|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Введение. Рыцарство как социальный феномен западноевропейского средневекового общества
Оглавление Введение …………………………………………………………………......3 Рыцарство как социальный феномен западноевропейского средневекового общества. 1.1. Причины и истоки формирования сословия……..................................8 1.2. Ранние средневековые рыцарские турниры как форма выражения рыцарского кодекса……………………………………………………………14 Этические принципы и кодекс поведения рыцаря в раннесредневековой литературе. 2.1. «Песнь о Роланде» и рыцарские образцы поведения………………20 2.2. «Песнь о Сиде» и этические нормы поведения рыцаря ……………24 Заключение ………………………………………………………………...30 Список источников и литературы ……………………………………...35 Приложения ……………………………………………………………… Введение Проблема изучения истоков формирования и этики средневекового рыцарства, безусловно, важна и вызывает интерес у многих историков, так как ее изучение способствует расширению знаний об этом социальном феномене. Данная проблема научно актуальна. Актуальность исследования заключается в том, что представление о рыцарстве у большинства людей связано с куртуазными романами, демонстрирующими правила поведения во дворце и учтивость во отношению к противоположному полу. Мало кто знает причины возникновения рыцарства, или то, что изначально рыцари не были благородными, промышляли грабежами и разбоями. Научная новизна проблемы связана с тем, исследователи не теряют интерес к ней и в настоящее время. Рыцарство являлось важнейшей частью социальной структуры средневекового общества и главной силой на социально-политической арене. Изучение истоков данного явления позволит разобраться в причинах его возникновения, касательно всех сфер жизни общества, проследить эволюцию рыцарства и возвышение социального статуса рыцаря, изучить изменения в терминологии и наименованиях, в отношениях между светской и духовной властью, а также становления рыцарской этики. Целью данной работы является выявление истоков формирования и этики средневекового рыцарства IX – XIвв. Задачи: 1. Изучить социальные, экономические, политические, религиозные причины становления рыцарства; 2. Проследить изменение взаимоотношений между религиозной властью и рыцарством; 3. Выяснить, как изменялся социальный статус рыцаря; 4. Определить социальный состав рыцарства; 5. Изучить и обозначить черты рыцарских этических норм; Объектом исследования является история формирования западноевропейского рыцарства; Предметом исследования выступают особенности формирования рыцарского менталитета. Территориальные рамки: Западная Европа в границах IX – XI вв., включая территории Франции, Нормандии, Германии, Италии, Фландрии, Лотарингии, Испании. Хронологические рамки: охватывают историю рыцарства в Западной Европе IX – XI вв. Источники, используемые при написании работы, представляют героический эпос[1], где особую ценность представляют такие произведения, как «Песнь о Сиде» - памятник испанской литературы, рукопись которого относится к началу XIV в. Этот источник ценен тем, что его герои имеют прообразов в реальном мире. Но в произведении они излишне идеализированы. Песнь наглядно демонстрирует ценности рыцарей – доблесть, отвагу, милосердие. «Поэма о Сиде» правдиво освещает все эти общественные и политические моменты, расценивая их с народной, антифеодальной точки зрения. Другой источник – «Песнь о Роланде» - повествует о подвиге бретонского графа Роланда и его сподвижников, отражавших атаки мавров, но погибших на поле битвы. Произведение написано в XII в. Оба источники возникли в связи с необходимостью подъема народного духа, приобщения рыцарства к воинским идеалам и защите государств от врагов. «Песни» содержат образцы этического поведения рыцарей чем и важны для исследования. Историография включает труды таких исследователей, как Ж. Ле Гофф Ж. Дюби, Ж. Флори, Ж. Руа, М. Блок, Ф. Кардини, А.Я. Гуревич, К. Иванов, А. Смирнов. Они вскрыли новые пласты этой проблематики, выявили оригинальные подходы к интерпретации источников. Особенно интересны в этом плане исследования Ф. Кардини. Автор «Истоков средневекового рыцарства»[2] работал на основе метапредметных связей: социальной, экономической и культурной истории, археологии, истории техники и материальной культуры, военного дела. Он исходил из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и как определенной культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения, своеобразной «движущей идеи» эпохи. Концепция Ф. Кардини открыла новые аспекты формирования рыцарства, итальянским исследователем был введен в оборот огромный материал, ранее под таким углом зрения не рассматривавшийся. Ф. Кардини показывает, что рыцарство в пору своего расцвета очень далеко отстоит от своих истоков, но, тем не менее, питается ими. И эти истоки, постепенно набирающие силу и трансформирующиеся, и есть живые артерии истории. Рассечь их — значит представить не подлинно историческое явление как сложнейший организм, а его омертвевшее подобие, лишь напоминающее оригинал. Не меньший вклад в изучение средневекового рыцарства внес Ж. Флори, комплексно изучавший этот социальный феномен. В произведении «Идеология меча. Предыстория рыцарства»[3] автор размышлял об истоках формированиях и причинах становления рыцарства в разных государствах – Франции, Италии, Нормандии. Исследователь пришел к выводу, что эти процессы имели схожий характер, хотя формирование и проходило неравномерно. Также в произведении имеется ценный материал по становлению отношений рыцарства и церкви и рыцарской этики. Другое произведение – «Повседневная жизнь рыцарей в средние века»[4], в котором автор раздробил хрестоматийный образ рыцарства на несколько ключевых проблем и попытался решить их. Флори хотел найти сведения о происхождении рыцарства, об изменении тактики боя, о турнирах, об идеологии и влиянии на ее образование Церкви и аристократии, о вассальной зависимости и земельных держаниях, о Крестовых походах и рыцарской литературе. Важен труд Ж. Ле Гоффа «Цивилизация средневекового запада»[5], в котором исследователь дает общую картину средневековой жизни. Автор изучает следующие проблемы: каков был человек в далекую эпоху истории, в чем тайна его своеобразия, несходства с нами. А. Гуревич в произведении «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» пытался донести мысль о том, что невозможно изучать средневековое общество, во всем многообразии его проявлений, опираясь лишь на внешние его особенности. Неотъемлемой частью жизни общества является человеческое сознание, и трудно понять устройство и функционирование социума, абстрагируясь от мыслительного универсума. Работа К. Иванова «Многоликое средневековье»[6] отражает различные аспекты жизни средневекового рыцаря: его повседневность, особенности вооружения, службу сеньору, устройство средневекового дворца. Необычайную важность для нас представляет описание средневековых турниров, как отражение рыцарских этических норм. Автор размышлял о возможных истоках турниров, описывает процедуру подготовки к мероприятию и ход его проведения. Иванов акцентировал внимание на наличие на турнирах духа братства и солидарности. А. Смирнов в произведении «Средневековая литература Испании»[7] предоставил анализ «Песни о Сиде». Этот труд ценен тем, что на данный момент не существует более подробного описания этого шедевра испанского эпоса. В курсовой работе использованы следующие методы исследования: -сравнительно–исторический (позволил сравнить представления об истоках формирования рыцарства); -историко–генетический (позволил изучить природу данного явления и продемонстрировал его динамику); -историко–системный (позволил обобщить знания, полученные из источников и монографий исследователей); -проблемно–хронологический (позволил распределить явления по хронологической последовательности). Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, цель, задачи, определяет предмет, объект и методы исследования, практическую значимость. В первой главе рассматриваются причины и истоки формирования рыцарского сословия. Вторая глава посвящена изучению этики рыцарей, а также реализации воинских «добродетелей» во время турниров. Третья глава характеризует этические нормы рыцарей по материалам «Песни о Сиде». В четвертой главе рассмотрены духовные ценности воинов по содержанию «Песни о Роланде». В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Практическая значимость исследования: данная работа может быть представлена на научно-практической конференции и использована в качестве дополнительного материала на факультативе по истории Средних веков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |