается предрасположенной к восприятию главным образом лишь определенных воздействий, что обуславливает в конечном итоге ее эволюцию. Благодаря этому свойству реакция отражающей системы всегда строго специфична и соответствует характеру полученного воздействия. - Опережающее отражение, т.е. способность отражающей системы быстро воспроизводить действия и события внешнего мира, которые разворачиваются медленно и постепенно. Чем более высокий уровень организации представляет данная материальная система, тем более наглядно проявляется опережающее отражение. Самый высший уровень представляет собой человек, отражающий мир в форме целенаправленного и целеустремленного действия. - Адекватность означает соответствующее, точное, верное воспроизведение связей и отношений материального мира. Чем более адекватно отражение, тем больше система приспособлена к окружающей среде, поэтому гармоничное взаимоотношение со средой можно считать показателем развитости системы. Но это свойство не является абсолютным, т.к. отражение не может быть абсолютно адекватным полученному воздействию. Особенно ярко это проявляется в сознании человека, которое не копирует окружающий мир, а вносит в процесс отражения собственные характеристики. Отношения между материей и сознанием построены по типу субстрата и его атрибутов: материя – это субстрат, сознание – свойство, которое принадлежит не всем материальным формам, а только человеческому мозгу. Мозг – это вещественная основа сознания, точнее – физические, биохимические процессы, происходящие в правом и левом полушариях мозга. Конечно, нужно иметь в виду, что мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. В данном случае противоположность материи и сознания является не абсолютной, как в гносеологическом определении, а относительной. Современный этап развития философского учения о материи отличается следующими специфическими чертами. «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности, что вовсе не равносильно олицетворению или одушевлению материи», – писал еще в конце 20-х годов ХХ века русский философ А.Ф. Лосев. В наше время его слова рассматриваются как программа плодотворного развития понятия «материя» в рамках гуманистического материализма. Материализм зачастую предстает в искаженном виде, до сих пор для многих материя – косное, бездуховное образование, а материалисты – люди, либо недооценивающие, либо вообще лишенные духовности. Современный материализм стремится преодолеть данные стереотипы. Позицию гуманистического материализма можно выразить так: поскольку кроме материи ничего нет, а материя включает в себя сознание, постольку материя одухотворена. В этом положении нет никакого пантеизма или идеализма. Материя в своем субстанциональном аспекте включает в себя человека в его духовном многообразии. Человек – это часть материи, следовательно, материя включает в себя и духовность. Материя и сознание связаны между собой актуально, потенциально, диспозиционно. Актуальность предполагает, что сознание является свойством нашего мозга, возникшим в результате развития природного мира. Сознание способно отражать мир не только на уровне психических реакций, но и творческого абстрактного мышления. Потенциальность означает, что природа – неорганическая и органическая – содержит в себе в виде возможности такую форму психического как сознание. Любая форма материи, как уже отмечалось, способна к отражению, т.е. взаимодействию с внешним миром, в результате чего происходит ее изменение. Все формы отражения выступают как разные возможности сознания. Диспозиционность отношений материи и сознания затрагивает ценностный аспект их бытия. Природные явления могут становиться ценностями в их отношении к человеку, его интересам, потребностям, целям. Ценности проявляют себя лишь в социуме при взаимодействии с человеком. В таком отношении природа (материя) предстает как одухотворенная. Среди современных философов-материалистов не затихают дискуссии, например о понимании материи в рамках социальной философии. Если утверждается, что материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, то с точки зрения социальной философии существование объекта вне сознания отнюдь не тождественно его независимости от сознания и первичности по отношению к нему. Мир разнообразных вещей, созданных человеком, обладает реальностью существования, но едва ли мы будем утверждать, что например, котлета первична по отношению к сознанию. Мы учтем, что ее приготовил повар, предпославший реальной котлете идеальный замысел ее создания, от нашего желания зависит, будет ли она съедена. Подобные явления, обладая всеми атрибутами материальности, в тоже время не могут быть рассмотрены как материальное в обществе. Для обозначения таких явлений предлагается использовать термин «реальное» (К.Х. Момджян), рассматривая общественные явления как своеобразное инобытие сознания, форму его опредмечивания в социальной действительности. Духовные, а не материальные компоненты общественных явлений определяют их сущность, их отличия от природных явлений. Учение о материи лежит в основе научной картины мира. Картина мира – это философский термин, который обозначает образно-описательную и системно-теоретическую модель мироздания, его портрет, взглянув на который, можно было бы более-менее четко представить связи, отношения, место интересующих тебя вещей внешнего мира. Научная картина мира опирается на открытия естественных наук и принимает в качестве исходных материалистические принципы (объективности и материальности мира). Представления о строении материи – одна из важнейших проблем научной картины мира. Она находит свое выражение в борьбе двух концепций: корпускулярной и континуальной. Первая была создана Ньютоном, который распространил принципы атомистики на световые явления и создал теорию света. Свет он считал потоком корпускул (частиц). Ньютон, как и Декарт, стремился построить общую картину природы, в которой все явления природы объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Сокрушительный удар по принципам механицизма был нанесен открытиями XIX-XX вв. (радиоактивное излучение, электромагнитное поле, делимость атома и др.). Формируется принципиально новая картина мира (континуальная, т.е. непрерывная). Современная научная картина мира динамична, противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов. Ее облик определяется научными открытиями начала ХХ в., теорией относительности А. Эйнштейна, квантовой физикой, теорией синергетики, биоэнергетикой. Важнейшее завоевание современной научной картины мира заключается в том, что сознание человека изначально включено в наше восприятие действительности. «Антропный принцип» гласит: мир таков, каков есть потому, что мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. Чисто объективное описание мира невозможно. Теория относительности показала, что поток времени не является равномерным и зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Пространство и время зависят от массы тела, например, около гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время – замедляться. Квантовая физика показывает, что один и тот же феномен может выступать и как вещественная частичка, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно энергетическое состояние. Это сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Современные представления о материи получили четкое выражение в двух видах материи: веществе и поле, различие между которыми явно фиксируется на уровне явлений микромира. Частицы, однако, как было доказано Планком, неотделимы от создаваемых ими полей, что является показателем единства прерывности и непрерывности в структуре материи. Данная концепция имеет название континуальной. Современной науке известны следующие структурные уровни материи: 1. Уровень неживой природы (элементарные частицы, атомы, молекулы) состоит из объектов микромира, макро- и мегамира. 2. Уровень живой природы (биологический) включает следующие подуровни: макромолекул (ДНК, РНК, белки), клеточный, микроорганический (одноклеточные организмы), органы и ткани организма в целом, популяционный (например, стая волков), биоценозный (совокупность популяций), биосферный (глобальная система жизни). 3. Уровень социальной деятельности включает индивидов, коллективы, группы, государства, человечество в целом, ноосферу. Теория синергетики, созданная лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным положила начало новому осмыслению действительности с точки зрения эволюционных процессов. Второй закон термодинамики, говорящий о том, что все сложное стремится к хаосу (энтропийный закон), не всесилен, ибо все системы имеют способность к изменению в направлении большей сложности. Вселенная бесконечно развивается к новым ступеням бытия. Данные синергетики таковы, что логически приводят к необходимости создания нового нетрадиционного миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в восточной философии. Древние китайцы (даосы) мыслили синергетически. Все связано со всем: каждый цветок, каждый камень – это элементы мировой гармонии. Неосторожное вмешательство в процессы даже второстепенной важности могут привести к нарушению гармонии мира. Новая наука биоэнергетика опирается на открытие торсионного взаимодействия в макромире, фиксирующего и передающего информацию без энергетических затрат. Торсионные поля (поля кручения) обладают способностью почти безэнергетически передавать информацию в любую часть Вселенной. Поэтому есть все основания считать, что эти поля ответственны за парапсихологические феномены.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |