|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 8. Счастье. Смысл жизни1. Условия достижения счастья 2. Счастье и смысл жизни 3. Система ценностей, задающих смысл жизни 1. Условия достижения счастья определяются объективными условия индивидуальными особенностями личности. Можно выделить условия счастья сущностные, вечные, и индивидуальные (в ценностной ориентации индивида), которые подвержены изменениям с течением времени. Условие счастья, значимое для большинства людей, - yдoвлemвopение материальных потребностей. Для людей значимы материальное благополучие и комфортность жизни. Эти условия являются предпосылками положительной (в целом) оценки человеком своей жизни. В истории этической мысли существовало противоположное отношение к материальному благополучию - принцип аскетизма, который предписывает отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний и пр. Принцип аскетизма провозглашает приоритет духовных ценностей, абсолютизацию духовного за счет отказа от материального (и физического). Удовлетворение материальных и физических потребностей должно быть не самоцелью, а подчинено более высоким ценностям. Самореализация личности, раскрытие духовного потенциала человека является одним из условий счастья. Положительной ценностью, важной для самореализации личности, является общение с людьми, дружба. Общение является средством: * нравственного и интеллектуального развития человека; * расширения возможностей реализации человека; * приобщения к ценностным ориентирам других людей. Общение должно быть количественно ограничено. Его устанавливает человек. Слишком большое количество контактов придает общению поверхностный, необязательный характер, искажает моральное содержание общения. В этом случае общение выступает как отрицатель ценность. Искажение морального содержания общения происходит и в случае, когда оно навязано человеку. Общение должно быть избирательно, основано на взаимопонимании людей, их духовной и эмоциональной общности. Условием позитивного, продуктивного общения является развитие индивидуальности человека. Оно способствует повышению интереса к человеку, заинтересованности людей в общении с ним. Позитивное общение подразумевает бескорыстное отношение людей друг к другу. В бескорыстном общении утверждается нравственная ценность каждого участника общения. Использование другого человека как средства достижения эгоистических целей извращает общение, придает ему негативный характер. На характер общения большое влияние оказывают особенности личности - психологические и нравственные. Самосовершенствование, моральное творчество человека повышают качество общения, способствуют достижению счастья. 2. Счастье и смысл жизни. Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла. Проблема потери человеком смысла жизни была рассмотрена во многих философских и психологических учениях. В. Франк (л)? в работе "Человек в поисках смысла" утверждал, что утрата смысла жизни не зависит от материального и социального положения человека, сопровождается депрессией. В благополучном обществе удовлетворение материальных потребностей не приносит человеку чувства обретения смысла жизни. В. Франк трактовал смысл жизни как "духовный объект", к которому стремится душа человека. Это стремление является жизненно важной ценностью и связано со значимыми целями и ценностями. В неблагоприятных условиях (утраты, болезни и т.п.) осознание смысла жизни помогает человеку выжить, обрести психологическое равновесие. "У кого есть "зачем жить", может выдержать почти любое "как" (Ф. Ницше). Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной ситуации. Человек должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (бесполезна). Смысл жизни не создается, но обретается. Человек: * связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыслы, циркулирующие в культуре; * обретает смысл свободным волеизъявлением, личным выбором; * несет ответственность за избранный смысл и практическую деятельность, вытекающую из него. Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа. Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но: * смысл жизни является обязательным условием счастья; • смысл жизни может присутствовать в жизни человека даже в сам неблагоприятных обстоятельствах (при отсутствии счастья). 3. Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей: * трансцендентные ценности - представления о: * Боге; * абсолютных принципах, лежащих в основе мироздания; * системе моральных абсолютов. Эти ценности позволяют человеку осмыслить смерть, придать ей смысл. Они объединяют общество, составляют идеологическую систему, влияют на эмоции людей, связанные с религией (в СССР трансцендентные ценности были заменены верой в победу коммунизма); * социально-культурные ценности: * политические идеалы; * история страны; * культура страны; * государственные границы; * традиции, язык и др. Человек может видеть смысл жизни в служении родине, делу демократии и т.п.; * ценности личной жизни человека - содержат представления о здоровье, успехе, любви и пр. Они исторически изменчивы. В иерархическом или тоталитарном обществе высшие ценности предписываются индивиду, прочно усваиваются людьми, воспринимаются ими как собственные. В демократическом обществе существует свобода выбора личных ценностей, но утрачиваются ценности, объединяющие людей. Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается: • целеустремленностью (наличием целей); * сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми; * интересом к другим людям, чувством единения с ними; * принятием существующего миропорядка, признанием его как благ; осознанием своего места в мире, своего призвания.
Литература 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с. 3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с. 4. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с. 5. Этика (конспект лекций). - М.: "Приор-издат", 2002. Автор-составитель Широкова И.Г. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |