АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аграрные отношения. Процесс читлучения

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. AMDEC Процесс (продукт)
  3. APQC структура классификации процессов SM
  4. CISC и RISC архитектуры процессоров
  5. g) процесс управления информацией.
  6. I. Расчет термодинамических процессов, составляющих цикл
  7. L.3.1. Процессы переноса вещества и тепла.
  8. RISC-процессоры 3-го поколения
  9. VI. ТИПЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
  10. VII. Психология процессов сновидения
  11. Адвокат в уголовном процессе

Своеобразная ситуация сложилась в землях, вошедших в со­став Османской империи, где в XVII в. интенсивно развивается процесс читлучения.

Термин «чифтлик», или «читлук», переводится как «баштина». Первоначально он означал крестьянское хозяйство, т.е. те самые поля и виноградники, о которых упоминает «Законник Стефана Душана» (владение ими было обусловлено выполнением опреде­ленных обязанностей, но с известной оговоркой: их можно было завещать или продать). В этом смысле права непосредственных про­изводителей, в том числе христианской «райи», были шире, неже­ли права «спахиев» — представителей «рыцарского сословия». Вла­дения последних, «спахилуки», представляли собой разновидность ленов, приносивших строго определенный доход в виде натураль­ных и денежных податей. В отличие от положения в средневековой Сербии на завоеванных территориях господская земля, как прави­ло, отсутствовала, и барщины в пользу спахиев подданные не несли.

Вплоть до того времени, когда обозначились первые грозные признаки кризиса, связанного с падением политического и воен­ного могущества империи, такое положение, видимо, удовлетво­ряло турецких господ, как «спахогланов», получавших свои нало­говые квоты, так и янычар, составлявших пехотный корпус и оплачиваемых из казны. Когда же военные трофеи перестали быть надежным источником обогащения и повышение налогов начало подрывать экономические возможности крестьянского хозяйства, представители господствующего класса оказались вынужденными искать выход в повышении собственной хозяйственной активности.

Кто выступил инициатором переворота — спахии или яныча­ры, — сказать трудно. В системе аграрных отношений Османской империи появляется новая фигура янычарского аги, узурпирую­щего крестьянские права и превращающегося в читлук-сахибию, который заводит собственное хозяйство, основанное на эксплуата­ции крестьян, обязанных барщиной. Подобный путь проделывали и сами спахии, вынуждая задолжавших подданных уступать им свои права на чифтлики, после чего земля обрабатывалась там тру­дами райи.

К концу XVIII в. фигура спахия, с бичом в руке надзирающе­го за полевыми работами, становится типичным явлением в серб­ском селе.

Однако в некоторых сельскохозяйственных отраслях инициа­тива оставалась в руках крестьян. Речь идет о животноводстве, и прежде всего — свиноводстве (что вполне объяснимо, поскольку мусульмане из религиозньсх соображений не могли заниматься этим прибыльным делом, равно как и производством ракии (водки), также пользовавшейся спросом на рынке).

В целом на территории Османской империи после войн первой половины XVIII в. христианское население оказалось в неблаго­приятных условиях. Турецкая администрация издавала дискрими­национные указы. Например, христианам было строго запрещено носить роскошные одеяния и использовать в своих нарядах опреде­ленные цвета. Они должны были выказывать знаки смирения в общении с мусульманами. В 1767 г. была ликвидирована православ­ная патриархия Печа, а на следующий год та же участь постигла архиепископию Охрида. Все сербские земли оказались под юрис­дикцией Константинопольского патриарха. С этого времени начи­нается процесс замены сербских епископов греческими.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)