|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роспись изделия. Холодный батик
Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани. Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению рисунка. Расположить подрамник с уже натянутым изделием для росписи так, чтобы передняя часть блузки не соприкасалась с задней. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Горячий батик Простой батик. На ткань, натянутую на подрамник, наносят узор или рисунок горячим резервом. После остывания и охлаждения резерва всю ткань кистью или тампоном покрывают краской или снимают с рамы и опускают в сосуд с краской. Капельки краски, оставшиеся на резерве, следует вытереть чистой тряпочкой или тампоном. После высыхания краски непокрытые резервом участки ткани покрывают им, дают остыть. После этого изделие кладут между несколькими слоями старых газет или другой гигроскопической бумаги и проглаживают горячим утюгом (рис. 4). Когда бумага пропитывается резервом, ее меняют на чистую до тех пор, пока бумага не перестанет впитывать резерв. В результате получается светлый рисунок на темном фоне.
Сложный батик На ткани выполняют несколько последовательных перекрытий резервом и краской. Каждое из этих перекрытий повторяет роспись простым батиком. После первого перекрытия ткани резервом ему дают остыть, потом незарезервированные участки покрывают светлой краской, она высыхает, снова нужные участки Технологическая карта на роспись блузки из шелка в технике "Холодного батика".
Методика преподавания художественной обработки материала в технике "Холодного батика" для детей среднего школьного возраста во внеурочное время Занятия по батику могут проводиться по данной методике во внеурочное время. Дети знакомятся с искусством батика, с его историей. Различные методы и приемы работы с батиком, позволяют детям развивать свое воображение и воплощать его при изготовлении изделий. На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические. Во время практики дети учатся сами создавать различные изделия. В школьном возрасте детей можно заинтересовать видами искусства, давая знания и демонстрационные материалы. Художественный вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества. Необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
Сообщение искусствоведческих знаний. Учащиеся должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов обработки ткани.
Организация творческой и исполнительской деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах художественной деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и явлений действительности средствами искусства, в частности через художественную обработку ткани.
В развитии эстетического вкуса особую роль играет окружающая социальная среда, составной частью которой является декоративно-прикладное искусство.
Опираясь на научные исследования и анализ экспериментальных данных, раскрывающих вопросы формирования эстетического вкуса, были сформулированы следующие положения:
если раскрыть перед учащимися роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, то появляется устойчивый интерес к освоению данного курса;
формирование эстетического вкуса учащихся при работе с тканью происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизического развития;
осуществляется выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения. Происходит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность стимулируется самостоятельным поиском новых знаний, открытием субъективно непознанного, освоением новых форм деятельности, таким образом методика работы с подростками строится на основных дидактических принципах;
система занятий выстраивается по цепочке – восприятие, повтор, вариация, импровизация, демонстрация.Необходимо применять различные методы преподавания батика во всевозможных техниках, которые смогут выполнить дети. Обязательным компонентом урока, является преподавание современными методами и материалами, чтобы максимально заинтересовать учащихся. Оснащение помещения должно соответствовать всем современным требованиям по эргономике и технике безопасности. Дети учатся изготавливать изделия росписью батиком, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Овладевая данной росписью, дети приучаются к аккуратной работе, старанию, усидчивости, умению проявлять фантазию в изготовлении собственных изделий. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, учатся разбираться в красках, техниках росписи. В первом полугодии учащиеся знакомятся с азами росписи батиком по ткани. Дети учатся самостоятельно выбирать и различать виды тканей, знакомятся с цветоведением, композицией. Во втором полугодии закрепляют знания, учатся более сложным приемам, техникам. В результате у детей развивается представление об искусстве, художественной культуре.
При обучении технике батик с целью развития изобразительного творчества детей школьного возраста, необходимо соблюдать ряд требований: - этапность в обучении техники батик (ознакомительный, основной, творческий); - последовательное включение разных видов батика, таких как: свободная роспись; горячий, холодный батик. - практическое использование продуктов деятельности в оформлении кабинета где проводятся занятия. - организация восприятия детьми образцов техники батик - наличие необходимого материального оснащения занятий (ткани, краски, кисти, нитки, пяльца и др.)
Урок технологии по теме "Холодный батик" Цели урока: · Учебные – сформировать умения воспроизводить информацию о древней технологии холодного батика; сформировать умения выполнять подготовительную работу; сформировать умения выполнять процесс обработки ткани в технике холодного батика. · Воспитательные – воспитание трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса. · Развивающие – формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, формирование умений применять имеющиеся знания на практике. Задачи: · Познакомить с понятиями и терминами технологии «Батик» Наглядные пособия и оборудование: Презентации с использованием компьютерной техники и готовые изделия техники «Батик»
План урока: 1. Организационный момент – приветствие, просмотр готовности к уроку - 5мин. 2. Объяснение нового материала – знакомство с темой урока - 30 мин. 3. Практическая часть - 40 мин. 4. Завершение урока - подведение итогов - 2 мин. Ход урока: 1. Организационный момент – проверка наличия учащихся, готовность к уроку. 2. Объяснение нового материала.
История батика Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями. Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ “батик”. Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники – “горячий батик”. В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого. Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна. В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый). История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь. В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной “холодного батика”. Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы В “холодном” батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись. Можно сделать занавеску, картину, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны. Итак, что для этого потребуется? Материалы и инструменты Вспомогательные приспособления – палитра и пипетки для смешивания красок, пяльца, кисти разных размеров, пульверизатор для распыления краски, соль, прочные нитки, соломинка для коктейля (для разной техники росписи), мягкий карандаш (для прорисовки контура), утюг (для сушки ткани), краски, резерв, специальные стеклянные трубочки, палитра, ткань. В отличие от горячего, в холодном батике чаще используется натуральный и искусственный шелк, но первые образцы можно делать на хлопке. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |