АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Последним вопросом, который я предполагала рассмотреть в рамках данного исследования является вопрос о самосознании членов парижских корпораций

Читайте также:
  1. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  2. Вторая глава
  3. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
  4. Глава 0. МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ
  5. ГЛАВА 1
  6. Глава 1
  7. Глава 1
  8. ГЛАВА 1
  9. Глава 1
  10. ГЛАВА 1
  11. Глава 1
  12. ГЛАВА 1

 

Последним вопросом, который я предполагала рассмотреть в рамках данного исследования является вопрос о самосознании членов парижских корпораций. Когда я приступила к изучению источника, то надеялась там найти ответы на следующие вопросы: считали ли ремесленники, что они живут в лучшее время? или же они чувствовали, что расцвет их ждет только в будущем? если да, то как скоро и что они делали для приближения этого времени? могло ли быть такое, что, напротив, член корпораций считали, что их «золотое время» уже закончилось и идеал надо искать в прошлом?

Я предполагала, что найти ответы на эти вопросы мне помогут упоминания в статутах о прежних обычаях и оценка их, а так же оценка современного им состояния дел. В большинстве случаев упоминания представляли собой отсылки к изменениям, произошедшим во время правления короля Филиппа[41] или королевы Бланки[42]. Так, например, в I статуте «о булочниках», упоминается о том, что при короле Филиппе было запрещено продавать иноземцам свой хлеб в Париже во все дни, кроме субботы.[43] Так же в тексте встречаются отсылки даже ко времени правления Карла Мартела, в частности, в XLVIII статуте[44]. Однако оценка решениям прошлого, как правило, не дается.

Единственное, что я могла бы отметить как оценку – это ремарки к упоминаниям имен правителей. В случае, когда речь идет о Филиппе, то он называется «добрым королем»[45]. Этот эпитет очень хорошо показывает отношение к правителю. Когда же я встречала упоминания о королеве Бланке, то каждый раз рядом с ее именем была фраза «да отпустит ей бог грехи». Здесь, соответственно, можно усмотреть совершенно иное отношение. Если король Филипп был любим и уважаем, то королева Бланка, скорее, нет.

Чтобы закончить разговор об упоминаниях о прошлом в «Кинге ремесел», необходимо отметить, что среди статутов встречаются описания прецедентов. На их примере показаны необходимые изменения. Для большей наглядности, я приведу в пример LXXV статут «О галантерейщиках». В нем есть следующие строки: «Иногда случалось, что в ней [в ткани] бывало вдвое больше шелка, чем серебра, так что люди, не разбирающиеся в этом, были обмануты»[46]. Соответственно, я сделала вывод, что цель написания данного статута была предотвратить такой обман в дальнейшем. Подобные замечания встречаются и в других статутах[47].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что ремесленники XIII века не искали идеала в прошлом, так как, во-первых, не встречаются положительные прецеденты, и, во-вторых, отсутствует яркая эмоциональная окраска прошедших событий или каких-либо принятых правителями изменений.

Ожиданий насчет будущего в регистрах ремесел встречается немного. Когда я открывала сборник, то рассчитывала найти предложения по внесению изменений в регламентацию жизни и (или) производства, а так же высказанные ожидания по этим изменениям.

В действительности я встретила такие ожидания и выражение надежд преамбуле, где говорится: «в Париже в наше время много тяжб и распрей из-за порождающей тяжбы нечестной зависти и необузданной жадности, самой себе наносящей вред, и из-за неразумия людей молодых и несведущих, из-за распрей между занимающимися каким-нибудь ремеслом чужаками и городскими жителями … между сборщиками парижских пеажа и кутюм и теми, кто их должны или не должны уплачивать; и даже между нами и теми, кто имеет право суда или юрисдикцию в Париже и кто у нас просил и требовал сверх того, что он должен иметь и что имел по обычаям»[48].

Патетический характер вступительного слова меня натолкнул на мысль, что современность ремесленники не рассматривали как «золотое» время и видели идеал в будущем.

Однако ни в преамбуле, ни в каком другом месте этот идеал не был детально расписан. Если бы такая догадка была бы верна, то в самих статутах должны были бы содержаться в большом количестве новые правила, которые помогли бы исправить ситуацию. Однако нововведений, судя по ремаркам и пояснениям текстов статутов, было немного[49].

Те же предложения мастеров, которые большей частью встречаются в тексте, они, в основном, касаются назначения новых прюдомов[50] и лишь несколько раз идет речь об изменении каких-либо порядков. Так в XIX статуте ремесленники просят короля освободить прюдома изготовителей ящиков и замков к ящиками от несения караула[51]. Такую же просьбу я встретила и в XXXIII статуте (только на этот раз речь шла об изготовителях золотых и серебряных листочков)[52], а так же в LI[53], и в LVI[54].

Несколько выделяются среди прочих статутов регистры XLVII «о плотниках»[55] и XLVIII «О каменщиках»[56]. В обоих говорится об обычаях среди мастеров этого цеха, которые были установлены конкретными людьми – мастером Фуке из Тампля (плотником), бывшим, по-видимому, прюдомом и мастером Гильомом де Сент-Патю (каменщиком). У меня сложилось впечатление, что время именно этих мастеров было «золотым веком» для представителей вышеуказанных цехов. И задачей своей во время составления «Книги ремесел» они видели поддержание прежних порядков. В эту группу я бы еще включила статут XCVIII «О рыбаках королевских вод». В нем так же есть упоминания о конкретном прюдоме – Герене. Но, в отличие, от предыдущих содержания статутов, Герен, на момент составление регистра, все еще занимал свою должность[57].

Попытавшись рассмотреть ожидания от ремесленных цехов будущего, я пришла к выводу, что хотя они просили у королевской власти произвести некоторые изменения в регламентации порядка, эти изменения были малочисленны и не касались серьезных вопросов, а значит, ремесленники были довольны своей жизнь и они не имели цели «построить светлое будущее».


 

Заключение

 

Рассмотрев различные аспекты жизни ремесленников в XIII веке в Париже, я пришла к выводу, что они вполне могли считать себя живущими в «золотой век».

Объяснить такой вывод можно следующими положениями.

Во-первых, они не имели цели построить «светлое будущее». Хотя в преамбуле говорится о том, что происходит много обмана и бесчестных случаев и запись уставов должна поменять существующее положение вещей, мне кажется, что это не более чем патетичные слова, так как реально никаких серьезных нововведений в уставах не предполагалось. Кроме того, не следует забывать, что запись уставов – это запись уже существующих норм права и обычаев. Соответственно, их перенесение на бумагу могло лишь поспособствовать большему распространению их, а никак не привносить изменения.

Во-вторых, у ремесленников нет отношения к какому-либо периоду времени в прошлом, как к периоду наивысшего расцвета. В нескольких статутах упоминаются имена прюдомов, при которых соответствующие цеха достигли, по мнению их членов, наивысшего развития, но, их крайне мало. Если же мы говорим о корпорациях, в целом, то эти немногие исключения не могут кардинально поменять картину.

В-третьих, в Париже было предпринято большое количество протекционных мер. Они, с одной стороны, помогают улучшить качество товаров, производимых в стенах города (из-за строгого регламента работы, отслеживания качества сырья и т.п.), с другой, ставят ремесленников Парижа в исключительное положение, что позволяло им зарабатывать больше и жить лучше, чем ремесленникам из других мест. Причем, это осознают сами мастера и другие члены цехов.

В-четвертых, прюдомы и старшины тщательно следили за «наполняемостью» своих корпораций. Правильными они признавали только лишь свои сроки обучения. Даже если человек приходил их других краев и хотел заниматься каким-либо ремеслом в Париже, в некоторых профессиях он мог быть не допущен к этому, так как не отучился положенному в столице количеству лет. Еще одним институтом для подтверждения знаний и умений была проверка, устраиваемая старшинами цеха, которая так же показывает, что они считали себя лучшим в этом деле и в Париже, и во Франции.

Судя по таким косвенным доказательствам можно сказать, что ремесленники Парижа считали себя лучшими в XIII веке, проживавшими в свою «золотую эпоху», период расцвета своего ремесла и корпоративной системы.

 

 


 

Список литературы

Источник: Регистры ремесел и торговли города Парижа // Средние века. М., 1957. Вып. X. С. 309-362. М., 1958. Вып. XI. С. 171-221.

Литература:

1. Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV столетии. Казань, 1911.

2. Кириллова Е. Н. “Книга ремесел” Этьена Буало: аутентичный текст или логика издателей // Средние века. 2006. Вып. 67.

3. Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4 тт. // Отв. ред. А.А. Сванидзе. М., 1999, Т.2 «Жизнь города и деятельность горожан».

4. Дживилегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.

5. Кулишер И.М. Лекции по истории экономического быта Западной Европы. Пг., 1918


[1] Дживилегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902, с. 169

[2] Кириллова Е.Н. «Книга ремесел» Этьена Буало: аутентичный текст или логика издателей // СВ. 2006. Вып.67, с. 28-55

 

[3] там же

[4]Дж. Россер Ремесленные гильдии и организация труда, пер. Ведюшкина В.А. // отв. ред. Свандзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4-х т. М., 1999, Т.2., с.142-156

 

[5] Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетии. Казань, 1911

 

[6] там же с.67

 

[7] Подобной точки зрения придерживались и другие историки, как, например, А.К. Дживилегов, И.М. Кулишер

[8] Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетии. Казань, 1911, с.79-81, 86-87

 

[9] там же, с.89-92

 

[10] там же, с.92-93

 

[11] Дживилегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902

 

[12] там же, с. 184

 

[13] там же, с. 180

[14] Дживилегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902, с. 172

 

[15] отв. ред. Свандзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4-х т. М., 1999, Т.2.

 

[16] Шевеленко А.Я. Техника городских ремесел // отв. ред. Свандзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4-х т. М., 1999, Т.2, c.124-142

 

[17] Дж. Россер Ремесленные гильдии и организация труда, пер. Ведюшкина В.А. // отв. ред. Свандзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4-х т. М., 1999, Т.2., с.142-156

 

[18] там же, с. 144

 

[19] там же, с. 146

 

[20] Дж. Россер Ремесленные гильдии и организация труда, пер. Ведюшкина В.А. // отв. ред. Свандзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4-х т. М., 1999, Т.2., с.142-156, с.148

 

[21] там же, с.154

[22] ст. XI // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X.

 

[23] ст. LVII // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.

[24] ст. LIX // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.; там же, ст. LXIX

 

[25] ст. I// Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X

 

[26] там же, ст.X

 

[27] там же, ст. XII

 

[28] например, ст. LXXI (Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.) - обязательная проверка прюдомами игральных костей из кости, сделанных не в Париже; LXXVIII – проверка изделий прюдомами цеха седельщиков

 

[29] ст. L// Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X.

 

[30] там же, ст. XXVIII

 

[31] там же, ст. XXIX.

 

[32] там же, ст. XXX

 

[33] там же, ст. XXXV

[34] ст. XLII // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.

 

[35] там же, ст. LXV

 

[36] Похожее требование доказать свою «компетентность» я встретила так же в XIX (Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X.) статуте «Об изготовителях ящиков и замков к ящикам»

 

[37] Еще в XIX статуте встречается прибавление, гласящее, что если кто-либо позволит заниматься чужаку ремеслом в Париже до получения разрешения, то он позволивший уплачивает штраф. Я считаю, что это показатель корпоративной сплоченности, общности, внутри которой не должно быть разногласий. Отсутствие разногласий можно так же рассматривать как одну из составляющих лучших, идеальных цехов.

 

[38] ст. XXII// Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X.

 

[39] ст. LXIV// Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.

 

[40] там же, ст.LXXXVII

[41] I – изменение налога (вместо мюида вина 6 пар су); XVII – разрешение посылать в караул подмастерьев для ножевщиков-изготовителей черенков; XXII – обязанность изготовителей пряжек из латуни работать у открытого окна или полуоткрытой двери; LIX – установленные при Ф. налоги; LXXVI – указания как быть, если старьевщик купил одежду, о которой удалось доказать, что она украдена.

 

[42] I – освобождение старшины цеха булочников и присяжных от несения караула; LIII – ввела несение караула для сукновалов; L – запрет для сукноделов на окрашивание ткани вайдой; LXXXIV – постановления о несении караула сапожниками.

 

[43] cт. I // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X.

 

[44] ст. XLVIII // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI

[45] как, например, в XCVIII статуте

 

[46] ст. LXXV // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.

 

[47] там же, ст. XCVI – «о парижских полировщиках мечей»

[48] Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X. с. 309

 

[49] ст. LX (Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI.) – установлены четкие налоги для булавочников и говорится, что все согласились на эти условия, и те, кто «нарушит в будущем или поступит против какой-нибудь вышеупомянутой статьи» будет платить штраф.

 

[50] ст. XVIII «о замочниках и постановлениях их цеха», ст. XXII «Об изготовителях пряжек из желтой меди, из простой меди, новой и старой, и из латуни», ст. XXVIII «об изготовителях четок из кораллов и раковин», ст. LXIV «об изготовителях сальных свечей», ст. LXXI «об изготовителях пуговиц и наперстков из желтой меди, меди и латуни»

 

[51] ст. XIX, Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X

 

[52] там же, ст. XXXIII

 

[53] там же, ст. LI

 

[54] ст. LVI // Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI

[55] ст. XLVII //Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. XI

 

[56] там же, ст. XLVIII

 

[57] там же, ст. XCVIII


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)