|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Песнь о Сиде» и этические нормы поведения рыцаряСказания о Сиде можно по праву считать вершиной испанского народного эпоса. Об этом единогласно утверждают и отечественные, и зарубежные ученые. Ф. Шлегель следующим образом оценивал произведения о Сиде: «Одно такое предание, как о Сиде, ценнее для нации, нежели целая библиотека литературных произведений, порожденных лишь умом и лишенных национального содержания».[29] Деяния этого национального героя дошли до нас в содержаниях двух произведений: в древней «Песни о Сиде», написанной в середине XII в., и в гораздо более поздней поэме «Родриго», датируемой XIV в. Первое произведение отличается достоверностью описываемых событий, в то время как второе содержит поэтический вымысел. Кроме того, сведения о Сиде имеются в обширном цикле еще более поздних романсов. Чтобы рассмотреть образ Сида и его внутреннюю эволюцию, необходимо познакомиться с историческим прототипом героя. Настоящее имя Сида – Родриго Диас, или Руй Диас. Сид – это прозвище, которое с арабского переводится как «господин». Такое прозвище нередко давали испанским сеньорам, которые имели среди своих подчиненных мавров. Родился Родриго Диас в 1040 г. Он принадлежал к высшей кастильской знати, поступил на службу к инфанту Санчо, сыну Фернандо I. Когда Санчо стал королем Кастилии, он сделал Сида своим помощником во всех делах и даровал ему высшую военную должность «альфереса»— начальника всех его войск. В 1066 г. между Наваррой и Кастилией возник спор из-за одного замка. Разрешить разногласия обе стороны решили путем поединка. Выступавший на стороне Кастилии Сид одолел своего Наваррского противника и получил прозвище Ратоборца (Campeador). Также Сиду пришлось несколько раз участвовать в распрях между христианскими властителями и их мусульманскими данниками. Сид являлся участником всех войн короля Санчо с родственниками. Во время осады Саморы герой смог одолеть пятнадцать саморанских рыцарей. После гибели Санчо под стенами Саморы Сид был одним из тех двенадцати кастильских рыцарей, принявших от Альфонса «очистительную» клятву. Это и стало поводом для нелюбви Альфонса к Сиду. Но вражда началась по другой причине. При Альфонсе VI, который был раньше королем Леона, решающую роль стала играть леонская знать, в том числе род Вани-Гомесов, графов де Каррион, которые, вероятно, враждовали с Сидом. Должность «альфереса» также перешла от Сида к любимцу короля, леонскому вельможе Гарсии Ордоньесу. Сначала Альфонс пытался наладить отношения с Сидом и даже выдал за него свою двоюродную сестру Химену, дочь графа Астурии. Но, неожиданно, вражда разгорелась с новой силой. Королевские фавориты обвинили Сида в самовольном набеге на земли мавританского короля Толедо, данника Альфонса, и король в 1081 г. изгнал Сида из государства. Вместе со своим войском Сид поступил на службу к барселонскому графу Беренгарию, но пробыл у него недолго, и, по причине обиды, перешел к мусульманскому царю Сарагосы. Затем он взял в плен Беренгария. Со временем Сид получил ярко выраженную самостоятельность, независимость от короля. Сид два раза мирился с Альфонсом, но затем вновь отдалялся от него. После длительной подготовки Сиду наконец удалось покорить Валенсию, что окончательно помирило его с Альфонсом. Затем произошел захват нескольких укрепленных мест, включая замок Мурвьедро. Огромное значение имеет отпор, оказанный Сидом альморавидам, при этом, все сражения Альфонса с альморавидами закончились неудачно. Особенно замечательна победа, одержанная Сидом в 1094 г. на равнине Куарто, перед Валенсией, когда 3000 всадников Сида обратили в бегство альадоравидскую армию, насчитывавшую, по уверению испанских хронистов, 150 000 человек. Одно упоминание о Сиде вызывало у мавров ужас. Сид мечтал о полном освобождении Испании от мавров. Если до изгнания Сид боролся за гегемонию Кастилии, то после него – сосредоточился на борьбе с маврами. Сид стал одним из самых влиятельных деятелей реконкисты. Во время захвата Валенсии он совершил немало убийств, жестокостей и предательств, но его деятельность была сродни деятельности любого феодала того времени. Но, в отличие от них, Сид нередко проявлял благородство и милосердие, например, когда он отпустил из плена графа Барселонского без выкупа и не взяв у него заложников. Сид славился хорошим отношением к своим людям, недюжинной щедростью, чем и сыскал любовь своего войска, уважение со стороны народа. «Песнь о моем Сиде» («Cantardelmio Cid», 3735 стихов), дошла до нас в единственном списке, сделанном в 1307 г. и сильно поврежденном. Текст местами очень искажен, и недостает начала, в котором излагались причины изгнания Сида. Первые строки изображают выезд героя из Бургоса. Песнь состоит из трех частей. Первая – «Песнь об изгнании» - повествует о том, как Сид раздобыл деньги, заложив ростовщикам сундуки с родовыми сокровищами, на самом деле наполненные песком. С отрядом в шестьдесят воинов, он заехал в монастырь Сан-Педро де Карденья, чтобы проститься с находящимися там женою и дочерями. Проезжая через мавританскую землю Сид собирал людей и одержал ряд побед над маврами. После каждой победы он отсылал часть добычи королю Альфонсу. Сиду пришлось сразиться с графом барселонским, но затем он великодушно его отпустил. Во второй части – «Песни о свадьбе» описывается завоевание Сидом Валенсии. Альфонс, видя могущество Сида, помирился с ним и разрешил его жене и дочерям перебраться в Валенсию. Желая закрепить дружбу, Альфонс предлагает Сиду в зятья знатных инфантов де Каррион. Далее следуют описания свадебного торжества. В третьей части – «Песни о Корпес» описывается предательство зятьев Сида, которые обиделись из-за насмешек и решили выместить зло на своих женах. Они снарядились в путь, под предлогом показать жен своей родне. В дубовой роще Корпес зятья слезли с коней, избили дочерей Сида и привязали их к деревьям. Племянник Сида, Фелес Муньос, разыскал его дочерей и привез их домой. Сид требует мщения. Король созывает кортесы, чтобы судить виновных. Сид является туда, завязав свою бороду, чтобы кто-нибудь не оскорбил его, дернув за бороду. Дело решается судебным поединком. Бойцы Сида побеждают ответчиков, и Сид торжествует. Теперь он развязывает свою бороду, и все дивятся его величавому виду. К дочерям Сида сватаются новые женихи — принцы Наварры и Арагона. В произведении не уделяется внимания идеалистическим качествам рыцаря, присущим средневековому эпосу. Повествователь говорит о важности для воина денег, наживы, разбоев, хитрости. Ярким примером может служить эпизод, когда Сид добыл деньги у еврейских ростовщиков для нужд войска. Повествователь всегда говорит о размере добычи, о ее дележе и доле, отосланной Сидом Альфонсу. В сцене тяжбы Сида с инфантами он прежде всего требовал от них возвращения мечей и приданного, а уж затем поднимал вопрос об оскорблении. «Песнь о Сиде» — это произведение о реконкисте, главной движущей силой которой были испанское крестьянство и города. Рыцари участвовали в ней ради наживы, крестьяне желали возможности выхода из-под феодальной зависимости. Ввиду необходимости освоения новых земель, испанские правители вынуждены были предоставлять селившимся на них испанским крестьянам и ремесленникам привилегии. Новые поселенцы получали во многих случаях возможность создавать особого рода объединения, называвшиеся бегетриями. Отличительной чертой их было то, что члены бегетриев имели право сами избрать себе сеньора и в случае невыполнения им обязанностей могли его менять. На собраниях крестьяне сами устанавливали законы, определяли правила продажи земли, порядок пользования общественными пастбищами и водой, оплату батраков, рыночные цены на продукты. Они оберегали собственные права, постоянно требовали их подтверждения и в случае нарушения отстаивали их с оружием в руках. Такое существенное улучшение положения крестьян наблюдалось в районах, отвоеванных Арагоном, Каталонией, Португалией. В это время усилилось крестьянское восстание в Кастилии и в политически связанном с ней Леоне. Дружина исторического Сида состояла не из его вассалов, которых было не много, и которым король запрещал выходить за пределы Кастилии без разрешения, а из крестьян, имевших кое-какой военный опыт горожан, мелких рыцарей. Уходя вслед за Сидом, эти люди теряли свои земельные наделы, которые тут же подвергались королевской конфискации. Сид обещал своим воинам вознаграждение за отобранные земли: ««Умоляю я бога, небесного отца, Чтоб всем, кто покинул наделы свои и дома, До смерти мог я сделать хоть малость добра, За то, что потеряли вы, вдвойне вам воздать»[30]. После падения Кордовского халифата в начале XI в. мусульманское государство в Испании распалась на 23 небольших государства, которые вели междоусобные войны, ища поддержки в борьбе друг против друга у королей или крупных феодалов христианской Испании. Многие из мусульманских правителей становились данниками испанских властителей. Для испанских лидеров такое положение было выгодным. Но этим был недоволен испанский народ, такую же позицию занимал и Сид. Исторический Сид во время своего изгнание выполнял дело реконкисты значительно удачнее, чем король Альфонс. Сид стал популярным среди народа, не только как борец за независимость Испании, но и как человек, освобождавший народ от феодального гнета. «Песнь о Сиде» правдиво доносит до нас общественные и политические особенности государства, расценивая их с крестьянской, т.е. антифеодальной точки зрения. «Песнь о Сиде», как и многие другие испанские героические поэмы, отличается от французского средневекового эпоса, герои которого обладали горделивым, типично рыцарским чувством чести, культом храбрости, жаждой военной славы, острым чувством вассальной верности, как, например, Роланд. Сид – простой человек, лишенный идеализации. Можно провести некую параллель с русским былинным эпосом. Илья Муромец, поссорившись с князем Владимиром, собрал не прекрасных витязей, а простой народ и пошел воевать с татарами и разбойниками, сражаясь не за князя, а за родину. Образ Сида,величавый и строгий при всей своей простоте, возник в народной среде, когда требовалось объединение всех сил нации для решительной борьбы с маврами. Таким образом, произведение «Песнь о Сиде» существенно отличается от «Песни о Роланде». В Образе Роланда воплощены все выдающиеся качества, которыми должен обладать настоящий рыцарь. Он готов умереть за своего короля, лишь бы его не считали трусом. Он особой связью неразделим со своим оружием. Но был ли прототип Роланда столь идеальным, каким его описывают в песни? Вероятнее всего, нет. Произведения, даже ранние, уже были пронизаны духом куртуазности, а образ Роланда выполнял назидательную, поучительную функцию по отношению к рыцарству. Воины старались соответствовать этому идеализированному персонажу. В свою очередь, образ Сида выглядит более реалистичным. Он практически лишен куртуазности. Безусловно, Сид является героем своего времени, своего государства, его доблесть, отвага, смекалка не вызывает сомнений, но этим рыцарским качествам не придается сильного значения. Они присущи герою, как само собой разумеющееся.Напротив, автор описывает то, что настоящему рыцарю должно быть чуждо – добыча, нажива, разбои и грабежи. Именно этим произведение «Песнь о Сиде» и ценно.
Заключение. Изучив материалы по заявленной проблематике, автор пришел к следующим выводам. Во-первых, рыцарство зародилось в VIII – X вв. Причины формирования рыцарского сословия можно разделить на сферы.Политически были необходимы воины, способные одолеть лангобардских, сарацинских, норманнских, венгерских врагов. Карл Мартел провел бенефициальную реформу, одним из пунктов которой было обязательное выступление бенефициария в поход вместе с воинами. Т.к. Карл хотел усилить собственную власть, он передавал землю не в аллод, а условно и пожизненно, т.е. в бенефиций. Он получил социальную опору в виде бенефициариев, а также начало складываться более прогрессивное конное войско. Многие священники раннего средневековья выступали за защиту бедняков, сирот и вдов. Социальная необходимость в протекторате этих категорий общества привела к созданию домов странноприемных, образованных неподалеку от монастырей. Эдмон Поньон свидетельствует о благотворительности, развернутой в монастыре Клюни, где занимались поиском странников, предоставляли им жилье и пищу[31].Это было связано с утверждением в монастырях устава, выработанного в VIв. Бенедиктом Нурсийским. Предписание этого устава было следующим: «Утешать бедных, одевать нагих, помогать несчастным, поддерживать сокрушенных сердцем». Но защиты этой категории населения со стороны священников было недостаточно, и они призывали короля и рыцарей к помощи. Именно поэтому в более поздних куртуазных романов образ рыцаря ассоциируется с образом защитника. Религиозными причинами формирования рыцарства являлись необходимость оборонять церковь от языческих захватчиков и распространять среди них истинную христианскую веру, а также защищать богатства церкви, ведь священникам запрещалось носить оружие и наносить вред людям. Экономической причиной формирования рыцарства можно считать дифференциацию общества по имущественному признаку. Выделились зажиточные люди, способные приобрести дорогостоящее оружие и снаряжение, которые и стали первыми рыцарями. Во-вторых, первые рыцари были чисто светскими воинами, взгляды и идеалы которых кардинально разнились с официальной церковной моралью. Но со временем церковь усилила свое влияние на рыцарство, стала использовать его для защиты собственных интересов. Например, во время правления Пипина Короткого произошло «обмирщение церкви», и аббаты церквей нередко выступали в военные походы, будучи предводителями войск. Со временем священникам запретили носить оружие и причинять вред людям, т.к. их оружие – молитва. И церковь стала пользоваться помощью рыцарей, даровав им христианскую мораль. В-третьих, рыцарем мог стать человек практически любого социального статуса. Рыцарство включало в себя феодалов разного ранга и происхождения - от королей и герцогов, до обедневших странствующих рыцарей. Рыцарями становились и министериалы - королевские должностные лица, лично несвободные или полусвободные, которым стали доверять различные поручения, в том числе и военные, что привело к их экономическому возвышению. В-четвертых, поведение рыцарей регулировал «habitus» - обычай, который не нашел отражение в специализированной литературе, его нормы передавались из поколения в поколение и были общепринятыми. Служение рыцаря обществу являлось исполнением божественного предназначения. Рыцарь должен быть христианином и следовать всем церковным таинствам, и тогда он может рассчитывать на внеземную жизнь. Рыцарь должен следовать трем великим христианским добродетелям: вере, надежде и любви. А также придерживаться справедливости, благоразумия, умеренности и мужества. Страх бесчестия, забвения и жажда славы и подвигов приводили к тому, что рыцарями оставались лишь самые достойные. В-пятых, особую роль в жизни рыцарей играли пиры. Феодалы организовывали пиршества с целью демонстрации собственного благосостояния. Пиры выполняли интеграционную функцию – например, вливание новичка в коллектив, что означало, что он принял правила поведения и основополагающие ценности группы. Важными были дары, являющиеся неотъемлемой частью торжества. Дары были введены для того, чтобы искоренить зависть, обиды. Если дарующий отдавал богатства за незаслуженные поступки, т.е. хотел показать свою щедрость, то он должен быть наказан. В-шестых, жизнь рыцарей трудно представить без турниров, которые также отражают рыцарскую этику. Турниры являлись имитацией войны, тренировкой. В нем участвовали добровольцы. Они не имели злого умысла, не жаждали мести. Воины старались не убить соперника, а выбить его из седла, взять в плен. Если же случалась смерть, то погибшего оплакивало оба лагеря. Рыцарские турниры были проникнуты духом братства, товарищества. В-седьмых, анализ произведения «Песнь о Роланде» позволил нам определить рыцарские идеалы и добродетели. Для настоящего рыцаря нет ничего более важного, чем верность своему господину, которому они принесли присягу. Через все произведение проносится философская мысль о том, как должны соотноситься верность королю и чувство родового долга. Можно судить о том, что в сознании средневекового воина не было такого понятия, как предательство. Но не стоит воспринимать описанное в произведении как достоверное. Его герои подверглись идеализации, т.к. цель произведения – донести до новых поколений рыцарей обычай «habitus». В-восьмых, анализ «Песни о Сиде» сформировал в нашем сознании более реалистичную картину о рыцарстве. В произведении дается информация о том, как Сид формировал свои войска, благодаря этому мы имеем представление об их социальном составе. Несмотря на отсутствие куртуазности, в эпизоде, когда воинам приходилось покидать родные места и терять земельные наделы, Сид обещал каждому вознаграждение, что говорит о вассальной преданности с одной стороны, и господской щедрости с другой. Также произведение ценно тем, что в нем отражены такие особенности рыцарства, которые не отражены в большинстве эпических произведений. А именно, жажда добычи, разбои. Опираясь на вышесказанное, можно сделать общий вывод: рыцарство как социальный феномен, зародилось в связи с необходимостью защиты средневековых государств от вражеских народов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |