|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взрослая любовьВ работе "О нарциссизме" Фрейд писал: "… быть любимым составляет цель и дает удовлетворение при [нарциссическом] выборе объекта"36) (Standard Edition, XIV, p. 98.) Это, конечно же, еще одно безупречное клиническое наблюдение, однако, с точки зрения теории, оно несколько non sequitur. 37) Нарциссический выбор объекта означает, что в качестве объекта любви субъект выбирает самого себя, или кого-то, кто представляет субъекта либо является производным от него. В то же время из теории нарциссизма не следует с необходимостью, что субъект должен желать быть любимым другими. Напротив, поскольку он отвел свое либидо от внешнего мира - или, выражаясь иначе, не катектирует внешний мир, - только он сам или некто, представляющий его, может иметь значение. Логично было бы предположить, что оставшаяся часть его окружения будет более или менее безразличной для него. В этом состоит еще одно внутреннее противоречие, присущее теории первичного нарциссизма. Вся клиническая литература, посвященная нарциссизму, то есть, вторичному нарциссизму, представляет знакомую картину превосходных, легко поддающихся проверке наблюдений, с трудом размещающихся на прокрустовом ложе первичного нарциссизма. Анни Райх (Annie Reich, 1953), например, говорит, что на догенитальном уровне сексуального развития объекты "эгоистически" используются субъектом для собственного удовлетворения; интересы объектов еще не могут быть учтены, "называем ли мы такое поведение фиксацией на догенитальном уровне, объектными отношениями или нарциссическим поведением, - это вопрос терминологии". Она добавляет: "На этих ранних уровнях чаще встречаются пассивные установки, чем активное стремление к объекту" (стр. 22-24). Я сомневаюсь в том, что между такими клиническими фактами, как пассивное желание быть любимым, "эгоистическое" использование объектов, неспособность соблюдения их интересов, а также преобладание установок пассивного ожидания над активным стремлением к удовлетворению и теорией первичного нарциссизма, которая утверждает, что все либидо сконцентрировано либо в Эго, либо в Ид - либо в самости - могут быть обнаружены логические связи. Мне также не понятно, почему с точки зрения нашей теории не имеет значения, описываем ли мы эти клинические факты как фиксацию на догенитальном уровне как объектные отношения или как нарциссизм, и почему все это должно сводиться только к вопросу терминологии. Наряду с последним утверждением я позволил бы себе повторить, что здесь мы сталкиваемся с естественным следствием применения "чемоданной теории", какой и является теория первичного нарциссизма. Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо определиться с тем, что нужно сложить в чемоданы, и упаковаться в соответствии с этим перечнем. Если же впоследствии вдруг окажется, что имеется необходимость в чем-то еще, то не остается ничего другого, как приобрести необходимое уже en route. 38) Перечисленные выше факты хорошо согласуются с теорией первичной любви. Фактически они могут быть предсказаны ею и, таким образом, эти факты можно принять в качестве подтверждающих доказательств. "Пассивные установки" и потребность быть любимым, наряду с "эгоистичными" формами любви и неспособностью учитывать интересы или благополучие объекта, представляют собой неотъемлемую часть отношения к первичному объекту. Как я уже отмечал, претензия субъекта, во всех трех формах примитивных отношений - гармоническом взаимным скрещении, окнофилии и филобатизме, - состоит в том, чтобы ему было позволено относиться к своим объектам или окружению как к чему-то само собой разумеющемуся. Первичные объекты просто не могут иметь своих собственных интересов; единственная их забота, чего бы это им не стоило, должна заключаться в сохранении состояния гармонии. Таким образом, окончательная цель всех либидинозных устремлений состоит в сохранении или восстановлении изначальной гармонии. Я позволю себе еще раз процитировать Анни Райх, которая так описывает чувство экстаза, сопровождающее оргазм: "В этом состоянии женская индивидуальность будто бы прекращает свое существование, женщина чувствует себя слившейся с мужчиной" (там же, стр. 27). Она сравнивает это unio mystica (мистическое соединение) с тем, что Фрейд назвал океаническим чувством - "слиянием себя с миром, с первичным объектом, и это связано с временным отказом от разделяющих границ" (там же, стр. 27). Я позволю себе повториться, что это клиническое наблюдение, являясь естественным следствием теории первичной любви, также должно было бы занять свое место в чемодане теории первичного нарциссизма. Именно это unio mystica, восстановление гармоничного скрещения между индивидом и наиболее важной частью окружения, объектом его любви, и составляет стремление, разделяемое всем человечеством. Чтобы достичь его, нейтральный или даже враждебный объект должен быть преобразован в сотрудничающего партнера посредством того, что я назвал работой завоевания (1948). Так, объект, теперь выступающий в роли партнера, на некоторое время понуждается к тому, чтобы позволить принимать себя как нечто само собой разумеющееся, то есть, имеющего только совпадающие с субъектом интересы. Люди значительно различаются по своим навыкам, требующимся для этого "завоевания" и, как следствие, не каждый способен к периодическому достижению оргазма или гармоничных партнерских отношений. Все же существует наиболее распространенный способ восстановления первичного гармоничного скрещения. В жизни взрослого человека есть и другие пути для достижения этой окончательной цели, все они требуют определенных навыков и талантов. Это и религиозный экстаз, и возвышенные моменты творчества художника, в конце концов, - определенные периоды регрессии во время аналитического лечения, хотя это в большей степени касается пациентов. Несмотря на то, что во всех этих состояниях создается впечатление нарциссического ухода, - так как индивид сосредоточен на самом себе, - общая их фундаментальная черта состоит в том, что индивид в эти очень краткие промежутки времени может испытать переживание истинного и фактического исчезновения всякой дисгармонии, ощутить на мгновение ненарушимое понимание, слияние в совершенном гармоничном сочетании с остальным миром. РЕЗЮМЕ 1. Фрейд предложил с одинаковой степенью категоричности три теории, объясняющие наиболее примитивные отношения индивида и его окружения. К ним относятся теория первичных объектных отношений, теория первичного аутоэротизма и теория первичного нарциссизма. Хотя эти три концепции находятся во взаимном противоречии, Фрейд никогда не обсуждал этого факта в своих публикациях. 2. Вместо того чтобы предпринять попытку синтеза этих концепций, Фрейд отдал предпочтение теории первичного нарциссизма. Аутоэротизм был определен как характеристика удовлетворения на фазе первичного нарциссизма, тогда как любые объектные отношения, независимо от того, к какому типу они относятся, анаклитическому, или нарциссическому, рассматривались как вторичные. Это теоретическое построение содержит в себе несколько внутренних противоречий, и ни одно из них не было признано Фрейдом. В последние годы эти противоречия были замечены, на них указывали Гартманн, Крис и Лёвенштейн, помимо этого, они предложили новую терминологию, хотя и разрешившую некоторые старые проблемы, но, видимо, создала новые. 3. Пересмотр аргументов в пользу существования первичного нарциссизма, которые приводил Фрейд и следом за ним другие авторы-аналитики, показал, что эти аргументы доказывают только существование вторичного нарциссизма. Регрессивные состояния при шизофрении и во время сна являются двумя исключениями, которые не могут быть объяснены исходя только из представлений о вторичном нарциссизме; оказалось, однако, что даже в этих двух случаях регрессия относится в большей степени к примитивным формам отношений, чем к первичному нарциссизму. 4. Так как клинические наблюдения не могут предоставить достаточно надежного основания для принятия теории первичного нарциссизма, аналитическая теория прибегает к приему отнесения этого феномена к периоду эмбриональной фазы. Тщательное исследование имеющихся данных позволяет предположить, что теория первичного нарциссизма не следует с необходимостью из данных этих наблюдений, хотя и согласуется с ними. Предложена теория первичной любви, которая, по-видимому, более соответствует наблюдаемым фактам. 5. Эта теория дает возможность более глубокого понимания большего числа клинических фактов, открывая путь к их интеграции, что составляет убедительный аргумент в пользу надежности этой теории. К этим клиническим фактам относятся: опыт терапии больных шизофренией, алкоголизмом, "нарциссических" пациентов, а также различные модификации техники, предложенные несколькими авторами, которые позволяют пациенту установить терапевтически эффективные отношения в аналитической ситуации. 6. И, наконец, в данных исследования эротической жизни человека мы имеем некоторое дополнительное подтверждение теории первичной любви. Перевод с английского: Агарков В.А., Кравец С.В. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |