|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия, ее источники, предназначение, смысл и функцииДля раскрытия специфики философии, понимания сути её важно знать, как она возникла. Самыми древними формами познания мира были мифология и религия. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифология (от греч. миф- предание, сказание и логос — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев, в них присутствуют и космические темы. Они заключают в себе по пытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, но не сошел с исторической сцены, а стал основой религии и философии. Они не прекратили начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти. В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и сегодня. Религия. Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его деление на «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний, «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Специфика религии в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям. Религия — определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению. Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от неподконтрольных природных сил. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него, бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. Итак, религия – сложное духовное и общественно-историческое образование, которое и сегодня не утратило своей значимости. Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они — общественно исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миропонимания и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие, внимание к человеческим проблемам, тревогам, надеждам, поиск веры с позиций знания, разума, мудрости. «Философия» (от греч. фило - люблю и софия - мудрость) — буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 годы н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания, философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, не будничный смысл: мудрость противопоставлялась более обыденным разумению как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, не только прогрессирующее отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Итак, любовь к истине и мудрости, впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Рождение философии было одной из составных частей великою культурного переворота в Древней Греции VIII V веков до н. э., в контексте которого возникла наука (прежде всею греческая математика VI IV веков до н.э.) Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знание «единого во всем», отличное от знания отдельных вещей. Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит). Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет выносить прекрасные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения и образа жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия. Важность этого жизненно практического аспекта мудрости глубоко понимали крупнейшие мыслители и более позднего времени. Философы разрабатывали общее понимание, теоретические принципы более или менее единого знания об обществе. Дифференциация этого знания, как и выделение конкретных наук о природе, будет происходить позже. Наряду с тщательным изучением, анализом общественных явлений философы много думали о наилучшем устройстве общества, завещали последующим поколениям найденные ими гуманистические идеалы разума, справедливости, свободы в качестве принципов общественной жизни людей. Что же еще волновало философов? Предметом их раздумий неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. При этом, основной вопрос философии, подчеркивал Ф. Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «что является первичным: дух или природа». Одним из важнейших является принцип познаваемости мира. В своё время И.Кант так сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии: «Что я могу делать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |