|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. Стыд. Вина1. Стыд 2. Вина 1. Стыд: • выражает чувство вины, осознание человеком несоответствия требованиям окружающих людей; • ориентирован на мнение других людей; • может испытываться человеком даже в том случае, если сам он считает свои действия нравственными. Человек, проявляющий негативные качества (агрессию, лживость и др.) подвергается насмешкам, презрению со стороны окружающих, сердится на самого себя. К. Маркс называл стыд гневом, обращенным внутрь. Гнев человека вызван осознанием своего несоответствия общепринятым нормам, своей отчужденности. Стыд свидетельствует о глубокой связи человека с другими людьми невыносимости для человека общественного непризнания, осужден. Человек боится потерять общественную значимость, ценность в глазах другого человека. Стыд перед самим собой является следствием отражения взглядов других людей во внутреннем мире человека. Мнение других людей главенствует в стыде даже в случае, когда безнравственный поступок человека не имеет свидетелей. Боязнь осуждения со стороны значимых людей может удержать человека от совершения безнравственных поступков. Значимые личности могут быть отдалены от человека в пространстве и даже во времени. Они представляются как более высокоразвитые личности. В некоторых культурах стыд является формой: • общественного воздействия; • регуляции поведения людей; • дополнения к телесным наказаниям ("позорный столб" и пр.). В средневековой Европе, странах Востока публичный позор по силе воздействия на человека не уступал телесным наказаниям. Человек испытывает стыд в случаях: • осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям, как моральным, так и материальным (отсутствие высокого социального статуса, достатка и т.п.); • неспособности воспроизвести общепринятые стандарты (следовать господствующим обычаям, моде и др.); • несоответствия высоким моральным ориентирам (наличия у человека пороков); • неспособности проявить качества, необходимые в конкретной ситуации (трусость в момент опасности и т.п.). Христианской культуре было свойственно чувство стыда, связанное с телом человека, плотским началом (моральный запрет на проявления сексуальности). Человек может испытывать стыд в случае вмешательства других людей в его внутренний мир, частную жизнь. Люди способны испытывать стыд за другого человека в результате идентификации с ним, переживать его проступки как свои собственные (например, стыд за действия правительства страны). Ложный стыд - ощущение несоответствия ложным, аморальным требованиям (например, когда человек стыдится своей "мягкости", неумения проявить агрессию). Вина - это переживание человеком несоответствия нормам, нeвыполнения долга перед самим собой, своим внутренним миром, перед Богом. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. Источником чувства вины могут быть: • внешние явления (например, страдания других людей); • внутренние явления, состояние души человека (например, вина за грешные мысли). Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть нейтрализовано, снято прощением, данным пострадавшим своему обидчику. Прощение: • является актом великодушия; • происходит по доброй воле обиженного; • восстанавливает позитивные отношения между обидчиком и пострадавшим. Западной цивилизации свойственна морально-психологическая парадигма вины, унаследованная от христианства. По религиозным представлениям, каждый человек: • изначально греховен первородным грехом; • подвержен страстям, плотским желаниям; • грешные мысли свойственны даже самым возвышенным и богобоязненным людям. З. Фрейд в теории психоанализа дал свое объяснение происхождения чувства вины: • человек в детстве испытывает страх перед внешним авторитетом (родителями), который налагает запрет на некоторые желания человек; • с взрослением человека внешний авторитет превращается в часть внутреннего мира человека, высшую инстанцию (Сверх-Я); • в результате этого перехода возникает совесть, производящая чу вины; • под воздействием "Сверх-Я" человек испытывает чувство вины не только за проступок, но даже за намерение; • чем чаще человек отказывается от влечений, тем больше его чувство вины; • нереализованные влечения направлены против человека (например, подавление агрессии ведет к саморазрушению). Чувство вины может принять форму невроза. Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии - покаяние): • сожаление о случившемся; • принятие нравственного решения (не повторять подобного); • изменение своих оценок и поведения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |