|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кандидат искусствоведения, доцент Б.Д. КокумбаеваПГУ им. С.Торайгырова, г. Павлодар
Ни один пласт культуры не воздействует так непосредственно на душу, как педагогический процесс. Это заложено в самой природе воспитательно-образовательной системы как интегрированного тождества культуры, вбирающей в себя все относительно самостоятельные сферы - религию, мораль, искусство, право, науку, философию… При этом сфера образования-воспитания отличается от всех них тем, что этот эфир, который определяет жизнь, поведение, образ мысли каждого человека. «Образование – это отчеканенная форма, образ совокупного человеческого бытия» (1, 21). Выявляя и проявляя смыслы, образование способствует приращению бытийственности, ибо только будучи проявленным смыслом, бытие человека может быть названо человеческим. Что касается места вышеперечисленных сфер духовного производства в педагогическом процессе, то оно зависит от горизонта назначения Человека и смысла его жизни. Наименее популярна в ценностно-смысловой иерархии сфер современной культуры этика. Историко-философский анализ этому явлению дает К.А.Абишев, усматривающий корни тому в внутренней интенции - утилитарной сущности производственной деятельности, определяющего особое видение мира и самого себя по западным меркам. «Глубинной сутью такого отношения к миру оказалось даже не столько потребление, все большее и большее, все качественнее и лучше и т,д. Потребление и его крайне абстрактное, лишенное всякого конкретного содержания и определенности выражение - иметь и иметь - оказалось тоже средством для более глубоко лежащей потребности - потребности господствовать, превосходить, превзойти, Богатство в смысле удовлетворения всех других потребностей не имело бы никакого смысла, если бы оно не давало ощущения власти или превосходства над другими или в более безобидном значении независимости. Следовательно, качества, которые делают человека человеком сводятся, главным образом, к силе в ее всевозможных вариациях, начиная с элементарной физической силы и ловкости, кончая многими другими свойствами и средствами, обеспечивающими превосходство. Развитие дискурсивных способностей, вооружение знаниями и умениями, богатством, славой и успехом, связями, властью, и т.д. и т.п. - лишь некоторые разновидности этой силы, если она имеется у индивида. Негативными, естественно, выступают всякие разновидности и вариации слабости. На втором плане, а иногда даже за пределами подобной системы ценностей оказывается развитие у индивидов нравственных качеств - доброты, справедливости, милосердия и т.д. Они скорее всего относятся к категориям слабости. Такая ценностная установка настраивает, конечно видеть в знаниях и умениях прежде всего силу. Поэтому и почти во всех наших школах висят лозунги с изречением "Знание - сила". (К.А.Абишев,2, 140). Приведенная аксиологическая модель характерна для педагогического процесса в целом, ориентированного на потребностно-полезностную функцию в современном обществе. Доминирующим в этой модели оказывается образование, в то время как воспитание не только вторично, но и выполняет прямо противоположную образованию функцию. "Функция воспитания полагается в том, чтобы привить (в буквальном "мичуринском" смысле) Человеку комплекс этических, юридических, религиозных, эстетических и иных норм. Воспитание апеллирует не столько к мышлению Человека, сколько к его чувству, к эмоциям, к "сердцу". В этой связи образование и воспитание не только превращаются в относительно самостоятельные сферы с разными задачами, целями и идеалами, но и расщепляют целостность человеческого духа.... на изолированные и все более изолируемые друг от друга области приложения своей функциональной активности.... Вследствие этого каждая из них прилагает к нему разные масштабы, предъявляя, в итоге взаимоисключающие требования" (А.А.Хамидов, 3, 20). Примерно та же ситуация сложилась и в сфере религии. И это не случайно. Во все времена и у всех народов нравственность и религия тесно соприкасались, образуя религиозно-этическое духовное начало в жизни человечества т.е.то, что относится по классификации К.А.Абишева к категории слабости. К тому же, в современном светском обществе, к каковым принадлежит и Казахстан, религарность, хотя и не преследуется законом, но все же находится как бы вне закона. И если этика декларируется хотя бы на словах, по отношению к религии сохраняется сдержанная позиция. Тому имеются исторически объективные причины. Приведенная выше мысль К.А.Абишева о ценностно-смысловой артикуляции силы еще более, чем в этической сфере, актуальна для религиозной веры, ибо конфессиональные войны вспыхивали именно по той причине, что восходящие государства и этносы пытались навязать силой "своего" Бога, "свою" религию. Искусство.... Диагноз ученых "глобальный кризис культуры", распространяется, увы, и на эту сферу (4, 236). Здесь он усматривается в конце классической культуры, покончившей с "добрым старым человеческим миром, распылив его по экрану телевизора". (5, 127). По словам отечественного философа Б.Нуржанова, мы находимся "не перед опасностью конца мира, а давно по ту сторону ее". (6, 245). Казалось бы, искусство вроде как бы занимает более весомое положение в образовательно-воспитательной системе (по сравнению с этикой и религией), пока еще присутствует (пусть и в минимальных дозах) в учебных планах школы. Тем не менее фактически оно находится на периферийном положении, так как не выдерживает конкуренции с более престижными и экономически рентабельными учебными предметами. Что же касается искусства как воспитательного фактора, то о его месте, значении, целях и задачах уже велась речь от имени А.А.Хамидова. Обрисованная вкратце ситуация четко регистрирует духовный климат современного человечества в крупном масштабе. Полагаем, что приведенная модель может фигурировать в качестве всеобщей в массовом плане. Ее достоинство состоит в том. что она наглядно высвечивает приоритет материально-вещного начала в ущерб чистой духовности и еще раз сигнализирует о неблагополучии духовного здоровья человечества. Попытаемся проецировать представленную всеобщую модель на ограниченное географическое пространство - современное казахстанское общество. Имея свои локально очерченные спецификации, оно содержит вместе с тем общий абрис всего человечества. В этом смысле заданный ограничитель позволяет четче высветить минусы и плюсы, проблемы и перспективы в целом. Переход от тоталитарного Союза к Республике Казахстан способствовал более глубинному проникновению в истоки отечественной культуры. Оказалось, что культура одного из самых непрестижных (по мнению "авторитетов" науки) народов - казахов – обладает такими ценностно-значимыми качествами, каких современное цивилизованное общество, поглощенное материальными потребностями, не имеет. Духовно-этическое начало, культ нравственности исторически неперспективного (причем не только в недавнем прошлом, на обыденном уровне это мнение еще и сейчас живуче) казахского народа содержит такую концентрацию потенциала, которая позволила Ак Сарбазу объявить Казахстан эпицентром человечества (Ак Сарбаз - Едихан Шаймерденулы,7…). Высокое духовно-нравственное начало как особенность Степи проявляется прежде всего в самой экзистенциальной и философичной области - религии. Ученые констатировали тот факт, что все мировые религии зародились в кочевой среде.(Ак Сарбаз – Едихан Шаймерденулы, М.Ш.Хасанов, З.Ж.Наурзбаева, 8….). Более того. Почему-то именно у «диких» кочевников не наблюдалось такого фанатизма, конфессиональных войн, распрей, которыми так богата история земледельческих народов. Религарная толерантность исходит из веры в высокого неба, который «настолько был уверен в своем могуществе, что хладнокровно терпел рой богов помельче и не засуетился даже тогда, когда в степь визит нанес Аллах». (М.М.Ауэзов,9, 51 - 52). Путешествие по океану трав, широким просторам Евразии, сформировало теокосмическую Онтологию кочевников, суть которой состояла в понимании истины о том, что одно над всеми людьми Вечное Синее Небо, а потому о чем спорить, из-за чего убивать друг друга в крестовых походах? Интеллектуализм, философичность, толерантность как менталитетные черты присущи кочевому тенгрианскому суперэтносу по отношению ко всем сторонам жизни.(10, Ж.К.Каракузова, Хасанов М.Ш., Мурад Аджи…). К слову сказать, изучение тенгрианства как мифолого-религиозно-философского учения только началось. А потому вклад тенгризма в общечеловеческую сокровищницу еще впереди. Аналогичная ситуация характерна и для такой отрасли духовного производства, как искусство. В целом положение здесь пока остается удручающим. Однако полнокровной жизнью живет космический заповедник, в котором формируется кочевая тенгрианская ментальность в своей первозданной чистоте. Это – негосударственная школа»КӨКІЛ» в городе Алматы, основанная всемирно известными учеными, педагогами-новаторами А.Ы. и С.Ш.Райымбергеновыми. Как уже отмечалось, уязвимость современного педагогического процесса коренится в отсутствии взаимосвязи между образованием и воспитанием. Целостную мировоззренческую культуру фактически не удается сформировать, ибо философия изучается в высших учебных заведениях, когда менталилет, мироотношение и мировоззрение подрастающего поколения уже сложились. А как известно, переучивать всегда сложнее. Именно потому философски фундаментальна и педагогически целесообразна традиционная культура как целостность, тотальность педагогики, психологии, философии, этики, эстетики, искусства…, т.е., говоря научным языком, всех базовых социогуманитраных дисциплин (11). Это связано с тем, что традиционная Среда формирует человека, начиная с рождения, вернее, еще раньше. Обряды, обычаи в традиционном обществе направлены на рождение ребенка как нового микрокосмоса (12, К.Нурланова). При таком целенаправленном воспитании-образовании уже с раннего детства закладывается та ментальность, которая становится поистине судьбоносной в его жизни. Этот общечеловеческий опыт народной Среды, сущностные, глубинные основы мировой культуры научно обобщены и практически внедрены в авторской школе Райымбергеновых. Изложенная выше духовно-этическая философия, парадигма нового мировоззрения формируется в космическом заповеднике «КӨКІЛ», где воспитание и образование составляют неделимый процесс, в единстве когорого происходит становление высших духовных сущностей. Ростки этого нового – хорошо забытого старого не заставят себя ждать и уже дают свои, пока еще мало заметные всходы в все четче формирующемся облике нового поколения – тенгрианцев, последователей, учеников Ак Сарбаза-Едихана Шаймерденулы, А.И.Мухамбетовой, К.Ш.Нурлановой, С.Ш.Аязбековой, А.Ы. и С.Ш.Райымбергеновых….. Увидеть трогающие до глубины души потрясающие результаты этого уникального в мировой практике эксперимента, прикоснуться к истокам и осмыслить ключевое направление школы будущего довелось на семинаре в городе Алматы, проведенном в ноябре 2001 года по линии Фонда Сорос. На эту историческую встречу собрались подлинные энтузиасты, прежде всего ученики и последователи А.Ы. и С.Ш.Райымбергеновых, а также огромное количество желающих их всех регионов Казахстана и сопредельных стран, желающих работать по этой уникальной системе. Семинар включал научную часть (лекции, читаемые ведущими корифеями современного гуманитарного знания) и практическую часть (открытые уроки, проведенные авторами школы.»Круглые столы, диспуты показали, что последователи этого детища работают во всех регионах Казахстана и имеют впечатляющие результаты. Нами рассмотрены не все сферы культуры. Вне рамок исследования оказались такие значимые отрасли духовного производства, как философия, наука, право, которые, также содержат малоизвестный, а потому невостребованный человечеством потенциал (13). Но и рассмотренные сферы убедительно показывают, что Казахстан имеет свой голос, свою сольную партию, судьбоносную для всего человечества (Ак Сарбаз – Едихан Шаймерденулы,14). А потому стоит не только изучать, перенимать опыт других стран и народов, рожденных и питаемых иной почвой, но и более пристально вглядеться в истоки отечественной культуры, которая, подобно земле, таит в себе несметные духовные богатства, которые ждут своих Сатпаевых. Цель педагогики будущего,состоит, таким образом в том, чтобы открыть новые (хорошо забытые старые) родники, чтобы поить ее ключевой водой новое поколение, исцелять недуги и восстанавливать подорванное духовное здоровье обществу.
Литература 1. Шелер М. Формы знания и образования // Избранные произведения. – М., 1994. 2. Абишев К.А. Личность, образовательный процесс и проблема отчуждения Трансформация системы образования: взгляд философов (Абишев К.А., Дунаев В.Ю., Закаева З.А., Камалиденова А.З., Курганская В.Д., Муналбаева У.Д., Соловьева Г.Г., Хамидов А.А.) – Алматы: Арыс, 2000. - 250 с. 3. Хамидов А.А. Мировоззренческие основания концепции// Трансформация системы образования…. 4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999. 5. Нуржанов Б.Г. Культурология: курс лекций. – Алматы: Университет «Кайнар», 1994. 6. Там же. 7. Жихан Желтоксан (Едихан Шаймерденулы). Ак Сарбаз – Космический Воин. – Алматы: КӨКІЛ, 1997. 8. Там же. А также: Типовая программа по культурологии /для студентов гуманитарных специальностей университетов/. Составители: М.Ш.Хасанов, З.Ж.Наурзбаева. – Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1996. 9. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. – Алматы: Гылым, 1993. 10. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры – Алматы: Евразия, 1993; Аджи М. Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи – М., 1999. 11. О традиционной культуре см.: Кокумбаева Б.Д. Введение в культурологию: Учебное пособие по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры».- Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2000. 12. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. – Алматы, 1994. 13. Типовая программа по культурологии (для студентов гуманитарных специальностей университетов /Составители: М.Ш.Хасанов, З.Ж.Наурзбаева.- Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1996; Нурланова К. Земля - духовная опора народа - Алматы, 2000; Мухаммед Халель Толебайулы. Степная мораль и кочевое право. Об особенностях образного мышления биев. Майкы би /г. Новое поколение, июнь – июль 2001 г. 14. Жихан Желтоксан (Едихан Шаймерденулы). Ак Сарбаз…. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД В НОВЫХ УСЛОВИЯХ// ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 70-ЛЕТИЮ А.И. МУХАМБЕТОВОЙ. – Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 2012. – 344 С. – С. 324-331. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |