|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организации учебной деятельностиК словесным методам относятся. Объяснение – раскрытие существенных свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами [70; с. 176]. Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательнй форме. В отличие от объяснения, рассказ несет в себе более выраженные компоненты образности, эмоциональности, ценностно-ориентировочной направленности [67; с. 300]. Беседа – вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или их повторении и закреплении [70; с. 23]. Инструктаж – вид объяснения и предъявления задания учителем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технологических процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей) [82, т. 1; с. 372]. Работа с учебником – метод самостоятельного опосредованного (без участия учителя) усвоения или закрепления учебной информации, изложенной в письменной форме [69, т. 3; с. 784]. Лекция –систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера [70; с. 132]. Доклад –вид самостоятельной работы учащихся в форме монологической связной речи, в процессе подготовки которого формируются навыки исследовательской деятельности [70; с. 75]. В школе, работающей по системе С. А. Зыкова, слово является основным способом обучения и общения с глухими учениками, дактильная поддержка – это пальцевый вариант того же слова; жестовый способ передачи учебной информации и в калькирующем, и в разговорном варианте в отечественной школе на сегодня запрещен. К применению словесных методов в сурдошколе предъявляются строго определенные требования. - Слово на уроке должно обязательно сочетаться с другими источниками информации – наглядностью и практическими действиями. Более того: в младших классах на первом месте находятся практические и наглядные методы, закладывающие на основе сохранных анализаторов у детей с дефектами слуха основу представлений и понятий о познаваемой действительности. По мере развития речи и слухового восприятия к старшим классам доля вербальных средств передачи информации увеличивается и становится ведущей. - Существует иерархия внутри самих словесных методов, определяемая принципом доступности: из устных словесных методов на приоритетных позициях находятся объяснение, рассказ; значительно реже и то только в старших классах используется лекция. Наименее эффективна в обучении глухих беседа. По мнению С. А. Зыкова, беседа хороша для формирования коммуникативных навыков, но малоэффективна в управлении гностической деятельностью учащихся. Учащиеся стремятся к однотипным ответам-репликам, из-за дробности и лаконичности вопросов учителя целостность восприятия сути информации исчезает. Рекомендуется прибегать к учебнику на стадии повторения и закрепления, но не на стадии усвоения новой информации; предварительный этап в организации работы с книгой пролонгирован по сравнению с массовой школой, т. к. необходимы пропедевтическая работа над ключевыми словами-понятиями текста, развернутый инструктаж по видам предстоящей работы; столь же важен контрольно-итоговый этап, на котором развернуто проверяется адекватность и глубина понимания текста. - Своеобразна техника применения словесных методов. ▪ Новые слова, вводимые в оборот, подлежат предварительному целенаправленному осмыслению значения и закреплению в речевой практике учеников. ▪ Чрезвычайно важна грамотная по визуально-акустическим показателям речь учителя: не должно быть утрированной артикуляции, нарочито замедленного темпа речи; лицо учителя должно хорошо освещаться, речь произносится с соблюдением орфоэпических норм, четкая, эмоционально (мимически) выразительная. ▪ Учитывая низкий уровень понимания словесной речи, акт вербальной трансляции знания в любом его виде не должен «повисать в воздухе», быть самодостаточным. Необходима система обратной связи, т.е. специальных приемов, которые помогли бы учителю убедиться, что учащийся адекватно понял обращенную к нему речь (см. ниже о методах контроля). К наглядным методам относятся следующие. Наблюдение –целенаправленное чувственное восприятие действительности. Цель наблюдения – накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира [70; с. 156]. Демонстрация – использование наглядных пособий (например, модели, чучела и т.п.), опытов, технических установок, приборов, которые обеспечивают направленность внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов [70; с. 62]. Иллюстрация – метод, предполагающий показ изобразительного воплощения учебной информации: картин, плакатов, таблиц, карт, зарисовок и т.д. [69, т. 3; с. 22]. - Использование наглядных методов есть способ реализации общепедагогического принципа наглядности. ▪ Необходимо побуждать и помогать учащемуся выделять существенное, кодировать его словом. ▪ Проверять, чтобы наблюдаемое (эмпирически чувственное) активно соотносилось учащимся с логикой объяснения (абстрактно-логическим) на основе вопросов почему? из-за чего? сколько? где? откуда? и т.п. ▪ К особым требованиям к применению наглядных методов относится недопустимость перегруженности урока средствами наглядности, ее чрезмерной пестроты и контрастной яркости. ▪ К практическим методам относятся следующие. Упражнение – планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью его усвоения. Упражнение в основном обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение и навык [70; с. 297]. Практическая работа – целенаправлена на решение практических задач в ходе различных видов предметно-практической и трудовой деятельности: ручной труд (лепка, аппликация, макетирование, моделирование, изготовление поделок и т.п.), работа на опытном участке, измерительно-вычислительные действия, иллюстративно-изобразитель-ная деятельность (составление чертежей, схем, зарисовки и т.п.) [69, т. 3; с. 478]. Лабораторная работа –один из видов самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования [70; с. 131]. Опыт (эксперимент) –практическое или теоретическое преобразование условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения [69, т.3; с. 210]. - Более значительную роль, чем в массовой школе, играет, главным образом, предварительный этап: расчлененный инструктаж, совместное с учителем планирование работы, предъявление образца, словарная работа (разбор инструкций, работа над значением ключевых слов-понятий, кодирующих умственные и практические действия) и т.д. В последнее время наблюдается активное применение методов артпедагогики, которые являются особой разновидностью практических методов, особой потому, что помимо обычной образовательной функции эти методы выполняют культурологическую и социокультурную функции. Основная – образовательная – функция артметодов состоит в освоении личностью действительности посредством искусства, обеспечивающее приобретение знаний в области культуры, практических навыков в речевой, художественно-речевой и художественно-творческой деятельности. В специальной педагогике, в том числе сурдопедагогике, артметоды выполняют еще и дополнительную коррекционную функцию, которая состоит в коррекции и профилактике отклонений в познавательной и речевой деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер [4; с. 25]. К артметодам, формирующим и корригирующим художественно-речевую деятельность, относятся: инсценировки, драматизации, пантомимы, театрализованно-игровая деятельность, кукольный и пальчиковый театр. К артметодам следует отнести и игру на музыкальных инструментах (особенно ударных), стимулирующую ритморечевые навыки и слуховое восприятие. К отдельной группе артметодов относят художественно-ручной труд и детский дизайн: изготовление художественных поделок, декоративных композиций. Помимо развития всех психических процессов и моторики, эта группа артметодов мощно развивает креативные начала личности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |