АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ранние средневековые рыцарские турниры как форма выражения рыцарского кодекса

Читайте также:
  1. C) в тексте нет информации
  2. C.) При кодировании текстовой информации в кодах ASCII двоичный код каждого символа в памяти ПК занимает
  3. CMS, редактирование информации
  4. g) процесс управления информацией.
  5. I Курс I I семестр (полная форма обучения)
  6. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  7. III. Переведите слова и выражения из первого столбика (1-10) на русский язык.
  8. III. Переведите слова и выражения из первого столбика (1-10) на русский язык.
  9. III. Переведите слова и выражения из первого столбика (1-10) на русский язык.
  10. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (заочная дистанционная форма обучения)
  11. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (очная форма обучения)
  12. IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Представление о благородстве – совокупности душевных качеств, необходимых рыцарю, существовало задолго до появления класса военной аристократии и формирования «кодексов благородного поведения».

Отношения в условиях войны между феодалами, рыцарями были далеки от христианского идеала. На этом фоне можно отчетливо увидеть восхищение личностными качествами отдельных рыцарей. Именно эти качества были необходимы для того, чтобы признать рыцаря «благородным», уважать его и предоставлять различные привилегии. Представление о благородном поведении существовало в виде ожиданий общества. Такое поведение было обыкновением (habitus)[16], обычаем, поощрявшимся рыцарями, церковью, государством. Habitus включал в себя нормы поведения, которые не получили отражения в специальной литературе по этикету. Этот обычай передавался из поколения в поколение, его фрагменты можно увидеть в фольклоре – поговорках, анекдотах.

Термин «preuz» включает в себя такие качества, как смелость, искренность, мудрость, верность, стойкость, надежность, искусность, благоразумие, сдержанность в поведении и страстях, почтительность, любезность, благочестие, умение вести себя при дворе. Заметна социальная и профессиональная значимость качеств рыцаря. Они присущи человеку, зрелому в своих чувствах и рассуждениях, мудрому, хорошему солдату, ценному союзнику.

Служение рыцарства обществу описывается, как исполнение божественного предназначения. Важнейшим качеством настоящего рыцаря является справедливость, т.к. он является защитником мира, может приносить смерть и даровать жизнь. Однако рыцарские добродетели касались не только церковного учения. Если понятие «честный человек» применялось к людям совершенно разного происхождения – воинам, священникам, сарацинам, то «рыцарственность» не употреблялось вне среды рыцарей.

Честь исключалась из списка добродетелей, так как честь это не качество, а репутация и самоуважение воина. Достижение чести происходило за счёт проявления добродетелей. Жажда чести и страх бесчестия поддерживал рыцарское сообщество, в нем оставались только достойные. «Никто не знает, чего стоит человек, пока он не будет возвышен среди других. Когда он взойдет так высоко, как может, тогда он и покажет, является ли он preudom»[17].

Определим основные положения военной этики рыцарства. В первую очередь, рыцарь должен быть христианином и следовать всем церковным обрядам в целях достижения святости. Рыцарь должен следовать трем великим христианским добродетелям: вере, надежде и любви. А также придерживаться справедливости, благоразумия, умеренности и мужества. Рыцарь должен всячески избегать гордыни, быть целомудренным. Он должен помнить о тленности и ограничении срока жизни и быть благодарным Богу за дарование жизни.

Крестьен де Труа и Раймонд Луллий высказывали идею о причине формировании рыцарства в связи с необходимостью защиты мира от злых и алчных людей, защиты слабых, бедных, сирот, защиты церкви и веры. Об этом свидетельствует ранняя формулировка посвящения в рыцари, приведенная в труде Ж. Флори.[18]Первоначально, защитниками вдов, сирот, бедняков были именно священники. Но церковь запретила клирикам и монахам носить оружие, и им ничего не остается, кроме как передать королю и рыцарям этику.

Верность заставляла рыцаря не сходить с праведного пути, ощущать над собой покровительство Бога. Но верность касалась не только отношений в системе «рыцарь – Бог», но и в системе «сеньор – вассал». В сознание рыцаря была заложена установка на то, что совершив преступление против своего господина, он непременно попадет в ад.[19]

В эпоху раннего рыцарства отсутствует теоритическое осмысление понятий «храбрость», «доблесть», «смелость». Без смелости было невозможно исполнение воинских обязанностей. Под мужеством понималось совокупность физических и психологических качеств, позволявших с наименьшим сопротивлением преодолевать трудности. Доблестью считали невозможность рыцаря сидеть без дела, поиск приключений, опасностей, подвигов.

Такие понятия, как «сдержанность» и «великодушие» лучше всего проявлялись во время военных действий. Эти качества характеризуются уважением к своему врагу, человеческой жизни и достоинству, желанием приостановить жестокость. Во время войны, защищая свое государство, рыцарь должен быть храбр и безжалостен по отношению к своим врагам. Но после завершения сражения он должен проявлять милосердие, ибо излишняя жестокость и агрессия не соответствует христианской морали, такое поведение не будет являться проявлением доблести.

Отношения к пленным было различным. С одной стороны, рыцари относились к грабежу и насилию как к законному праву завоевателя, ведь во время похода они рисковали своей жизнью. Но благородность со временем вытеснила жестокость. Об этом свидетельствуют слова Раймонда Толстого об ирландцах, плененных англичанами: «без великодушия победа – плохое, зверское дело».[20]В конце XIв. рыцарство считало отказ от выкупа поступком жестоким и противоречащим обычаю, но отпуск пленного на свободу без выкупа – как акт великодушия.

Дары, пожертвования, великодушные поступки – способ проявления доброй воли. Щедрость являлась добродетелью только при соблюдении условий: она должна сочетаться с благоразумием и скромностью. Нужно было задумываться, достоин ли адресат дара, и не принесет ли ему этот дар вред. В отношениях между рыцарями и их командирами не было места скупости и несправедливости. Эта традиция брала начало еще с дохристианских отношений между вождем и его воинами. Король или крупный сеньор организовывали пиры, на которых хотели показать свое могущество и богатство, удивляя присутствовавших обилием пищи и одаривая не только вниманием, но и подарками. В целом пиры выполняли интеграционную функцию – например, вливание новичка в коллектив, что означало, что он принял правила поведения и основополагающие ценности группы.[21] Если дарующий отдавал богатства за незаслуженные поступки, т.е. хотел показать свою щедрость, то он должен быть наказан. Дары же были введены для того, чтобы не было места зависти, жестокости, обидам.

Одним из видов развлечений рыцарей были турниры. По мнению М. Блока, традиция проведения турниров имеет языческие корни, свидетельства тому – «языческие игрища», упоминаемые на церковном соборе в Трибуре в 895 г., заканчивавшиеся зачастую смертью.[22] Бои среди молодежи существовали в народе повсеместно. В армии имитация боев служила как тренировкой, так и забавой. В эпоху феодализма эти военные и народные состязания получили строгие правила. Только конные воины в рыцарских доспехах могли в них участвовать, а победитель получал приз. Рыцари обычно объединялись в команды по территориальному признаку. Воинские объединения для турниров способствовали укреплению солидарности между земляками. Смертельные исходы на турнирах не были редкостью, и многие разумные государи их запрещали. Запрещала турниры и церковь, так как они имели языческое происхождение. Но ни религиозные, ни политические запреты не смогли искоренить этот обычай, что свидетельствовало о глубинных пристрастиях рыцарей.

По мнению многих ученых, самые древние следы турниров можно обнаружить в описанной Нитаром потешной битве, разыгранной по случаю мирного соглашения между Карлом Лысым и Людовиком Немецким. Однако Ж. Флори говорил о том, что это сражение носило зрелищный аспект, оно свидетельствовало о проведении коллективных репетиций, но вовсе не о проведении в эту эпоху турниров.[23]

Как считал А. Иванов, турнир состоял из целого ряда одновременно и на том же месте происходивших поединков. Возникли турниры, несомненно, во Франции, а затем распространились по Западной Европе. Хроникеры связывали создание турниров с именем Жоффруа де Прельи, но обычай, так широко распространенный, не мог быть созданием одного человека.[24]

Турниры одновременно были похожи на войну и отличались от нее. Пользовались тем же оружием, как и на войне, даже более разнообразным. Рыцари сражались вместе со своими оруженосцами, слугами. Они осаждали и защищали «город», территория боев распространялась на луга, рощи, виноградники. Отделить рыцаря от его товарищей и взять его в плен – основная задача. Плененный рыцарь оказывался «вне игры» и должен был заплатить выкуп. Победители забирали коней и доспехи проигравших. Наградами были медведь, пара борзых, ястреб, венок, пояс, мешочек с духами или деньгами.

Но, несмотря на всю серьезность, возможность травм и даже гибели, рыцарские турниры были спортом. Предусматривались специальные помещения для «передышек», где уставший воин мог восстановить силы.

Турнир отличался от войны тем, что в нем участвовали добровольцы. Они не имели злого умысла, не жаждали мести. Задачами воинов было не убить соперника, а выбить его из седла, взять в плен. Если же случалась смерть, то погибшего оплакивало оба лагеря. Рыцарские турниры были проникнуты духом братства, товарищества, солидарности. Личное мужество, воинская доблесть в Средние века считались выдающимися добродетелями, которые заслуживали почета и восхищения.

Таким образом, средневековый рыцарь являлся воплощением идеала нравственного аристократизма. Сформировался взгляд на благородство носящего меч рыцаря. Этот комплекс добродетелей, принятых и распространенных обществом, получил название «chevalrie», т.е. рыцарство, именно с оттенком качества поведения, а не причисленности к воинам. Рыцарские турниры способствовали развитию этих качеств, впоследствии помогавших воинам в реальных сражениях. Благородство рыцарей получило отражение в древних источниках. «Preudomme», или человек достойного поведения, описан в произведениях «Песнь о Сиде» и «Песнь о Роланде». Для того, чтобы разобраться в особенностях этики и добродетелях средневекового рыцаря, обратимся к содержанию этих источников.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)