|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лейбниц: учение о множественности субстанцийУчению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад ( «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица»). Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Как поясняет Лейбниц, монада представляет собой именно то, что невозможно объяснись с помощью механических причин: 1) представление, или восприятие, 2) стремление. Он допускает её исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ монад. Такое представление сегодня вряд ли вызовет удивление, поскольку мы знаем, что в каждой капле воды кишат невидимые нам мириады микроорганизмов. Нужно сказать, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана именно открытию микроскопа А.Левенгуком. Учение о бессознательных представлениях. Лейбниц считает, что неделимые монады составляют сущность всей природы. Лейбниц вводит понятие так называемых бессознательных представлений. Между сознательно переживаемыми и бессознательными состояниями нет резкого перехода, переходы в состояниях монад постепенные: лишь бесконечно большое их число, будучи суммированным, дает доступную сознанию величину. Монады по своему рангу различаются в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ, низшие ступеньки которых образуют минералы, затем — растения, животные, наконец, человек; на вершине лестницы. Лейбниц помещает высшую монаду — бога. Возрастание степени сознательности или разумности — вот Лейбницев критерий для определения степени развитости монады. В его учении монады являются замкнутыми, совершенно исключено воздействие их друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, обособленной вселенной. В этом смысле каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме бога, сотворившего весь мир монад. И в то же время любая монада воспринимает, как бы переживает в самой себе весь космос. Даже разумные монады - человеческие души - имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных представлений, и только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания. Лейбниц вводит понятие предустановленной гармонии, которая сходна с учением Декарта о параллелизме процессов, протекающих в протяженной и мыслящей субстанции, и учением Спинозы о параллелизме атрибутов. Синхронность протекания восприятия в замкнутых монадах происходит благодаря посредству бога, устанавливающего гармонию внутреннего и внешнего. У Лейбница степень разумности монады тождественна степени ее свободы, прогресс в познании определяет прогресс нравственности и служит главным источником развития человеческого общества. Учение Лейбница - один из источников философии Просвещения. В теории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму врождены не идеи, а предрасположения, которые под влиянием опыта яснее проступают и осознаются, подобно тому, как скульптор, работая над глыбой мрамора, придаёт ему нужную форму. Идеи имеют в разуме не актуальное, а только виртуальное существование. Лейбниц говорит: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума». Все доступные человеку знания Лейбниц делит на два вида: «истины разума» и «истины факта». К первым относятся знания, полученные с помощью одних лишь понятий разума, без обращения к опыту, например, закон тождества и противоречия, аксиомы математики. Напротив, «истины факта» мы получаем эмпирическим путем, к ним относится большая часть наших представлений о мире. «Истины разума», согласно Лейбницу, всегда имеют необходимый и всеобщий характер, тогда как «истины факта» — лишь вероятностный. Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, все её знание предстает в форме «истин разума». Хотя, как мы видели, в центре внимания философов XVII века оказались проблемы познания. Не случайно проблема субстанции оказалась одной из центральных в учениях Декарта, Спинозы и других представителей рационализма XVII века. Большинство из них разделяют убеждение, что мышление постигает бытие и что в этом сущность мышления и состоит. Неистинное мышление, заблуждение определяется субъективными особенностями самого мыслящего. Спиноза говорил: «Истина открывает и саму себя, и ложь».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |